ДОКЛАД начальника управления образования и молодежной политики администрации Урмарского района Чувашской Республики Ивановой Н.В. на августовской педагогической конференции «Воспитание и развитие личности -ключевой ориентир развития муниципальной системы образования»

ДОКЛАД

начальника управления образования и молодежной политики

администрации Урмарского  района  Чувашской Республики Ивановой Н.В.

на августовской  педагогической конференции

 «Воспитание  и  развитие  личности  -

ключевой ориентир развития муниципальной системы образования»

 

 27 августа  2020 года

 

Добрый день, уважаемые коллеги, участники и гости конференции!

Ежегодная августовская встреча - это большой педагогический совет, который дает нам возможность подвести итоги прошедшего учебного года, обсудить и проанализировать назревшие проблемы, определить пути их решения, наметить перспективы дальнейшего развития образования района.

Муниципальная система образования продолжает развиваться в контексте государственной образовательной политики, направленной на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего современным требованиям.  Именно качество образования является основной имиджевой составляющей любой образовательной организации и формирует у социума спрос на получение образовательных услуг в конкретном образовательном учреждении.

Тема сегодняшней  конференции актуальна.

В новом учебном году модернизация воспитательной деятельности образовательных организаций,  внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Урмарского района станет одной из ключевых задач в системе образования.

И  озадачить педагогические коллективы  этим вопросом нужно уже сегодня,  обсудить, какие формы и методы лучше использовать в целях воспитания у наших детей чувства патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества, к закону, традициям и окружающей среде.

Также в Послании Президента Федеральному Собранию этого года обозначены основные задачи перед системой образования в предстоящем учебном году: это обеспечение учащихся начальных классов горячим питанием, повышение оплаты за классное руководство, подготовка квалифицированных кадров.

 

Уважаемые коллеги!

Распространение коронавирусной инфекции стало своеобразным вызовом для многих социально-экономических отраслей и не обошел стороной образование. Одним из «осложнений» COVID-19 стало разрушение привычной отлаженной системы образования и перевод учеников школ на дистанционное обучение. Перед работниками сферы образования возник ряд критически важных задач: как сохранить на качественном уровне образовательный процесс и максимально снизить риски заражения для детей.

Переход на дистанционный режим обусловил новые требования для педагогов: высокий уровень владения цифровыми сервисами, способность к самоорганизации, гибкость и адаптивность к новым условиям. В крайне сжатые сроки учителям пришлось перестроиться на новый режим работы с учениками.

Вынужденный переход на дистанционное обучение с использованием дистанционных технологий помог родителям, обществу, всем нам осознать важность и ценность школы.

Кризис, связанный с пандемией, заставил образовательные учреждения ускоренными темпами менять подход к образованию. Педагоги района справились с организацией дистанционного обучения, несмотря на то, что при переходе на новый формат учителя  столкнулись со множеством трудностей: были и технические трудности, и психологическая неготовность к такому формату обучения, и  нагрузка на них возросла в несколько раз.

Надо отметить, что в дистанционном обучении имеются и положительные моменты, благодаря дистанционному обучению учителя смогли по-иному взглянуть на учебный процесс, развить и усовершенствовать свои методики, обогатить арсенал педагогических приемов.

Для обучающихся школ тоже в такой форме обучения можно увидеть положительные стороны. При подобной форме образования огромную роль играет самообразование,  ведь в процессе дистанционного обучения большую часть материала ученик осваивает самостоятельно и учится рационально пользоваться временем.

Непростой для всех участников образовательного процесса учебный год завершен. Сегодня мы с вами подведем итоги деятельности системы образования района прошлого учебного года и наметим приоритетные задачи на предстоящий учебный год.

 

Уважаемые  коллеги!

Муниципальную систему образования района составляют 24 организации, в том числе 14 школ, 7 детских садов, 3 организации дополнительного образования. На территории района функционирует ДОЛ «Романтика».

 Муниципальная система образования совершенствуется и развивается, обеспечивая права граждан на образование. Главным организационно - финансовым механизмом развития является муниципальная программа «Развитие системы образования в Урмарском районе», разработанная с учетом показателей региональных проектов. 

Одно из направлений современной образовательной политики – создание единой непрерывной целенаправленной системы воспитания и обучения. Начало этой системы – дошкольное образование.

 Задача развития и повышение качества дошкольного образования всегда была приоритетной в нашем районе. Создание новых мест, развитие форм дошкольного образования, укрепление материальной базы дошкольных организаций являются главными механизмами реализации современной образовательной политики в районе.

На сегодняшний день  на территории Урмарского района функционируют 7 дошкольных образовательных учреждений  с общим количеством 661 воспитанник и  11 общеобразовательных учреждений, имеющие 19 дошкольных групп с количеством 319 воспитанников. Общее количество  воспитанников по району составляет 980.

Важным показателем полноценного функционирования и доступности качественного образования является охват детей его услугами.

В нашем районе в области дошкольного образования решена задача по достижению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Удовлетворенность потребности населения в услугах дошкольного образования составляет 100%.

Вся деятельность системы дошкольного образования района направлена на повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования. 

            Оказание помощи родителям в исполнении функций воспитателя своих детей является одной из основных задач национального проекта «Современные родители».

Надо отметить, что воспитание родителей – это международный термин, работа с родителями должна быть важной частью нашей педагогической деятельности. Все образовательные организации обязаны возродить в новом формате родительский всеобуч, создать родительские клубы, продолжить работу советов отцов, матерей.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Для оказания помощи родителям в вопросах обучения и воспитания в районе созданы и успешно функционируют 8 консультативных пунктов.

В районе созданы 8 консультационных пунктов:   4 - в  дошкольных учреждениях (МБДОУ «Детский сад №1 «Березка», МБДОУ «Детский сад №2 «Колосок», МБДОУ «Детский сад № 3 «Зоренька», МАДОО «Детский сад «Родничок»);

3 –  в общеобразовательных учреждениях (МАОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е. Егорова», МАОУ «Большеяниковская СОШ», МБОУ «Мусирминская СОШ»);

1 -  на базе сектора опеки и попечительства администрации Урмарского района.

За 2019/2020 учебный год консультантами оказано  887 услуг  психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Из них, консультантами дошкольных учреждений - 370 услуг, общеобразовательных учреждений - 485, сектора опеки и попечительства администрации Урмарского района - 32 услуги.

           Кроме того, на базе информационно - методического центра управления образования и молодежной политики администрации Урмарского района создана  консультационная площадка оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей  в рамках регионального проекта «Родители 3.0»  (Приказом управления образования и молодежной политики администрации Урмарского района от  10.07.2019 №156).  За текущий учебный год  консультационной площадкой управления образования и молодежной политики администрации Урмарского района оказана 141 услуга.

Родители обращались в консультативные пункты по разным темам: от вопросов по дошкольному воспитанию до  вопросов по подготовке детей к государственной итоговой аттестации.

