Выступление начальника управления образования и молодежной политики администрации Урмарского района Ивановой Н.В. «Приоритетные задачи системы образования Урмарского района в ходе реализации национального проекта «Образование»

ДОКЛАД

начальника управления образования и молодежной политики

администрации Урмарского  района  Чувашской Республики Ивановой Н.В.

на августовской  педагогической конференции

«Приоритетные задачи системы образования Урмарского района в ходе реализации национального проекта «Образование»

 

27  августа  2019  года

 

Добрый день, уважаемые коллеги, участники и гости конференции!

Мы рады  приветствовать вас всех перед началом нового учебного года на нашей традиционной августовской педагогической конференции, в ходе которой будут определены приоритетные направления деятельности системы образования и задачи на перспективу. Тема конференции: «Приоритетные задачи системы образования Урмарского района в ходе реализации национального проекта «Образование».

Оценивать  эффективность  любой  деятельности  целесообразно  с позиции  достижения  поставленных  целей  и  задач.  С  этой  точки  зрения сегодня  уместно  отметить  положительные  моменты  и  проблемные  точки в системе образования Урмарского района, требующие особого внимания.

Основная задача муниципалитета в системе образования – это создание необходимых условий по достижению высокого качества образования в образовательных организациях. Ключевые векторы развития системы образования обозначены в майском указе Президента России № 204 и отражены в новом национальном проекте «Образование», в реализации которого Урмарский район принимает активное участие.

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач:

Это вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе наших исторических и культурных традиций. Из этих двух больших

 

целей майского указа Президента России вытекают задачи, которые легли в основу региональных проектов нацпроекта «Образование». Это проекты, посвященные школе, родителям, волонтерству, ранней профориентации, непрерывному образованию, социальной активности, цифровой образовательной среде, и все это подчинено развитию образовательного пространства.

На сегодняшний день с Министерством образования Чувашской Республики подписаны 6 соглашений и утверждены рабочие планы по реализации 6 региональных проектов на территории Урмарского района. Эти проекты отражены на слайде.

В своем докладе я остановлюсь на достижениях, проблемах и задачах по этим направлениям, поскольку нам необходимо соотнести актуальное состояние районной системы образования с теми стратегическими направлениями, по которым предстоит большая работа в республике, а значит и в нашем муниципалитете.

 

Уважаемые  коллеги!

Предлагаю  более  подробно  рассмотреть  уровни системы образования Урмарского района, отметив  основные достижения прошлого учебного года и обозначив задачи развития в новом учебном году.

Сегодня, говоря о портрете выпускника общеобразовательной школы,  мы понимаем, что его основы закладываются на уровне дошкольного образования. И поэтому дошкольное образование является основополагающим уровнем системы общего образования.

Основное внимание в прошлом учебном году было уделено выполнению приоритетных направлений государственной политики в сфере дошкольного образования с учетом запросов населения на образовательные услуги.

На сегодняшний день  на территории Урмарского района функционируют 7 дошкольных образовательных учреждений  с общим количеством 786 воспитанников и  11 общеобразовательных учреждений, имеющие 19 дошкольных групп с количеством 357  воспитанника. Общее количество

 

воспитанников по району составляет 1143. Удовлетворенность потребности населения в услугах дошкольного образования составляет 100%.

О  качестве  предоставления  дошкольного образования на территории района говорят достижения  наших детей.   Воспитанники детских  садов  под  руководством  своих  наставников  участвуют  в муниципальных, республиканских и Всероссийских конкурсах.

