Выступление заместителя начальника управления образования и молодежной политики администрации Урмарского района Ивановой Н.В. "Приоритетные направления развития системы образования в Урмарском районе"

Добрый день, уважаемые  коллеги и гости нашего традиционного августовского совещания!

Ежегодная встреча единомышленников на августовской педагогической конференции  дает нам прекрасную возможность обсудить накануне учебного года результаты работы системы образования района, назревшие проблемы, проанализировать и определить пути их решения, а также наметить перспективы дальнейшего развития.

Надеюсь, что сегодняшняя конференция станет открытой площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития системы образования в Урмарском районе, обозначения насущных проблем и поиска наиболее рациональных путей их решения.

23 августа прошла республиканская конференция работников образования по обсуждаемой нами теме: «Основные стратегические ориентиры системы образования Чувашской Республики», на которой  подведены итоги деятельности системы образования Чувашской Республики за 2017-2018 учебный год и поставлены задачи на новый учебный год.

В новом учебном году сферу образования ждут существенные перемены.

В мае текущего года Президент России Владимир Путин подписал Указ, определяющий национальные цели развития страны на шестилетний период. Перед сферой образования поставлена цель — вхождение России к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Для реализации поставленной майским Указом цели Министерством образования и науки Российской Федерации разработан один из самых масштабных национальных проектов – нацпроект "Образование", рассчитанный на 6 лет.

- Какие новые должности станут доступны учителям?

-Когда во всех регионах появятся центры для талантливых детей?

-Кто будет учиться в школах нового типа?

На эти и многие другие вопросы ответит данный проект.

В национальный проект войдут девять крупных федеральных проектов. Нацпроект «Образование» сыграет системообразующую роль, и регионы должны будут привести в соответствие с ним свои отраслевые программы развития образования. Такая задача стоит и перед системой образования Урмарского района.

Из чего будет состоять национальный проект «Образование»? Разрешите мне, уважаемые коллеги, кратко Вас ознакомить с содержанием данных проектов.

Первое и важнейшее направление - федеральный проект  "Современная школа". Он включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены. Также -внедрение новых методов обучения и обновление содержания образовательных программ.

Второй федеральный проект - "Успех каждого ребенка". Цель данного проекта - гармоничное развитие личности. Это, в первую очередь, дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей.

Третий проект - "Современные родители". Данный проект нацелен на психолого-педагогическую помощь родителям.

Планируется создание единого федерального портала для родителей, где они смогут получить консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую помощь.

Четвертый -  "Цифровая образовательная среда". Его первая часть - техническая: школам нужен высокоскоростной интернет, электронные журналы, дневники, системы прохода и питания по электронным карточкам... Вторая часть - Российская электронная школа, которая станет мощным помощником учителю: виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории.

Пятый - Федеральный проект "Учитель будущего". Учитель будущего – это не просто система учительского роста: не менее половины учителей должны будут пройти переподготовку. Это ключевой  проект, так как без творческого и профессионального роста учителей выполнить задачи, стоящие перед системой образования,  будет просто невозможно.

При этом национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста. То есть, не учитель - завуч - директор, а горизонтальную. Появятся новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи".

В профессиональном сообществе, например, уже обсуждались такие варианты, как учитель-мастер, учитель-наставник... При этом уже существующую систему повышения квалификации учителей никто "ломать" не собирается: ее приведут к "общему знаменателю", чтобы она работала на нацпроект.

Шестой - федеральный проект "Молодые профессионалы" направлен на модернизацию профессионального образования.

Седьмой проект - "Новые возможности для каждого" позволит непрерывно учиться абсолютно всем, даже уже работающим людям.

За восьмой проект - "Социальная активность" - ответственна Росмолодежь. Будет сформирована сеть центров поддержки добровольчества, лучшие волонтерские проекты смогут ежегодно участвовать в конкурсе на получение грантов.

Девятый - "Повышение конкурентоспособности российского высшего образования". Этот проект будет реализовываться Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

 

 

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о проблемах и задачах, стоящих перед системой образования Урмарского района в новом учебном году в контексте темы конференции – «Приоритетные направления  развития системы образования в Урмарском районе».

Обсудим вопросы реализации в Урмарском районе национальных проектов по направлениям, определенных новым майским указом Президента России.

 

Предлагаю более подробно рассмотреть уровни и звенья нашей системы образования, отметить основные достижения прошлого учебного года и обозначить задачи развития на новый учебный год.

Анализ деятельности муниципальной системы образования начнем с дошкольного образования, которое в социальной сфере района занимает одно из ключевых мест.