ü  Консультирование по педагогическим вопросам воспитания и обучения обучающихся

ü  Предоставление методической помощи при освоении детьми образовательных программ дошкольного, общего, среднего профессионального образования

ü  Консультирование по вопросам определения готовности старшего дошкольника к обучению в школе, а также информирование о возможных путях формирования готовности ребенка к школе

ü  Консультирование по вопросам адаптации детей в дошкольных образовательных, в общеобразовательных организациях

ü  Консультирование по вопросам подготовки детей к государственной итоговой аттестации

ü  Информирование в сфере дополнительного образования детей

ü  Консультирование по вопросам профориентации

ü  Консультирование по вопросам формирования и развития речи у детей

ü  Психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

 

Уважаемые коллеги!

            Как видите, вопросы очень разнообразные и требуют от педагогов постоянного самообразования и повышения квалификации. Методической службе района, руководителям образовательных учреждений, предметным Ассоциациям необходимо работать над совершенствованием программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям.

В течение учебного года была организована работа по повышению качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС. Для успешного решения данной задачи была продолжена работа постоянно действующего семинара для заведующих и старших воспитателей. Руководители и воспитатели дошкольных учреждений повышали свою квалификацию, участвуя в обучающих семинарах, различных тематических курсах. Педагоги дошкольных образовательных учреждений района были активными участниками мероприятий, круглых столов, проведенных ИМЦ управления образования и молодежной политики и Чувашским республиканским институтом образования.

В новом учебном году кроме задач обеспечения доступности предстоит решать задачи повышения качества дошкольного образования, в том числе за счет создания современной развивающей предметно-пространственной среды, повышения квалификации работников детских садов, а также через активизацию работы  по развитию вариативных форм дошкольного образования.


 

Уважаемые коллеги!

Повышенное внимание всегда уделялось и уделяется общему образованию.  Именно на этом уровне осуществляется больше всего инновационных проектов. Реализация профильного обучения, проведение профориентационной работы, развитие инновационной деятельности, внедрение электронного образования, обеспечение безопасности, повышение профессионального мастерства педагогов остаются в числе приоритетов сферы образования.

Общее образование является базовым в образовательной системе, формирует основные навыки учащихся, необходимые компетенции, способствует их профессиональному самоопределению.

В системе общего образования района функционируют 14 общеобразовательных учреждений, из них:5 средних, 9 основных школ. В них в новом 2020-2021 учебном году  будет обучаться 2281 ученик (из них, в 9-х классах -222 , 11-х классах -98). Впервые за парты сядут 244 первоклассника.

В рамках проекта «Современная школа» в районе систематически ведется работа по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, укреплению материально-технической базы.

Обеспечение общедоступного качественного образования невозможно без решения инфраструктурных вопросов и формирования безопасного, комфортного и современного образовательного пространства. Это - одно из приоритетных направлений муниципалитета.

В 2020 году на капитальный ремонт 5-ти образовательных организаций из  республиканского бюджета  выделено более 56 млн. рублей (Мусирминская СОШ, Чубаевская СОШ, Детский сад №2 «Колосок», Детский сад №1 «Березка», ДОЛ «Романтика»).

На замену оконных блоков в 9-ти образовательных учреждений выделено с республиканского бюджета более 8 млн. руб.

Кроме этого, в Урмарском районе  в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в 2020 году капитально отремонтирован спортзал в Кульгешской школе, на  эти цели направлено более 748,0 тыс. рублей, в том числе из ФБ- 721,8 тыс. руб., республиканского бюджета  - 3,7 тыс. руб., местного бюджета – 22,4 тыс. руб.

В связи со значительным износом зданий образовательных учреждений возникает много хозяйственных вопросов. Управление образования совместно с администрацией района старается решать их по мере необходимости, возможности и срочности.

Выражаю  благодарность  всем  руководителям,  коллективам  всех учреждений  за  ответственное  отношение  и  качественную  работу  по подготовке  образовательных  учреждений  к  началу  нового  учебного  года.

                                                 

Уважаемые коллеги!

В Урмарском районе в прошедшем учебном году особое внимание уделялось повышению качества общего образования через создание современных условий обучения, в том числе с привлечением средств федерального и республиканского бюджетов. В рамках федерального проекта «Современная школа» особое внимание было  обращено  на сельские школы. На базе  Урмарской школы с 1 сентября прошлого учебного года  функционирует  центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», где уже решаются задачи обновления содержания образования, повышения профессионального уровня учителей, в том числе в части умения транслировать это новое содержание, а также создания современных условий обучения по программам дополнительного образования по таким предметным областям как «Основы безопасности жизнедеятельности», «Технология», «Информатика».

В рамках плана мероприятий данного проекта с 1 сентября этого года начнут работу еще два  Центра образования «Точка роста» - в МАОУ «Большеяниковская СОШ» и МБОУ «Мусирминская СОШ». (в  Большеяниковской и Мусирминской средних школах).

Работа по созданию современных условий будет продолжена до 2024 года, но нам с вами уже сейчас необходимо активно использовать  в своей работе имеющиеся ресурсы и организовывать сетевое взаимодействие между школами, которое сегодня становится современной  высокоэффективной технологией, позволяющей учреждениям динамично развиваться.

Реализация национального проекта «Образование» дает нам дополнительные средства для создания современных условий  и  получения качественного образования нашими детьми.

Одной из важнейших задач в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию является  обеспечение бесплатным горячим питанием всех обучающихся начальных классов.

В районе ведется целенаправленная работа по созданию в школах необходимой  инфраструктуры, системы снабжения школьных столовых качественными продуктами.

В августе  т.г.  организована  поставка  холодильного оборудования для пищеблоков общеобразовательных организаций Урмарского района на сумму  1 млн.173 тыс. 962 рубля.

В новом учебном году в 1-4 классах школ района будет обучаться  921 ученик. С 1 сентября текущего года все обучающиеся  начальных классов должны быть охвачены бесплатным горячим, качественным, сбалансированным питанием.

До всех общеобразовательных учреждений района доведены Методические рекомендации Роспотребнадзора по организации питания обучающихся начальных классов для изучения и использования в работе.

В связи с этим в школах района в начале учебного года необходимо провести родительские собрания и собрания трудового коллектива по вопросу ознакомления с Методическими рекомендациями Роспотребнадзора «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях», «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций», а также проведение анкетирования среди обучающихся и их родителей с целью улучшения системы организации питания в школах в новом 2020-2021 учебном году.

Перед руководителями образовательных учреждений стоит важная задача - привести инфраструктурные и технологические условия по организации питания к началу 2020/21 учебного года в полное соответствие санитарному законодательству.

Подчеркну, что вопрос организации бесплатного горячего питания младших школьников будет находиться на особом контроле Правительства, Министерства образования, Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике, депутатов и общественности.

 

Уважаемые коллеги!

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Повышение качества общего образования являлось в прошедшем учебном году основным направлением деятельности как управления образования и молодежной политики, так и всех образовательных организаций района.

Единая политика в области образования, выстроенная в последние годы, позволила нам двигаться в сторону повышения качества образования.