Традиционными районными мероприятиями стали:

1.                Районная интеллектуальная игра «Умный ребенок» среди детей старшего дошкольного возраста дошкольных образовательных учреждений Урмарского района (на базе МБДОУ «Детский сад №1 «Березка»);

2.                Районный конкурс детского творчества «Веселая карусель» по номинациям: «Вокально-хоровое пение», «Танцевальное творчество», «Инструментальное исполнение», «Театральное искусство» (на базе МБДОУ «Детский сад №4  «Ромашка»);

3.                Фестиваль – конкурс «Рождественская звездочка» (на базе МАДОО «Детский сад «Родничок»);

4.                Проведён районный  спортивный праздник «Малышиада»  среди детей старшего дошкольного возраста образовательных учреждений Урмарского района по зонам: «Прыжки», «Бег», «Метание», «Мяч» (На базе АО УДОД  «Урмарская ДЮСШ им А.Ф.Федорова»)

5.                Спортивный праздник «Папа, мама, Я – спортивная семья»

6.                Районный конкурс среди детей старшего дошкольного возраста дошкольных образовательных учреждений Урмарского района «Шашечный турнир».

Вышеназванные мероприятия отличаются не только красочными выступлениями  наших  малышей,  но  и  особой  атмосферой  доброты  и творчества. 

 Вся деятельность системы дошкольного образования района направлена  на обеспечение каждому воспитаннику того уровня развития, который позволил бы

 

 

ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

Конечная цель дошкольного учреждения: социализация и подготовка детей к обучению в школе. Действующий Закон об образовании определил дошкольное образование как один из уровней образования. В детских садах необходимо выстраивать системную работу по подготовке ребенка к школе. Должно быть взаимодействие в течение учебного года между дошкольными и общеобразовательными учреждениями на основании совместного плана работы, и этот план должен реализовываться.

Очередная насущная задача дошкольного образования – это развитие инновационных и введение вариативных организационных форм.

На базе дошкольных образовательных учреждений района созданы и работают инновационные и экспериментальные площадки: 

- на базе детского сада «Родничок» действует инновационная площадка «Педагогические условия позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии» 

- Экспериментальная площадка по парциальной программе «Социокультурные истоки» - на базе детского сада №1 «Березка».

Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать детей в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям, связанных с их образовательным уровнем. Каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

В связи с этим, перед дошкольными образовательными учреждениями района в новом учебном году ставлю задачу - вплотную заняться внедрением инновационной деятельности и развитием вариативных форм дошкольного образования.

В целях оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных учреждений ставлю задачу перед информационно-методическим центром  в новом учебном году разработать  и ввести рейтинговую систему оценки деятельности учреждений, включающую в себя показатели по оценке готовности дошкольников к началу школьного обучения, внедрение здоровьесберегающих технологий, организацию инновационной деятельности, кадровую политику, итоги участия детей и педагогов в конкурсах различных уровней.

 

Уважаемые коллеги!

Школьное образование находится  в  центре внимания государственной  политики,  как  на  федеральном, региональном,  так  и  на  муниципальном  уровне. 

Важнейшим направлением национального проекта «Образование» является региональный проект «Современная школа».

В районе большое внимание уделяется укреплению материальной базы и развитию инфраструктуры образовательных учреждений.

Ежегодно одним из основных мероприятий по подготовке образовательных организаций к новому учебному году является проведение капитального и текущего ремонтов. В 2019 году с целью улучшения материально-технической базы школ в рамках Комплекса мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в Кудеснерской школе проведен капитальный ремонт спортивного зала. На данные цели из бюджетов всех уровней выделено школе 1 000 010,00 рублей (из федерального бюджета 952 500 рублей, республиканского бюджета 60 800 рублей и местного бюджета 60 800 рублей).

В рамках реализации проекта развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах проведен капитальный ремонт кровли здания Синекинчерской школы на сумму  690,9 тыс. рублей.

В этом году  на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году из муниципального бюджета выделено более 6 миллионов рублей, в т.ч. на ремонтные работы, разработку проектно-сметной документации, софинансирование по капитальному ремонту, приобретение строительных материалов. Часть средств использована  для устранения нарушений и замечаний, указанных в предписаниях контролирующих органов.