Говоря о дошкольном образовании, мы должны понимать, что задача этого уровня образования заключается не только в обеспечении местами детей дошкольного возраста. Сегодня дошкольное образование – это часть общего образования. Его первая ступень. В связи с этим эффективная реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является ключевым и приоритетным направлением деятельности системы образования.

В районе функционируют 7 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитываются 794 ребенка. В 13 общеобразовательных организациях осуществляет деятельность  21 дошкольная группа  с общим охватом 358 детей. Таким образом,  дошкольным образованием охвачено 1152 ребенка, что составляет 83 процента всех детей,  проживающих на территории района в возрасте от 1 года до 7 лет.

 Дети в возрасте от 3  до 7 лет 100% охвачены дошкольным воспитанием. Очередность детей в дошкольные образовательные учреждения от 2  до 7 лет  в настоящее время отсутствует, на сегодняшний день  в очереди  находятся 88 детей:  из них -58  до 1 года, 30 детей от 1 года до 1,5 лет. 

Воспитание и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях осуществляют 105 педагогических работников. В целом по району средний возраст педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 43 года. Данные статистики свидетельствуют о положительной динамике образовательного уровня педагогического состава дошкольных образовательных учреждений – 48 педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, имеют высшее педагогическое образование, что составляет 45,2%; среднее специальное – 57 педагогов (54,2%).

В настоящее время  аттестованных на первую квалификационную категорию – 85 человек, это составляет 80,7%  и 11 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, что составляет 10,4%.  

Все эти данные говорят о том, что педагогов дошкольных образовательных организаций района отличают  стремление к самообразованию и саморазвитию. Они активно участвуют в планомерном поэтапном изучении, освоении, внедрении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и готовы к повышению уровня своих профессиональных знаний и умений.

Работниками управления образования  проведен мониторинг участия воспитанников всех дошкольных учреждений района в проводимых на различных уровнях мероприятиях. Анализ показывает, что воспитанники детских садов принимают активное участие в районных, республиканских и общероссийских конкурсах.  Статистика свидетельствует о системной работе коллективов детских садов по использованию инновационных технологий в непосредственно образовательной деятельности.

В достижении положительных результатов высока роль педагога. Это говорит о том, что в системе дошкольного образования района работают творческие люди, мастера своего дела.

 

Уважаемые коллеги!

Педагогам и родителям сегодня необходимо понимать, что главное в детском саду – это не подготовка к школе, а формирование личностных качеств, раскрытие потенциала ребенка, привитие ему желания познавать новое, социализация его в окружающей среде. В связи с этим, в новом учебном году мы продолжим работу по внедрению стандарта, повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров.

 

Общее образование

Центральное место  в процессе обновления российского образования отводится общеобразовательным учреждениям. Их деятельность направлена на решение задач повышения качества образования, развития инновационного потенциала, внедрения современных технологий воспитания и обучения, развития новых форм работы с одаренными детьми.

Современная школа должна являться средой формирования конкурентоспособной личности.

По предварительному комплектованию в общеобразовательных организациях в новом учебном году будут обучаться 2250 обучающихся. В первый раз за школьные парты сядут 225 детей.

Одно из приоритетных направлений деятельности муниципальной системы образования - приведение существующих зданий образовательных организаций в соответствие с современными требованиями. Таким мероприятием традиционно является подготовка образовательных учреждений к началу нового учебного года.  Всем известно, что это работа не одного дня, а результат совместных усилий администрации района, коллективов учреждений в части обеспечения комфортных и безопасных условий для всех участников образовательного процесса.

 В ходе подготовки   образовательных учреждений к новому учебному году проведена большая  целенаправленная работа по капитальному, текущему ремонту. Проведен III этап капитального ремонта здания корпуса начальных  классов Урмарской средней школы имени Германа Егоровича Егорова.

В Чубаевской основной и Староурмарской средней школах проведен капитальный ремонт спортивных залов.

На ликвидацию чрезвычайного происшествия в Большеяниковской средней школе из резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики выделено пять миллионов восемьсот двадцать две тысячи  рублей.

         На сегодняшний день все образовательные учреждения готовы к приему учащихся и воспитанников.

 

 

Уважаемые участники конференции!

 

Важнейшим условием успешной реализации задач, поставленных перед системой образования, является кадровое и научно-методическое обеспечение.

Мы видим, все вокруг стремительно меняется. Меняются дети, ценности, технологии обучения и воспитания. Но главным стратегическим ресурсом образования по-прежнему остаются педагоги. О работе педагогов можно говорить бесконечно, так как каждый достигнутый результат уникален.