Государственная итоговая аттестация - важный инструмент управления качеством образования.

В этом году формат проведения ЕГЭ  скорректирован: экзамены проведены только для тех ребят, которые  планируют  продолжить обучение в вузе.

В итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 2020 году принял участие  91  выпускник текущего года. 9 выпускников 11- х классов ЕГЭ не сдавали, выбрав различные траектории (поступление в СПО, устройство на работу, прохождение срочной службы по призыву).

Единый государственный экзамен в пункте проведения экзаменов (ППЭ-023) МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова»  проводился по 9 общеобразовательным предметам (русский язык, математика профильная, история, обществознание, физика, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), химия, биология, английский язык).

Экзамены прошли без нарушений и технологических сбоев, на высоком организационном уровне, при строгом соблюдении всех процедурных моментов, мер безопасности и рекомендаций,  прописанных Роспотребнадзором.

Для проведения ЕГЭ в 2020 году в ППЭ-023 МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова» задействовано 14 аудиторий, все они оборудованы камерами видеонаблюдения в режиме онлайн. Видеонаблюдение организовано в целях обеспечения спокойной, рабочей обстановки проведения ОГЭ и ЕГЭ, максимального исключения появления шума, перемещения лиц, присутствующих в ППЭ по коридорам.

В подготовке и организации ЕГЭ в ППЭ-023 приняли участие 49  педагогических работников, которые осуществляли функции организаторов в аудитории, организаторов вне аудитории, руководителя ППЭ.

23 выпускника района по результатам ЕГЭ набрали 90 и более баллов, 14 из них  -  по русскому языку (в 2019 году – 11 чел).

п/п

Фамилия, имя выпускника

Предмет

 

Балл

Наименование школы

ФИО учителя

1.

Романова Виктория

Русский язык

98

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Риманова Т.А.

2.

Симушкина Ульяна

Русский язык

98

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Ларионова Е.И.

3.

Грачева Софья

Русский язык

96

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Риманова Т.А.

 4.

Иванова Мария

Математика проф.

96

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Шмелева Т.Л.

5.

Кашаева Анастасия

Русский язык

96

МАОУ «Большеяниковская СОШ»

Дзюба Л.Я.

6.

Назарова Ольга

Русский язык

96

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Риманова Т.А.

 

7.

Петрова Анастасия

Русский язык

96

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Риманова Т.А.

8.

Назарова Ольга

Обществознание

95

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Колоколова Л.К.

9.

Тимофеева Есения

Химия

95

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Максимова Г.Г.

10.

Андреева Татьяна

Русский язык

94

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Бондарева С.В.

11.

Васильева Ульяна

Русский язык

94

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Риманова Т.А.

12.

Николаева Елена

Русский язык

94

МАОУ «Шоркистринская СОШ»

Иванова И.Н.

13.

Риманова Надежда

Русский язык

94

МАОУ «Большеяниковская СОШ»

Дзюба Л.Я.

14.

Тимофеева Есения

Русский язык

94

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Риманова Т.А.

15.

Аверьянова Кристина

Русский язык

91

МБОУ «Мусирминская СОШ»

Степанова Т.А.

16.

Назарова Ольга

История

92

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Галкина И.М.

17.

Иванова Мария

Русский язык

91

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Бондарева С.В.

18.

Павлов Владимир

Русский язык

91

МАОУ «Большеяниковская СОШ»

Дзюба Л.Я.

19.

Романова Виктория

Биология

91

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Николаева К.А.

20.

Тимофеева Есения

Биология

91

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Николаева К.А.

21.

Григорьева Олеся

Обществознание

90

МАОУ «Большеяниковская СОШ»

Кириллова Л.И.

22.

Егоров Александр

Обществознание

90

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Колоколова Л.К.

23.

Симушкина Ульяна

Литература

90

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Ларионова Е.И.

В 2020 году аттестат с отличием и медаль «За особые успехи в учении» выданы выпускникам 11 класса, которые имеют итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам учебного плана на уровне среднего общего образования. Результаты ЕГЭ при выдаче аттестатов одиннадцатиклассникам не учитывались.

Аттестаты с отличием и медаль «За особые успехи в учении» получили 32 выпускника из 100 (что составляет 32%),   (в 2019 году - 16 выпускников из 104 (15,4%).

Наименование школы

Количество выпускников, награжденных медалью  "За особые успехи в учении" и аттестатом особого образца

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова»

17 из 56 (30,4 %)

МАОУ «Большеяниковская СОШ»

6 из 15 (40 %)

МБОУ «Мусирминская СОШ»

6 из 16 (37,5 %)

МБОУ «Шоркистринская СОШ»

3 из 13 (23%)

Итого:                    2020 год

32 из 100 (32%)

                                2019 год

16 из 104 (15,4%)

 

Анализ результатов ЕГЭ выпускников, награжденных медалями «За особые успехи в учении»,  показывает, что итоговые отметки, выставленные общеобразовательными учреждениями  по русскому языку, математике не во всех школах подтвердились результатами итоговой аттестации. 2 выпускника (МБОУ «Мусирминская СОШ»,  МБОУ «Шоркистринская СОШ») не смогли набрать необходимое количество баллов для преодоления минимального порога по данным предметам. Менее 70 баллов получили по 1 одному выпускнику Урмарской, Большеяниковской школ.

По результатам анализа объективности  оценивания успешности выпускников можно сделать вывод, что не все учащиеся справились с психоэмоциональным состоянием,  в недостаточной степени была организована  индивидуальная работа учителей - предметников  и педагогов-психологов. Ведется недостаточный контроль со стороны администрации общеобразовательных учреждений за объективностью оценивания уровня качества знаний учащихся.

Руководителям общеобразовательных учреждений  необходимо:

ü  организовать индивидуальную работу с педагогами с целью предупреждения  необъективности текущего контроля знаний учащихся;  с выпускниками 11-х классов, претендующими на медаль «За особые успехи в учении» по подготовке к ЕГЭ;

ü  усилить контроль работы администрации школ по организации внутришкольного контроля.

Анализируя итоги единого государственного экзамена, видим, что есть чему порадоваться, но есть и над чем задуматься и поработать.

Уважаемые коллеги!

От имени управления образования и молодёжной политики выражаю  благодарность  администрации  и  коллективу Урмарской средней школы, всем работникам пункта проведения экзамена,  кто  принимал  участие  в  проведении  государственной итоговой  аттестации,  всем,  чья  слаженная  и  четкая  работа  позволила провести экзамены в штатном режиме, на высоком организационном уровне, строго  в  соответствии  с  установленным  Порядком. 

На основании решения Минпросвещения России в этом году для учащихся 9-х классов экзамены  (ОГЭ) не проведены, итоговые оценки в аттестат выставлены на основании годовых. Такое решение принято на основе рекомендаций органов здравоохранения, исходя из эпидемиологической ситуации в стране и необходимых требований защиты здоровья детей и педагогов.