Сделано немало, но по-прежнему в образовательных организациях района велика потребность в проведении  ремонтных  работ,  так  как  капитальных  ремонтов   во многих  зданиях и сооружениях в течение ряда лет  не  проводилось.

Выражаю  благодарность  руководителям, коллективам всех учреждений за ответственное отношение и качественную  работу  по  подготовке  образовательных  учреждений  к  началу нового  учебного  года.  Конечно,  в  связи  со  значительным  износом  зданий образовательных  учреждений  возникает  много  хозяйственных  вопросов.  К сожалению, одномоментно решить все проблемы школ и детских садов невозможно.

С этой трибуны хочется сказать большое спасибо администрации района, Урмарскому районному Собранию депутатов  за поддержку и внимательное  отношение  к проблемам образования и активное  участие  в  решении  всех  вопросов  системы образования.   

 

Уважаемые коллеги!

Реализация регионального проекта «Современная школа» предусматривает расширение возможности для предоставления качественного образования для школьников, формирование у ребят современных технологических и гуманитарных навыков.

В рамках данного проекта с 1 сентября этого года в Урмарской средней школе появится Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

На базе Центра планируется реализация общеобразовательных программ по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» с обновленным содержанием и материально-технической базой, а также программ дополнительного образования по IT (айти) -технологиям, медиатворчеству, шахматному образованию, проектной и внеурочной деятельности.

Хочется отметить, что преподавание технологии и основ безопасности жизнедеятельности в нашем районе поставлено на достаточно высокий уровень, что подтверждается результатами участия школьников на региональном этапе всероссийской олимпиады. К сожалению, мы не можем говорить об успехах в преподавании предметов математики и информатики. В течение ряда лет, обучающиеся нашего района не могут войти в рейтинговый список для участия на региональном этапе Всероссийской олимпиаде школьников по данным предметам.

Надеемся, что данный современный центр «Точка роста» откроет новые возможности для наших обучающихся и будет импульсом для совершенствования преподавания предметов.

Ещё один вызов времени, связанный со стремительным развитием технологий и цифровой экономики, - это изменившийся запрос общества и работодателей на «качество выпускника». Современная жизнь требует от выпускника образовательной организации комплексного решения многоуровневых проблем, эмоционального интеллекта, быстрого реагирования на происходящие изменения.

Эффективность системы образования с точки зрения её результативности невозможно рассматривать без образовательных результатов обучающихся и педагогов. В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур. 

Первая важная процедура – это единый государственный экзамен (ЕГЭ), вторая – государственная итоговая аттестация девятых классов (ГИА-9), ключевой формой которой является ОГЭ. Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах, в том числе, в будущем, и на уровне дошкольного образования при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).

Кроме того, Россия принимает участие в международных исследованиях оценки качества образования. Участие Чувашской Республики в международных исследованиях планируется в 2020 году. Оценку знаний обучающихся дополняют исследования профессиональных компетенций педагогов.

В 2018-2019 учебном году доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших успешно  ЕГЭ (единый государственный экзамен) по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам – 100 %.

17 учащихся района набрали 90 и более баллов, из них 10 человек высокие баллы (от 90 до 100 баллов) набрали по русскому языку.

100 баллов по русскому языку набрала Максимова Елизавета, выпускник Урмарской школы им Г.Е.Егорова (учитель – Иванова Ирина Николаевна).

Аттестаты с отличием и медаль «За особые успехи в учении» получили 16 выпускников, что составляет 15,1% от общего количества выпускников.

       

  В государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в истекшем учебном году приняли участие 206 выпускников  9 классов из 15 школ района.

203 выпускника сдавали экзамены в форме ОГЭ и 3 выпускника с ограниченными возможностями здоровья – в форме ГВЭ.

Аттестат об основном общем образовании особого образца получили 23 выпускника.