Я с гордостью сейчас назову имена педагогов, которые своим кропотливым трудом и  достигнутыми результатами повышают статус и престиж системы образования Урмарского района:

В 2018 году ежегодного денежного поощрения Главы Чувашской Республики в размере 100 тыс. рублей  удостоена Теплова Регина Семеновна, учитель чувашского языка и литературы Большечакинской основной общеобразовательной школы за подготовку победителя международной олимпиады школьников по чувашскому языку и литературе.

За подготовку призера в названной олимпиаде Антонова Валентина Германовна, учитель чувашского языка и литературы Урмарской средней общеобразовательной школы им. Г.Е. Егорова удостоена денежного поощрения в размере 50 тыс. рублей.

Ежегодного денежного поощрения Главы Чувашской Республики в размере 20 тыс. рублей удостоена Михайлова Маргарита Павловна – преподаватель Урмарской детской школы искусств.

Процесс выявления и поддержки юных дарований  сложен и многогранен. И очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан такие же одаренные педагоги.

С этой трибуны с удовольствием называю имена педагогов, подготовивших победителей и призеров  регионального этапа ВОШ, региональных олимпиад и Республиканской интеллектуальной игры младших школьников, это:

Риманова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы Урмарской средней школы,

Николаева Клавдия Анатольевна, учитель биологии Урмарской средней школы,

Табакова Татьяна Рудольфовна, учитель биологии Большеяниковской средней школы;

Васильева Оксана Вениаминовна, учитель технологии Урмарской средней школы,

Горбунов Александр Михайлович, учитель технологии Шигалинской основной школы;

Теплова Регина Семёновна, учитель чувашского языка и литературы Большечакинской основной школы;

Левина Галина Александровна, учитель чувашского языка и литературы Урмарской средней школы;

Федотова Алевтина Витальевна, учитель начальных классов Урмарской средней школы;

Иванова Светлана Алексеевна, учитель начальных классов Урмарской средней школы.

В школах района работают много талантливых, любящих свое дело педагогов, которые развивают у обучающихся творческие способности и  интеллектуальный потенциал.

Все эти названные достижения возможны при организованном и качественном проведении предшествующих двух этапов (школьного и муниципального этапов).

В последние годы, как результат планомерной работы педагогических коллективов, наблюдается устойчивая тенденция активного участия школьников в предметных олимпиадах. Количество участников на районных олимпиадах школьников составило 1369 учащихся.

По итогам районных олимпиад определено 65 победителей и 208 призёров.  

Следует отметить, что при организации и проведении муниципального этапа олимпиады члены оргкомитета столкнулись с проблемами, связанными составлением рейтинговых списков участников. Не все школы качественно провели школьный этап, в связи с этим, значительное число учеников данных школ по рейтингу вошли в списки муниципального этапа, что снизило и эффективность участия этих школ, и лишило возможности достойным ученикам из других школ участия на муниципальном этапе. Педагогическим коллективам необходимо тщательно проанализировать вышеуказанную ситуацию и принять соответствующие меры.  Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики поставило перед муниципалитетами задачу – каждый участник олимпиады, вошедший в республиканский рейтинговый список должен в обязательном порядке принять участие в региональном этапе ВОШ.

Ещё один важный момент. Иногда вырисовывается не очень лицеприятная картина. Победитель или призер муниципального этапа олимпиады оказывается на последних строчках республиканской рейтинговой таблицы.

Данная ситуация должна стать предметом серьезного обсуждения на педагогическом совете в каждой школе.      

Предметно-методическим комиссиям при разработке заданий школьного этапа необходимо выработать четкие критерии и механизмы оценивания, чтобы не было затруднений и разночтений при организации и проведении школьного этапа олимпиады. Председателям жюри муниципального этапа олимпиады по предметам следует объективно подходить к оцениванию олимпиадных работ.

Взаимопонимание, взаимопомощь и тесное сотрудничество педагогов,  их творческий подход и профессионализм позволили добиться высоких результатов педагогическим коллективам Шихабыловской основной школы,  Урмарской средней школы имени Германа Егорова, Большечакинской основной школы, Шоркистринской и Большеяниковской средних школ,  которые подготовили наибольшее количество победителей и призеров олимпиад.

Работа с одаренными и способными учащимися, их выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности  каждой школы. Необходимо постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

 

Уважаемые коллеги!

Развитие общероссийской системы оценки качества общего образования – важнейшее направление модернизации системы образования. Сегодня изменился и взгляд родителей на качество образования, повысился их уровень притязаний к образованию.  Анкетирование родителей, проведённое по итогам прошлого учебного года, показывает, что 84,2%  респондентов удовлетворены качеством преподавания школьных предметов, 12,3 % удовлетворены частично, 81% удовлетворены качеством услуг дошкольного образования, 12,6% удовлетворены частично.