В 2020 году аттестат с отличием получили 26 выпускников 9 класса из 243 (что составляет 10,7 %). В 2019 году- 29 из 201(14,2%).

 

Наименование школы

Количество выпускников 9 класса, получивших аттестат особого образца

МАОУ «Урмарская СОШ им Г.Е.Егорова»

12 из 114 (10,5 %)

МАОУ «Большеяниковская СОШ»

-

МБОУ «Мусирминская СОШ»

-

МБОУ «Староурмарская СОШ»

1 из 7 (14,3 %)

МБОУ «Шоркистринская СОШ»

5 из 17 (29,4 %)

МБОУ «Арабосинская ООШ»

-

МБОУ «Ковалинская ООШ»

-

МБОУ «Кудеснерская ООШ»

-

МБОУ «Кульгешская ООШ им. Н.А. Афанасьева»

-

МБОУ «Синекинчерская ООШ им. М.Н. Юхмы»

1 из 4 (25 %)

МБОУ «Челкасинская ООШ»

-

МБОУ «Чубаевская ООШ»

2 из 10 (20 %)

МБОУ «Шигалинская ООШ»

1 из 4 (25 %)

МАОУ «Шихабыловская ООШ»

4 из 19 (21 %)

Итого:                      2020 год

26 из 243 (10,7%)

                                  2019 год

29 из 204 (14,2 %)

 

Уважаемые коллеги!

В начале этого учебного года будет проведена диагностика знаний учащихся  в форме Всероссийских проверочных работ. Согласно графику, ВПР необходимо провести в сентябре - октябре 2020 года с целью проведения входного мониторинга качества образования, результаты которого должны помочь образовательным организациям выявить имеющиеся пробелы в знаниях у обучающихся для корректировки программ по учебным предметам на 2020/2021 учебный год.

ВПР по программе предыдущего года обучения будут проводиться на 2-4 уроках по решению школ. День проведения работ школа определяет самостоятельно.

Считаю, что результаты ВПР важны для всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся и родителей, чтобы понять, какие пробелы есть в подготовке учащихся и над чем нужно дополнительно поработать. Поэтому проведение такого мониторинга осенью сохраняет свою актуальность.

Образовательной организации рекомендуется актуализировать локальные нормативные акты о порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации с учетом проведения ВПР.

Мы понимаем, что начало нового учебного года — эмоционально сложный период для ребят. Тяжело приходить в классы после длинных летних каникул, снова адаптироваться к школе. А уж в этом году, после самоизоляции, тем более. Но важно понять: эти контрольные нужны не для того, чтобы выставить какие-то оценки. Оценок, влияющих на успеваемость, не будет, но данные помогут определить уровень знаний и понять, какие пробелы остались после дистанционного обучения.

Коллеги, еще один важный момент. Хочу напомнить о честном проведении данной внешней оценки знаний обучающихся. ВПР нужно рассматривать как ресурс повышения качества образования, и не надо бояться честных результатов. Без объективной картины нельзя управлять системой образования, невозможно заниматься содержательной работой. Только на основе объективных данных учителя смогут скорректировать программы по учебным предметам и вести целенаправленную систематическую работу по устранению пробелов в знаниях обучающихся.

Профильное обучение

Введение профильного обучения - одно из основных направлений нынешней образовательной реформы.

Дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, подготовка к самостоятельному жизненному выбору в общеобразовательных учреждениях осуществляется через профильное обучение.

В условиях современной экономики и модернизации общего образования одной из ведущих форм организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях является углубленное изучение отдельных учебных предметов в рамках профилей обучения.

Профильное обучение старшеклассников в районе осуществляется по естественно-научному, технологическому, социально-экономическому, гуманитарному направлениям.

Необходимость активно работать с детьми, выявлять их способности и предпочтения, знакомить с профессиями и помогать выбрать правильную образовательную траекторию и профессию признают как родители, так и государство. 

Несомненно, профильное обучение необходимо, но в совокупности с активной профориентационной работой.  Ребенок должен быть уверен в своем выборе, чтобы получал впоследствии удовольствие от профессиональной деятельности.

На современном этапе развития образовательной системы возникает необходимость открытия новых направлений в профильном обучении старшеклассников. Одно из таких направлений - физкультурно-спортивное.

Ценность создания в школах  классов физкультурно-спортивного профиля заключается не только в своевременном выявлении, поддержке и самосовершенствовании обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры и спорта, но и в формировании у обучающихся основ здорового образа жизни. А это - одна из важнейших задач воспитания,  которая сегодня остро стоит перед школой и родителями.

 

Уважаемые коллеги!

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

На протяжении ряда лет одним из приоритетных и значимых направлений образовательной политики района является реализация эффективных механизмов сопровождения одаренных, способных, высокомотивированных детей.

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие является одним из главных аспектов деятельности педагогического коллектива школ.

Важное  направление  работы  с  одаренными  детьми    организация участия обучающихся школ района во Всероссийской олимпиаде школьников.

Количество участников на районных олимпиадах школьников составило 980  учащихся По итогам муниципального этапа ВОШ определено 53 победителя и 134 призёра (что составляет 19, 1 % от кол-ва участников).

К сожалению, наблюдается тенденция уменьшения количества победителей и призеров на муниципальном уровне.

 

 

Победители

Призеры

Кол-во призовых мест

Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова

24

45

69

Большеяниковская СОШ

6

12

18

Мусирминская СОШ

7

11

18

Шоркистринская СОШ

3

11

14

Кульгешская ООШ

2

9

11

Шигалинская ООШ

6

4

10

Шихабыловская ООШ

1

8

9

Кудеснерская ООШ

1

7

8

Челкасинская ООШ

 

8

8

Ковалинская ООШ

0

6

6

Староурмарская СОШ

0

6

6

Чубаевская ООШ

2

4

6

Синекинчерская ООШ

1

3

4

Арабосинская ООШ

 

 

 

ИТОГО:

53

134

187

 

На муниципальном этапе региональной олимпиады школьников по чувашскому языку и литературе, культуре родного края приняли участие 107 учащихся.

По итогам проведения этих олимпиад определены 9 победителей и 16 призёров.

Региональный этап призван отобрать лучших среди победителей и призеров муниципального этапа.  В 2020 году на региональном этапе приняли участие 54 обучающихся, набравшие необходимое количество баллов для прохождения на данный этап.

Эффективность участия на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2020 году составила 9,6 % (в 2019 году - 16,67%, в 2018 году – 16,67%).

 

Список призеров

III этапа (республиканского) Всероссийской олимпиады школьников, региональной олимпиады школьников, интеллектуальных игр

по Урмарскому району в 2019-2020учебном году

 

Предмет

Резуль

тат

ФИО

 учащегося

Класс

Школа

ФИО учителя

1

География

призер

Васильева Полина

9

МБОУ «Мусирминская СОШ»

Архипова Э.В.

2

Русский язык

призер

Иванова Мария

11

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Бондарева С.В.

3

Русский язык

призер

Тимофеева Дарья

11

МАОУ «Большеяниковская СОШ»

Дзюба Л.Я.