  Средний балл по русскому языку по району составил 3,95 (в 2018 г. – 3,93). Качество знаний 56,61 %. (в 2018 г.- 54,16%). Доля выпускников, успешно сдавших данный предмет составляет -  99,50%. (в 2018 г.- 98,70%)

По математике средний балл по району составил 3,72 (в 2018 г.- 3,58), качество знаний – 33,83%, (в 2018 г.- 33,04%) Доля выпускников, успешно сдавших данный предмет составляет – 98,51 % (в 2018 г. – 93,48%).

Если сравнивать результаты сдачи ГИА выпускниками прошлого года по обязательным предметам, то по русскому языку и математике наблюдается тенденция увеличения среднего балла так же, как и качество знаний по району.

По предметам по выбору большее количество выпускников выбрали такие предметы как обществознание (85 чел. – 41,3%), биология (76 чел.- 36,9%), география (72 чел. – 35%).

Успешность сдачи ГИА в 9 классах составила 100% по всем предметам, кроме предметов русский язык, математика, биология, химия, география, обществознание.

Доля учащихся 9 классов, успешно сдавших все экзамены ОГЭ выше «2», уменьшилось по сравнению с прошлым годом и  составила 96,6 %. К сожалению, 7 учеников, не преодолев минимального порога по трем и более предметам, остались без документа об образовании (3,4%). Эти обучающиеся имеют возможность получить аттестат после сдачи экзаменов в дополнительные (сентябрьские) сроки.

 В целом, если сравнить результаты сдачи ГИА в 9 классах в 2019 году в разрезе школ района, то можно отметить более качественную подготовку выпускников Ковалинской и Шигалинской основных школ.          

Результаты  основного  государственного  экзамена  в  9  классах  свидетельствуют  о   том,  что  математика  остается  для  школьников  самым трудным  для  освоения  предметом,  средний  бал  по  математике самый низкий  из  всех  предметов. Высокой  остается  доля  девятиклассников,  не готовых сдать экзамен с первого раза.

Всесторонний анализ результатов государственных экзаменов по математике последних лет показывает, что особое внимание следует уделять решению задач с практическим содержанием,  формированию вычислительной культуры  обучающихся  на  протяжении  всего  периода обучения  в  основной  школе,   а также повышению качества изучения геометрии.

Итоги  государственной  аттестации  выпускников  текущего  года,  с одной стороны,  подтвердили  в  целом  стабильный  уровень  обученности, соответствующий  требованиям  государственных  образовательных стандартов,  с  другой  стороны,  выявили  ряд  проблем,  требующих пристального  внимания  педагогических  и  руководящих  работников  школ, направленных на повышение его результатов.

В системе оценки качества образования на сегодняшний день единый и основной государственные экзамены являются самыми объективными инструментами. Управление образования района обращает внимание на необходимость проведения детального анализа результатов экзаменов, на основе которого руководителям учреждений в новом учебном году предстоит грамотно организовать работу по повышению квалификации педагогов, а педагогическим коллективам – разработать индивидуальные траектории обучения учащихся.

Следуя принципу «необучаемых детей нет», в каждом  образовательном учреждении должна быть  налажена системная работа со всеми детьми, в том числе испытывающими затруднения в освоении образовательных программ. В этой связи хотела бы поблагодарить коллег, которым удается справляться со сложной задачей обучения детей с различными нарушениями здоровья, с реализацией новых федеральных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптированных образовательных программ и достигать успешных результатов обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Сегодня также хочу поблагодарить  всех,  кто  причастен  к проведению  экзаменов.  Мы  справились  со  всеми  организационными  и технологическими  трудностями  проведения  ЕГЭ  и  ОГЭ.

Важным инструментом оценки уровня знаний школьников по отдельным учебным предметам являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). На счет Всероссийских проверочных работ мнения педагогов разделяются.

Но данный вид оценки качества необходим, в  первую очередь,  педагогу, методисту,  руководителю  школы  для  выстраивания  дальнейшей  работы, выбора  форм,  технологий,  методик  обучения. 

Обучающиеся  пишут ВПР в отличие от  государственных  экзаменов, во  время  уроков  в  своих школах и проверяются учителями  своей школы. И объективность оценки становится  ответственностью  педагогического  коллектива  школы.

Все  результаты  ВПР  в  преддверии  нового  учебного  года  должны  быть проанализированы  в  педагогических  коллективах, на заседаниях методических  объединений  и  учтены  при  определении  программ повышения квалификации педагогов.

Одной из главных задач образовательного учреждения  является то, чтобы каждый выпускник нашел свое место в жизни, продолжил получение образования на новой ступени.

Результатом обучения учащихся, а, значит, и результатом сопровождающего его мониторинга является успешность выпускников школы в жизни, адаптация их в социуме.

Показателем, который характеризует один из факторов результативности работы общеобразовательного учреждения, является устройство выпускников 9-х и 11 классов.

Анализируя данные о занятости выпускников текущего года нужно сказать, что профессиональные траектории всех выпускников 9-х и 11-х классов школ района определены. Прошу обратить внимание на слайд.

 

 Уважаемые коллеги!

Одной из приоритетных социальных задач государства и общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Поддержка способной и талантливой молодежи является важнейшим направлением национального проекта «Образование».

Всероссийская  предметная  олимпиада  школьников является действенным  механизмом  выявления  и  поддержки  одаренных  детей  и молодежи.  Это - одна из самых распространенных форм работы с одаренными детьми в школе и занимает особое место в ряду интеллектуальных соревнований. 

Олимпиада позволяет дополнительно работать с талантливыми детьми, раскрывать и развивать их интеллектуальный потенциал, создаёт условия для их самореализации.

В последние годы, как результат планомерной работы педагогических коллективов общеобразовательных учреждений, наблюдается устойчивая тенденция активного участия школьников в предметных олимпиадах.

По итогам муниципального этапа ВОШ определено 64 победителя и 198 призёров (19  % от кол-ва участников).

Тройку лидеров по эффективности участия на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников составляют Кульгешская,  Урмарская, Большечакинская школы.

Стабильные результаты показывают Кудеснерская, Чубаевская, Шигалинская основные школы.  Позитивные изменения имеются в Арабосинской, Челкасинской школах.

Количество победителей и призеров на региональном этапе ВОШ является важным показателем качества преподавания предметов.  В рейтинговый список для участия на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников вошли 67 обучающихся по 15 предметам. Следует констатировать, что обучающиеся школ нашего района не прошли рейтинговый уровень по 5 предметам: по математике, английскому, французскому, немецкому языкам, астрономии и не смогли участвовать на региональном этапе.

На региональных олимпиадах по чувашскому языку и литературе и культуре родного края приняли участие 15 человек, из них победителями и призерами стали - три ученика.

Надеемся, что данная информация будет полезна руководителям общеобразовательных учреждений для анализа и принятия управленческих решений, направленных на развитие и совершенствование  системы работы с одаренными детьми.

Уважаемые коллеги!

От уровня профессионализма педагогических кадров напрямую зависит качество деятельности образовательного учреждения. Именно поэтому к образовательному уровню педагогических и  руководящих работников  предъявляются самые высокие требования. 

Сегодня  особое значение приобретает   непрерывное обучение и профессиональное совершенствование педагога. Следует отметить, что все педагоги района своевременно проходят курсы  повышения квалификации, участвуют в различных тематических семинарах, круглых столах и форумах.

Мы все осознаем, что для реализации новых задач, поставленных сегодня перед образованием, необходим современный педагог, хорошо владеющий и своим базовым предметом и самыми передовыми педагогическими технологиями.

«Учитель  будущего»  - так называется один из ключевых региональных проектов в рамках нацпроекта «Образование». Первостепенная задача проекта: не менее половины учителей должны пройти переподготовку, так  как  без творческого и профессионального роста  учителей  выполнить  новые  задачи, стоящие перед системой образования,   будет  просто  невозможно.