4

Технология

призер

Иванова Мария

11

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Васильева О.В.

5

Экология

призер

Солодовников Никита

9

МАОУ «Большеяниковская СОШ»

Табакова Т.Р.

6.

Чувашский язык  с русским языком обучения

призер

Макарова Ксения

10

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Левина Г.А.

7.

Интеллектуальные игры (математика)

призер

Трофимов Егор

4

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Михеева М.А.

8.

Интеллектуальные игры (окружающий мир)

призер

Нарсова Мария

4

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

Степанова Т.А.

9.

Интеллектуальные игры (чувашский язык)

призер

Кузьмина Марина

4

МБОУ «Кульгешская ООШ им. Н.А.Афанасьева»

Виноградова Л.А.

10.

Интеллектуальные игры (чувашский язык)

призер

Александрова Ульяна

4

МБОУ «Шоркистринская СОШ»

Иванова В.Л.

 

Отдельная тема – это  подготовка обучающихся к участию во всероссийской олимпиаде школьников. Нам совместно необходимо пересмотреть на всех уровнях подготовку ребят к участию в олимпиадах, методическое сопровождение  олимпиадного движения и в ближайшие годы  улучшить позиции района в региональном рейтинге. Для этого у нас, коллеги,  имеются все необходимые ресурсы: неравнодушные педагоги,  любопытные школьники, создаются все условия обучения в школах района. Сегодня в нашем распоряжении есть современные инструменты – цифровые платформы Российской электронной школы, Мобильного образования, Учи.ру, электронная школа Знаника, Яндекс Учебник, Фоксфорд и другие.

Проблема поиска и поддержки талантливых и одаренных детей решается на государственном уровне.  В  республике и районе делается немало для того, чтобы дети смогли реализовать свои таланты и возможности.

Школьники, которые показывают высокие достижения в области различных учебных дисциплин, могут претендовать на различные виды стипендий:

1. Именные  стипендии Главы Чувашской Республики

Именные  стипендии Главы Чувашской Республики присуждаются ежегодно  школьникам, успевающим в изучении учебных предметов на «хорошо» и «отлично», являющимся лауреатами и дипломантами международных, всероссийских, республиканских предметных олимпиад школьников, турниров, смотров, творческих конкурсов, обладающих высокими гражданскими качествами.

В прошлом учебном году такой стипендии удостоены 3 школьника:

Данилова Екатерина Юрьевна, обучающаяся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики

Иванова Мария Владимировна, обучающаяся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г.Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики

Романова Инга Владимировна, обучающаяся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кульгешская основная общеобразовательная школа им. Н.А. Афанасьева» Урмарского района Чувашской Республики.

Размер именной  стипендии Главы Чувашской Республики составляет 400 рублей ежемесячно.

2. «Специальные стипендии для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность»

В течение 2020 года специальную стипендию в размере 1830 рублей ежемесячно получают 17 представителей молодых людей Урмарского района.

3.   С 2011 года обучающиеся школ района получают стипендии, учрежденные главой администрации Урмарского района.

По итогам 2019-2020 учебного года 20 учащихся общеобразовательных учреждений удостоены стипендии главы администрации Урмарского района, достигшие значительных результатов в учебной, исследовательской, научной, творческой, производственной, спортивной, общественной деятельности.

Стипендиаты

главы администрации Урмарского района в 2020-2021 учебном году

ФИО

Наименование ОУ

1.

Андреева Юлия Максимовна

МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова»

2.

Левин Виктор Валерьевич

3.

Макарова Ксения Юрьевна

4.

Михайлов Артур Юрьевич

5.

Риманова Татьяна Михайловна

6.

Тихонов Виктор Валерьевич

7.

Сергеева Дарья Владимировна

МАОУ «Большеяниковская СОШ»

8.

Солодовников Никита Сергеевич

9.

Казакова Эллина Юрьевна

МБОУ «Мусирминская СОШ»

10.

Петрова Екатерина Валерьевна

11.

Алексеев Максим Александрович

МБОУ «Староурмарская СОШ»

12.

Николаева Кристина Сергеевна

МБОУ «Шоркистринская СОШ»

13.

Алексеева Карина Геннадьевна

МБОУ «Ковалинская ООШ»

14.

Андреева Виолетта Владимировна

МБОУ «Кудеснерская ООШ»

15.

Сидорова Галина Владимировна

МБОУ «Кульгешская ООШ им. Н.А. Афанасьева»

16.

Егорова Полина Николаевна

МБОУ «Синекинчерская ООШ им. М.Н. Юхмы»

17.

Федорова Оксана Александровна

МБОУ «Челкасинская ООШ»

18.

Венедиктова Ангелина Львовна

МБОУ «Чубаевская ООШ»

19.

Иваншкина Анастасия Геннадьевна

МБОУ «Шигалинская ООШ»

20.

Сабакаева Александра Александровна

МАОУ «Шихабыловская ООШ»

 

 

Понимая, что развитие системы поддержки талантливых учащихся, создание единого пространства общения, обмен опытом является важной задачей в системе образования,  для обучающихся школ района в истекшем учебном году проведен районный конкурс «Ученик года-2020». Данный конкурс прошел  на базе МАОУ «Шихабыловская ООШ».

12 талантливых, одаренных детей приняли участие в данном конкурсе. Для кого-то конкурс стал серьезным испытанием, для кого-то пробой сил, а для кого-то – это прекрасной возможностью продемонстрировать свои способности, уже открытые таланты и показать себя с лучшей стороны.

Победителем районного конкурса «Ученик года -2020» стала Фролова Арина, ученица 10 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шоркистринская средняя общеобразовательная школа».

Фролова Арина, участвуя во Всероссийском конкурсе «Большая перемена», вышла в полуфинал данного конкурса в номинации «Твори», тем самым подтвердив свое успешное выступление на районном конкурсе «Ученик года».

В новом учебном году нам  предстоит  продолжить работу  с  одаренными  детьми, по активному участию обучающихся школ района на научно-практических конференциях, исследовательской деятельности  и фестивалях творчества.

 

Уважаемые коллеги!

Повышение качества образования невозможно без дополнительного образования детей как неотъемлемой части образовательного процесса.

Региональный проект «Успех каждого ребенка» обозначил ключевым приоритетом повышение доступности услуг в сфере дополнительного образования детей.

Важным показателем здесь является увеличение охвата детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в возрасте от 5 до 18 лет, к 2024 году до 80 % .

В 2019-2020 учебном году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием в нашем районе составляет  73% от общей численности детей соответствующего возраста (1672 обучающихся).

Лицензию на образовательную деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых имеют 13 школ, но, к сожалению, малое количество дошкольных учреждений имеют лицензии на ведение дополнительной образовательной деятельности. Это одна из возможностей по увеличению охвата детей дополнительным образованием.

Прошу руководителей дошкольных учреждений еще раз вернуться к этому вопросу, изучить потребности, имеющиеся условия либо факторы препятствующие переоформлению лицензий.