Проект «Учитель будущего» предполагает поэтапное внедрение национальной системы учительского роста. В этом году планируется охватить 5% учителей.

Важной составляющей проекта является вовлечение молодых педагогов в различные формы сопровождения и наставничества в первые три года работы.

С 1 сентября 2019 года к работе в образовательных учреждениях приступают 4 молодых педагога. Закреплению молодых педагогов в образовательных учреждениях способствует практика наставничества и умелое их сопровождение. В целях поддержки молодых педагогов, вовлечения их в профессиональную деятельность, формирования потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании в районе создан Совет молодых педагогов, который в последнее время заметно активизировал свою деятельность.

В рамках регионального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» в 2021-2022 годах в Чувашии будут созданы два Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов.

Укрепление кадрового потенциала остается важным направлением в системе образования. В повышении педагогического мастерства учителя высока роль профессиональных конкурсов.

Победителем профессионального конкурса «Воспитатель года Чувашии – 2019» стала Юнатанова Антонина Анатольевна, воспитатель детского сада «Родничок».  Это редкий случай, когда жюри признало педагога из сельской образовательной организации лучшим в республике.

С 16 по 21 ноября текущего года Антонина Анатольевна примет участие на заключительном этапе X Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России», который будет проходить в Московской области. Пожелаем ей успеха!

Также необходимо отметить, что учитель английского языка высшей квалификационной категории Арабосинской школы Кузьмин Александр Иванович стал лауреатом другого престижного конкурса профессионального мастерства «Учитель года Чувашии -2019».

Ефимов Ефим Михайлович   преподаватель Урмарской детской школы искусств стал победителем республиканского конкурса на присуждение денежного поощрения Главы Чувашской Республики и удостоен гранта в размере 20 тысяч рублей.

Как следствие, победы в профессиональных конкурсах различных уровней  – это результат эффективного использования организационных ресурсов коллективов образовательных учреждений  и успешной командной работы.

 

 

«Успех каждого ребенка» - так называется следующий региональный проект. Суть проекта - формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Широкие возможности для этого открывает система дополнительного образования.

Стратегическим направлением работы по реализации нацпроекта является обеспечение увеличения числа детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам. Необходимо отметить, что последовательное осуществление мероприятий по формированию эффективной системы дополнительного образования детей, развитию научной и творческой среды в образовательных организациях позволило обеспечить 70-ти процентный охват детей в возрасте от 5 до 18 лет (69,5%).

В рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» на территории Урмарского района внедряется система получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ с выдачей сертификатов дополнительного образования. Персонифицированное финансирование предполагает определение и закрепление за ребенком денежных средств в объеме, необходимом и достаточном для оплаты выбираемого им или его родителями дополнительного образования, с последующей передачей средств в организацию дополнительного образования или индивидуальному предпринимателю. В настоящее время создана инфраструктура АИС «Реестр сертификатов». Обладателями сертификата станут 800 детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории района

В районе созданы условия для предоставления детям широкого спектра услуг в сфере дополнительного образования.  Данные услуги наши дети могут получить в Урмарской детской школе искусств, Доме детского творчества, Урмарской детско-юношеской спортивной школе имени Алексея Федоровича Федорова, а также в секциях, объединениях, кружках, созданных на базе школ, получивших лицензию на этот вид деятельности.

В целях создания условий для обеспечения в Урмарском районе эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования на базе Дома детского творчества создан опорный центр дополнительного образования детей.

Центр выполняет функцию координации деятельности и оказания методической поддержки образовательным организациям по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ.

 В Урмарской детско-юношеской спортивной школе им.А.Ф.Федорова культивируются девять  видов спорта: велоспорт-маунтинбайк, легкая атлетика, футбол, волейбол, борьба самбо, вольная борьба, бокс, плавание, фитнес-аэробика.

С детьми занимаются опытные, знающие свое дело тренеры-преподаватели, воспитавшие не одно поколение спортивных мастеров.

Среди них, Архипов Юрий Порфирьевич – тренер-преподаватель по  легкой атлетике, «Заслуженный тренер Российской Федерации»,  «Заслуженный работник физической культуры и спорта Чувашской Республики». Уливанов Лев Кузьмич – тренер-преподаватель по  борьбе самбо,  «Заслуженный работник физической культуры и спорта Чувашской Республики».   Исаев Геннадий Николаевич – тренер-преподаватель по  легкой атлетике, «Заслуженный тренер  Чувашской Республики».  Сидоров Валерий Семенович – тренер-преподаватель по  велосипедному спорту, «Заслуженный тренер Чувашской Республики».

50 лет назад началась летопись Урмарской детско-юношеской спортивной школы им. А. Ф. Федорова.

За полувековой период данная школа стала вторым домом для тысяч талантливых мальчишек и девчонок, многим из них помогла найти свое призвание, определить путь в жизни. Совместными усилиями тренеров-преподавателей, при участии родителей и поддержке администрации района в спортивной школе созданы все условия для развития ребенка в сфере физкультурно-спортивной деятельности. Обучающиеся школы ежегодно достигают высоких результатов на соревнованиях различного уровня.

Физическая культура и спорт всегда являлись одним из приоритетных направлений социальной политики администрации района. Доказательство тому – 50 лет активной деятельности спортивной школы и ее результативное функционирование.

Результаты эффективной деятельности Урмарская детско-юношеская спортивная школа им. А. Ф. Федорова подтвердила  и в этом году. В республиканском смотр - конкурсе по итогам 2018 года среди ДЮСШ с количеством занимающихся свыше 500 человек, Урмарская детско-юношеская спортивная школа им. А. Ф. Федорова Урмарского района заняла III место.

В современных условиях школы искусств – это центр распространения музыкальной культуры, обучения будущих профессионалов, воспитание слушательской аудитории, любителей и ценителей искусства.

В образовательной системе Урмарского района по обучению и воспитанию подрастающего поколения большое значение имеет деятельность Детской школы искусств, осуществляющей музыкальное, художественное и хореографическое образование на территории района. Из года в год обучающиеся Детской школы искусств  покоряют своим талантом, побеждают на конкурсах и фестивалях разного уровня. На каждом отделении есть «маленькие звездочки», к обучению которых, преподаватели подходят индивидуально. Это не просто дипломы и грамоты, в первую очередь это подтверждение качества образования, которое оказывает школа.

Администрация Урмарского района, понимая, что Детская школа искусств играет  важную социокультурную роль  в системе дополнительного образования детей, добилась включения школы в  2019 году в  государственную программу Чувашской Республики «Развитие культуры и туризма».

В целях укрепления материально-технической базы школы искусств выделена субсидия в размере более 12 миллионов рублей из республиканского бюджета Чувашской Республики. Эти средства использованы  на проведение капитального ремонта здания и оснащение школы современным оборудованием, на приобретение музыкальных инструментов, ученической мебели, компьютерной техники.

Я уверена, что обновленная Детская школа искусств, где имеются все необходимые условия для  формирования целостной личности,  художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития, даст положительные результаты  в выявлении одаренных детей и развитии их творческого потенциала.

 

 

Уважаемые коллеги!

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Обращаю Ваше внимание, коллеги, что в решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

 

Уважаемые коллеги!

Задачей следующего проекта «Цифровая образовательная среда» является: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

 Его первая часть - техническая: школам нужен высокоскоростной интернет, электронные журналы, дневники, бухгалтерия.

Вторая часть - Российская электронная школа, которая станет помощником учителю: виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории.