В прошедшем учебном году главной новеллой на пути к повышению доступности стало - внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДО).

Сертификат – это персональная гарантия государства конкретному ребенку того, что за его образование заплатит государство независимо от того, какие кружки или секции и в какой организации (муниципальной или частной) он выберет. Используя сертификат, ребенок вместе с родителем может самостоятельно формировать свою образовательную траекторию. Система персонифицированного учета в 2019-2020 учебном  году внедрена во всех учреждениях дополнительного образования.

Целенаправленная  работа  по  разностороннему  развитию  и  воспитанию  детей проводится  учреждениями дополнительного образования: Домом детского творчества, детско-юношеской спортивной школой, Урмарской детской школой искусств.

В этих учреждениях созданы все необходимые условия для дополнительного образования детей.

В районе созданы условия для развития массового детско-юношеского спорта,  личностного развития конкретного учащегося, формирования позитивных изменений уровня культурного образования обучающихся с помощью всех возможных форм творческого образования.  И это приносит  конкретные положительные  результаты.

Результаты АОУДОД «Урмарская ДЮСШ им. А.Ф.Федорова»

Дата проведения

Наименование соревнований, место проведения

Ф.И.О., место

14-15.09.2019

Всероссийские соревнования по МТБ в дисциплине «кросс-кантри» г. Псебай

Боредский Руслан (мужчины) – 1-е

Иванов Николай (юниоры) – 1-е

Горшков Артем (юниоры) – 2-е 

20-23.09.2019

Чемпионат и первенство России по МТБ в дисциплине «гонка в гору» г. Псебай

Боредский Руслан (мужчины) – 1-е

Иванов Николай (юниоры) – 3-е

Александров Даниил (юниоры) – 3-е

25-27.10.2019

Чемпионат и первенство России по МТБ в дисциплине «велокросс» г. Ижевск

Александров Даниил (юниоры) – 3-е

26.10.2019

Чемпионат и первенство России по МТБ в дисциплине «велокросс»

Александров Даниил (юниоры) – 3-е

20-22.11.2019

Чемпионат и первенство ЧР по плаванию

Твердова Валерия  (100в/с) – 2-е (чемпионат ЧР)

Платонова Виктория (400в/с) – 3-е

Платонова Виктория (800в/с) – 3-е

(первенство ЧР) 

22-25.11.2019

Международный турнир среди юношей 2004-2005г.р.

г.Атырау, Казахстан

Алексеев Илья (71кг.) – 1-е

24-27.01.2020

Первенств России по борьбе самбо среди дев. 2002-03г.р.

г. Екатеринбург

Кириллова Анастасия (44кг.)  - 3-е

По итогам республиканских соревнований в 2019 году 3 спортсмена выполнили спортивный разряд КМС (Кандидата в мастера спорта):

 Тимофеев Денис Олегович, 2001 г.р., борьба самбо (тренер – преподаватель Уливанов Лев Кузьмич); Михайлов Димитрий Сергеевич, 1994 г.р., борьба самбо (тренер – преподаватель Никитин Иван Николаевич); Твердова Валерия Витальевна, 2004 г.р., плавание (тренер – преподаватель Алешин Игорь Владимирович.

 

Обучающиеся Урмарской детской школы искусств  в прошедшем учебном году добились значительных результатов, в копилку школы добавились победители, призеры, лауреаты и дипломанты на Международном, Всероссийском, Межрегиональном, региональном уровнях (на слайде):

Всероссийский  и международный уровни:

ü  I место на Всероссийском  конкурсе «Краски Чувашии»;

ü  II место в республиканском этапе Всероссийского детского фестиваля народной культуры «Наследники традиций»;

ü  лауреаты I степени, дипломант I, III степени V всероссийского конкурса «Спой ты мне про войну»;

ü  лауреат I степени, дипломант I степени II Всероссийского конкурса профессионального и педагогического мастерства «Мастерство и вдохновение»;

ü  Лауреат Международного фестиваль - конкурса вокально-хореографического,  театрально-художественного и инструментального творчества «Калейдоскоп талантов»;

ü  лауреаты  II, III степени VI Всероссийского фестиваля-конкурса профессионального педагогического мастерства «Престиж»;

ü  лауреат II степени отборочных туров Восемнадцатых молодежных Дельфийских игр России в Чувашской Республике;

ü  лауреат III степени XII Всероссийского конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах;

ü  дипломант III Всероссийского вокально- инструментального конкурса «Хаваслах».

Межрегиональный уровень:

ü  лауреаты I, II, III степени XIV Открытого межрегионального фестиваля-конкурса художественного творчества «Вдохновение»;

ü  лауреаты I, II степени межрегионального конкурса молодых исполнителей на духовых  и ударных инструментах, посвященного юбилею В.А. Важорова; 

ü  лауреаты III степени, дипломант I степени V Межрегионального очно-заочного конкурса исполнителей на классической гитаре «Гитара многоликая»;

ü   лауреаты III степени IV Межрегионального конкурса-фестиваля творческих коллективов «Туфелька Купидона».

Республиканский уровень:

ü  лауреаты I республиканского интерактивного фестиваля исполнительского мастерства игры на народных инструментах «Музыкальная карусель»;

ü   дипломант I степени I Всероссийского конкурса юных исполнителей фортепианной музыки «Маленький пианист»;

ü  II место в профориентационном конкурсе рисунков и сочинений «Профессия моей мечты» в рамках федерального проекта «Билет в будущее»;

ü  лауреаты республиканского педагогического конкурса разработок мероприятий внеурочной деятельности «Новые идеи».

Вся учебно-воспитательная, методическая деятельность МБОУДО «Дом детского творчества» в 2019-2020 году осуществлялась в рамках модернизации системы образования в Чувашской Республике, Года Памяти и Славы в РФ, 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.  За 2019 – 2020 учебный год на базе Дома детского творчества было проведено более 60 мероприятий, в числе которых муниципальные этапы всероссийских, республиканских конкурсов и акций, а также районные мероприятия, соревнования и турниры.

 

Огромен  спектр  мероприятий,  проводимый  образовательными учреждениями во внеурочное время в рамках патриотического воспитания.  В планы воспитательной работы всех образовательных учреждений включены месячники  гражданского  и  патриотического  воспитания,  вахта  Памяти, Уроки  мужества,  встречи  с выдающимися  земляками,  исторические викторины,  литературно-музыкальные  композиции,  мероприятия, посвященные государственным праздникам, Дням воинской славы, походы и экскурсии по родному краю.

  В патриотическом воспитании детей большую роль играют военно-патриотические клубы и объединения, поисковые клубы и отряды, юнармейские отделения.

Движения «Юные друзья пожарных», «Юные друзья полиции», действующие в общеобразовательных учреждениях, помогают решать не только вопросы привития у учащихся чувства патриотизма и гражданской ответственности, но и воспитывают такие черты характера, как самодисциплина, сила воли и мужество.