В рамках реализации  регионального  проекта «Цифровая образовательная среда»  на территории Урмарского   района к 2024 году  20%  образовательных  организаций, расположенных в сельской местности будут  обеспечены Интернет-соединением со скоростью соединения 50 Мб/с, а также гарантированным Интернет - трафиком.

Проект  цифровизации  образования  наряду  со стратегической  задачей  создания  к  2024  году  современной  и  безопасной цифровой  образовательной  среды,  обеспечивающей  высокое  качество образования всех уровней, имеет педагогическую задачу воспитания личности, социально  ответственной,  нравственно  зрелой  и  готовой  противостоять деструктивным течениям на просторах виртуального мира.

Уважаемые коллеги, обращаю внимание на еще одно направление деятельности образовательных учреждений - на информатизацию управленческой и образовательной деятельности.  Зачастую образовательные учреждения забывают о таком мощном информационном ресурсе, как сайт учреждения, в то время как необходимость обновления актуальной информации определена нормативно. Думаю, что руководители уже убедились в том, что представители контролирующих организаций начинают знакомство с образовательным учреждением с информации на его сайте.

 

Уважаемые участники конференции!

Логичным продолжением комплекса мероприятий, проведенных в рамках Года волонтера в 2018 году станет проект «Социальная активность». Он направлен на создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества.

В рамках проекта к 2024 году необходимо вовлечь 20% граждан в добровольческую (волонтерскую) деятельность, 45% молодежи – в творческую деятельность.

В целях реализации проекта, формирования волонтерской деятельности активно ведется работа в системе автоматизированной информационной системе «Молодежь России» и на сайте «Добровольцы России». Более 300 (трехсот) добровольцев осуществляют волонтерскую деятельность, принимают участие в различных мероприятия и акциях по различным направлениям. Ведется электронная волонтерская книжка, которая предоставляет дополнительные баллы при поступлении в средние и высшие профессиональные  образовательные учреждения.

В текущем году 9 представителей молодежи нашего района стали  лауреатами специальной стипендии Главы Чувашской Республики за особую творческую устремленность. 20 ученикам образовательных учреждений  назначены именные стипендии главы администрации Урмарского района.

 

Уважаемые участники конференции!

Реализация Регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» предполагает повышение компетентности родителей в области воспитания детей.

С этой целью на основании приказа Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 26.04 2019 № 862  на базе информационно - методического центра управления образования и молодежной политики администрации Урмарского района создана базовая  консультационная площадка. Также приказом управления образования и молодежной политики от 29.12.2018 №313 в районе созданы  8 консультационных  пунктов при образовательных учреждениях.

С целью оказания социальной поддержки семьям, имеющим детей с выявленными нарушениями развития, коррекции отклонений в развитии детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет  на базе детского сада №2 «Колосок» создана служба ранней помощи для родителей (законных представителей) и детей.

Каждый родитель, а также гражданин, желающий принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в данных пунктах  имеет возможность получить необходимую психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь.

Уважаемые коллеги!

 

Достижение показателей региональных проектов является стратегической задачей на ближайшие 6 лет и потребует  не только значительных финансовых вложений, но и слаженной работы всех участников образовательных отношений.

 По всем указанным направлениям в нашем районе есть определенные достижения, но по каждому из них есть и проблемные места. Те задачи, которые были обозначены в докладе, требуют детализации и конкретизации на уровне каждой образовательной организации, управленческого и педагогического профессионализма.

Решение задач по стратегическим направлениям национального проекта «Образование» требует вложения каждого конкретного образовательного учреждения.

Педагогическим коллективам образовательных учреждений необходимо разработать комплексный план по  решению вопросов региональных проектов «Образование»,  учитывая свое место и  роль в решении задач по стратегическим направлениям.

Нестандартные задачи потребуют нестандартных решений. И я надеюсь, что мы вместе с Вами их обязательно найдем. С началом нового учебного года, дорогие коллеги! Удачи Вам, новых свершений и профессиональных открытий!