В системе дополнительного образования района
реализовываются много проектов по развитию лидерства, наставничества, волонтерства.  

В школах района активно действуют 13 волонтерских команд, в которых участвуют около 200 школьников. Ребята занимаются пропагандой здорового образа жизни, организацией мероприятий патриотической направленности, ведут тимуровскую работу, оказывают адресную помощь ветеранам войны, облагораживают территории Парка Победы участвуют в экологических мероприятиях.

В этой сфере в деятельности хочу отметить следующую задачу перед коллективами образовательных учреждений, которую надо всегда держать на контроле - популяризация идей добровольчества в молодёжной среде, получение навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач, а также стимулирование и поддержка общественных инициатив.

Уважаемые коллеги!

Великая  история  страны,  своего  родного  края  – неисчерпаемый  кладезь  воспитания  у  подрастающего  поколения  чувства патриотизма,  гордости  за  свой  великий  народ.

В этом году  родная республика празднует знаменательный юбилей – 100-летие образования Чувашской автономной области. 

В целях приобщения к национальной культуре, обычаям и традициям чувашского народа, воспитания духовности и патриотизма подрастающего поколения, в рамках данного юбилея 100-летия Чувашской автономной области в образовательных  учреждениях Урмарского района проводились множество мероприятий. В связи с введением режима повышенной готовности на территории Чувашской Республики мероприятия  в основном  проходили в дистанционном формате.

В образовательных учреждениях проведены:

ü дистанционная научно-практическая конференция «Язык – это история народа»

ü заочная викторина для обучающихся 1-11 классов, посвященная 100-летию образования Чувашской автономии

ü традиционное участие в республиканских акциях «Все чувашский диктант 2020», «Эпӗ чăвашла калаҫатăп»

ü  Обучающиеся кружкового объединения «Родная сторона» (МБОУ «Кульгешская ООШ им.М.Н.Юхмы) стали призёрами республиканской онлайн-игры «Знатоки Чувашии»

Участие в республиканских мероприятиях:

ü республиканский педагогический форум «От пера до софта»

ü республиканская онлайн-игра «Знатоки Чувашии» для учащихся 1-11 классов образовательных учреждений

ü республиканский конкурс чтецов прозаических произведений на чувашском языке «Чéрé сǎмах» / «Живое слово»

Районные мероприятия:

ü историко-краеведческая конференция исследовательских  и проектных  работ   «Чебоксары сквозь века»

ü дистанционная  викторина « Лучший знаток  чувашского края»

ü круглый стол «Преподавание истории  с использованием национально – регионального компонента»

ü муниципальный заочный этап республиканского конкурса чтецов «Чéрé сǎмах» / «Живое слово»

Уважаемые коллеги!

В Чувашской Республике идет  широкое обсуждение проекта подпрограммы «Сохранение, изучение и развитие чувашского языка» государственной программы Чувашской Республики «Развитие культуры и туризма».

Рассматриваемый документ направлен на сохранение и развитие чувашского языка как важного национального признака и основы духовной культуры чувашского народа, повышение престижа чувашского языка и создание необходимых условий для его активного использования в общественной жизни.

Вхождение  в современный  поликультурный мир, воспитание  уважительного  отношения  к культурам  невозможно без знаний духовных и культурных  ценностей народа, его языка.  Нужен  комплексный  подход к решению задач по повышению престижа, значимости  и ценности  чувашского языка. Такой подход как раз и лежит в основе  подпрограммы  «Сохранение, изучение  и развитие   чувашского языка».

В настоящее время в обществе возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества на примере чувашского компонента.

Также акцентирую внимание руководителей школ на то, чтобы уроки  чувашского языка, литературы и культуры  родного края  помимо обучения должны ставить развивающую и воспитательную цели, и содержание уроков должно быть наполнено конкретными механизмами реализации поставленных задач.

 

 

Уважаемые коллеги!

Тема сегодняшней конференции  созвучна с темой республиканской педагогической конференции, которая прошла 21 августа т.г.  Тема воспитания широко обсуждалась  и на секционных площадках на уровне республики и района, где принимали участие руководящие и педагогические работники, представители ассоциаций учителей – предметников.

Выбор такой тематики обусловлен тем, что Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил исправить сложившуюся ситуацию в действующей воспитательной системе и создать реальную систему воспитательной работы с подрастающим поколением. 31 июля т.г. им  подписан Закон об укреплении воспитательной составляющей в системе образования.

Согласно действующему Закону об образовании, образование состоит из двух частей – воспитания и обучения. Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность гражданина, объединяют общество.

Что касается обучения, существует много подзаконных актов. Процесс обучения строится на основе федеральных государственных образовательных стандартов и школьных программ. Нужно признать, что воспитательная составляющая в образовательных учреждениях имеет проблемы. Радует то, что проблема ответственности за воспитание будет решена законодательно. 

В Закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения по вопросам воспитания. Установлен механизм организации воспитательной работы, которая войдет в состав образовательных программ.

Как это будет осуществляться на практике?

Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы должны быть включены в соответствующую образовательную программу учреждения образования. Рабочая программа должна определять цель, задачи, направления и темы, формы, средства и методы воспитания, а календарный план — конкретный перечень событий и мероприятий воспитательной направленности.

Составление  и утверждение программы возложено (возлагается) на  образовательные организации.

В разработке рабочих программ имеют право принимать участие представительные советы обучающихся, советы родителей.

 «Законом «предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Закон призван усилить такие составляющие школьной программы, как посещение музеев, театров, выставок, передовых предприятий, поможет укрепить связь школ с другими социальными и культурными организациями.

Закон вступит в силу 1 сентября 2020 года у нас  с вами будет  ровно год для того, чтобы разработать школьную рабочую программу по воспитанию, а также календарный план воспитательной работы, оформить все необходимые документы для включения их в образовательную программу и приведения данных программ в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

Отмечу, это не дополнительная бюрократическая нагрузка на школы, это  систематизация той работы, которая уже ведется образовательными организациями.

Реализуя эти направления, нам необходимо искать новые формы, не пренебрегая сложившейся системой воспитательной работы, включая школьников в социально-значимые дела с использованием широкого диапазона интерактивных видов деятельности.

Как уже было отмечено, воспитание  подрастающего  поколения  – задача  общегосударственная. Это стратегический национальный приоритет, требующий работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

 

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. Именно на них лежит особая ответственность за воспитание, за работу с детьми.

152 классных  руководителя, что составляет 58,2% от общего количества педагогических работников района, являются связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом.
Ведь именно классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой с обучающимися.

 Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед школой государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

В этом учебном году серьезная поддержка в виде доплаты ожидает классных руководителей.

В соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина предусмотрено с 1 сентября 2020 года осуществлять выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство в размере не менее 5 тысяч рублей с сохранением ранее установленных доплат, которые получают педагогические работники за классное руководство. Указанная сумма будет доплачиваться независимо от количества детей в классе. 

 

Уважаемые коллеги!

Мы все осознаем, что для реализации новых задач, поставленных сегодня перед образованием, необходим педагог, хорошо владеющий современными компетенциями и технологиями.

Успешное образование невозможно без высококвалифицированных, подготовленных кадров.

В  образовательных  учреждениях  района  работают   399  педагогов  (из них в школах    261 человек, в дошкольных учреждениях  – 97 , учреждениях дополнительного образования – 41 педагог).    78 % педагогов имеют высшее образование.  Первую  квалификационную  категорию  имеют 266 (66,7 %) человек, высшую  – 122 чел. (30,6%).

 

Качественный состав руководящих и педагогических работников образовательных учреждений характеризуется, в первую очередь, наличием высшего профессионального образования, квалификационной категории, своевременностью прохождения курсовой подготовки.

В районе ведется систематическая и планомерная работа с кадрами, что способствует  положительной динамике по данным показателям.

Ключевым вопросом в кадровом обеспечении отрасли является привлечение и закрепление молодых специалистов.

В новом учебном году в образовательных организациях района численность молодых педагогов (до 3-х лет) составляет 7 человек (2,6 % от общей численности педработников района).

Одно из решений кадровой проблемы – это воспитание будущих педагогов из своих выпускников и заключение с ними договоров в рамках целевого приема на педагогические специальности. Еще один путь решения проблемы подготовки педагогических кадров – открытие профильных педагогических классов и ранняя профориентация школьников на получение профессии учителя.  

Обращаю внимание, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет заключать договоры на целевое обучение не только с выпускниками  общеобразовательных организаций, но и с теми, кто уже обучается по соответствующей образовательной программе, то есть со студентами 2-4 курсов. Это отличная возможность, она поможет студентам войти в профессию и позволит привлекать всё больше талантливой молодежи в педагогическую среду.

Также имеется еще один ресурс для решения кадрового вопроса в образовательных учреждениях района. Все вы знаете, что с 1 января 2020 года вступил в силу профессиональный стандарт педагога, который позволяет привлекать для работы в общеобразовательные организации в качестве учителей выпускников вузов, имеющих, например, подготовку в области математики, технологии,  но при этом не имеющих педагогического образования.

 

Перед системой образования стоит задача планомерного осуществления кадровой политики, направленной на:

ü  подготовку учителей в рамках целевого обучения;

ü  активное привлечение выпускников вузов, расположенных на территории региона, осуществляющих подготовку учителей, а также бакалавров (магистров) в области преподаваемых в школах предметов, но не получивших педагогического образования;

ü  закреплению молодых специалистов в образовательных организациях.

Важной  формой  повышения профессионального мастерства  являются профессиональные  конкурсы.

Конкурсы профмастерства «Учитель года», «Воспитатель года», «Самый классный классный», «Сердце отдаю детям» способствуют выявлению талантливых педагогов, распространению передового педагогического опыта, новых идей.

В прошедшем учебном году 14 учителей приняли участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года-2020».

 Победителем муниципального этапа конкурса стала Яковлева Ирина Валерьевна, учитель чувашского языка и литературы МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е. Егорова».

  10 воспитателей дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп при общеобразовательных учреждениях района приняли участие в муниципальном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года – 2020».

Победителем муниципального этапа и лауреатом республиканского этапа профессионального конкурса «Воспитатель года – 2020» стала Николаева Екатерина Геннадьевна, воспитатель детского сада  №3 «Зоренька».

 13 классных руководителей приняли участие в муниципальном этапе конкурса «Самый классный классный-2020».

Победителем муниципального  этапа профессионального конкурса «Самый классный классный» стала Русакова Татьяна Валерьевна, классный руководитель 11 класса МАОУ «Большеяниковская СОШ».

В конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям-2020» приняли 14 педагогов дополнительного образования.

Романова Светлана Васильевна, руководитель кружкового объединения «Родная сторона» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кульгешская основная общеобразовательная школа им. Николая Афанасьевича Афанасьева» стала победителем данного конкурса.

Результаты профессиональных конкурсов говорят о том, что в школах и детских садах работают инициативные, талантливые педагоги со своими идеями, готовые претворять их в жизнь.

 

Уважаемые участники конференции!

Вся  проводимая  нами  многоплановая  работа направлена  на  создание необходимых  современных  условий  для  обучения  и  развития  ребенка, сохранения и укрепления его здоровья с целью достижения качественного образования и успехов в воспитательной системе.

В течение последних лет сделано немало в части укрепления материально-технической базы образовательных организаций,  вложены значительные средства в создание качественных условий для школ и детских садов. Успешная реализация многих проектов, систематическая работа с кадрами повлияли достижению значительных положительных результатов в системе образования района.

            Позвольте мне их назвать:

ü  МАОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа им.Г.Е.Егорова» Урмарского района Чувашской Республики стала победителем «Всероссийского смотр-конкурса образовательных организаций «Школа года - 2020»

ü  МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Егорова» вошло в число  победителей конкурсного отбора на получение гранта Главы Чувашской Республики в размере 200 тыс. рублей.

ü  МБДОУ «Детский сад № 3 «Зоренька»  стала Победителем открытого Всероссийского смотр - конкурса «Детский сад года -2020».

ü     Афанасьева Алена Юрьевна, заместитель директора МАОУ «Большеяниковская СОШ» заняла 1 место в региональном этапе Всероссийского конкурса на лучшего работника сферы государственной молодежной политики в номинации «Руководитель подведомственного учреждения органа власти муниципального образования Чувашской Республики или органа исполнительной власти Чувашской Республики, реализующего государственную молодежную политику» 

ü  Урмарский район-победитель республиканского конкурса муниципальных программ по работе с детьми и молодежью

ü  Лауреатом Премии имени Анатолия Луначарского стала преподаватель Урмарской детской школы искусств Михайлова Маргарита Павловна. Она удостоена денежного поощрения в размере 250 тыс. рублей.

 Названные достижения безусловно радуют и вдохновляют нас на дальнейшую плодотворную работу.

 

Уважаемые коллеги!

Предстоящий учебный год будет иметь особенности в связи с эпидемиологической ситуацией по распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Новый учебный год для образовательных организаций начинается с целого ряда задач и действий, определенных постановлениями Роспотребнадзора.

В связи с этим всем образовательным учреждениям необходимо провести детальный анализ действующих внутренних нормативно-правовых актов, а также разъяснений и рекомендаций уполномоченных ведомств и должностных лиц в области санитарно-профилактических и противоэпидемических мер, предпринимаемых для обеспечения безопасности участников образовательных отношений.

1 сентября дети сядут за парты, но с соблюдением всех мер безопасности и требований Роспотребнадзора.

 

Уважаемые коллеги!

Впереди  у  нас  новый  учебный  год, новые  планы,  новые  задачи,  которые  потребуют  от нас значительных усилий, напряженной творческой работы, терпения и целеустремленности.

Желаю  всем  нам  исполнения    планов,  творческих  успехов  и радости  от  полученных  результатов, здоровья, счастья и благополучия!

С началом нового учебного года!