В течение учебного года максимально использовались различные формы внешнего независимого контроля образовательных достижений обучающихся: всероссийские проверочные работы, промежуточная и итоговая аттестация, контрольные срезы вовремя проверок обрнадзора и другое.

Наиболее массовой национальной оценочной процедурой в системе оценки качества общего образования стали Всероссийские проверочные работы. В текущем году всероссийские проверочные работы проводились в рабочем режиме для  обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике, окружающему миру; для обучающихся 5- х классов по русскому языку, математике, истории, биологии, в которых приняли участие 463 ребёнка.

Для обучающихся 6-х, 10-х и 11-х классов ВПР прошли в режиме апробации.

Результаты исследования показывают, что учащиеся образовательных организаций справились с выполнением диагностической работы, в целом усвоили программу по учебным дисциплинам. Итоговые данные всероссийских проверочных работ муниципалитета в основном сопоставимы с республиканскими данными. Тем не менее, проведя анализ и сравнив результаты диагностических работ с оценками за четверть следует отметить завышение отметок обучающимся в ряде школ района.

Министерством образования и молодёжной политики Чувашской Республики составлен список школ, в которых выявлены признаки необъективности результатов ВПР. К сожалению, в данный список вошли пять школ Урмарского района, что составляет 31 % от общего количества школ. Педагогическим коллективам Шоркистринской средней, Ковалинской, Кудеснерской, Кульгешской, Челкасинской основных школ  необходимо тщательно проанализировать данную ситуацию.

Педагогические коллективы школ должны понимать, что результаты внешней оценки учебных достижений требуют выявления комплекса внешних и внутренних факторов, влияющих на образовательные результаты, корректировки планов методической работы, плана внутришкольного контроля, что должно положительно сказаться на повышении качества образования.  Лишь грамотно проведенные мониторинговые исследования в совокупности с глубоким анализом результатов позволяют корректировать работу школ с низкими результатами, в том числе и по отдельным предметам.

Ориентация на объективность оценки на каждом уровне образования должна стать нашей ключевой задачей. 

 

 

Уважаемые коллеги!

Одним из основных индикаторов системы оценки качества образования является государственная итоговая аттестация выпускников общеобразовательных организаций. 

В итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 2018 году приняли участие –  82 выпускника 11-х классов. ЕГЭ проводился по 12 общеобразовательным предметам. Самыми востребованными предметами по выбору на протяжении нескольких лет остаются обществознание, физика, биология, химия.

В этом году заметно увеличилось количество сдававших ЕГЭ по истории, географии, английскому языку и литературе.

Освоение стандарта по обязательным учебным предметам во всех средних школах составляет 100 %.

Результаты экзаменов по выбору демонстрируют, что в этом году выпускники оказались готовы к ним лучше. Практически по всем предметам сократилось число участников, которым не удалось преодолеть минимальный пороговый балл.

Результаты ЕГЭ по физике, истории, английскому языку, обществознанию, литературе лучше прошлогодних.

18 учащихся школ района набрали 90 и более баллов, из них 13 человек высокие баллы  набрали по русскому языку (в 2017 году – их было меньше, 6 чел.)

Иванова Ксения, выпускница Урмарской СОШ им. Г.Е.Егорова набрала по химии 100 баллов (учитель – Максимова Галина Гурьевна).

Отдельной темой хотелось бы затронуть вопрос о награждении медалями «За особые успехи в учении». Медали получили из 82  выпускников - 22 (что составляет 26,8 % от общего количества выпускников). К сожалению, не все медалисты показали достаточно высокие результаты на ЕГЭ. В отдельных случаях показатель составил менее 60-70 баллов, а например, по профильной математике менее 40-50 баллов. Таких медалистов 3 человека.

 Считаю, что необходимо провести анализ результатов выпускников-медалистов, установить причины недостаточно высоких результатов сдачи экзаменов и принять меры по недопустимости такой ситуации в предстоящем году, а также принять меры по повышению престижа медали.

 

ГИА-9

Анализ результатов государственной итоговой аттестации в 9-х классах показал, что уровень подготовки большинства выпускников основной школы соответствует государственным требованиям. Анализ результатов в разрезе школ района показывает, что для повышения результативности выпускников необходимо создание системы мониторинга обученности, это позволит выявить пробелы в знаниях выпускника по каждому предмету на определённой ступени обучения. По результатам анализа необходимо организовать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся, позволяющую на выходе из школы продемонстрировать качественное освоение образовательного стандарта.

Необходимо усилить меры по реализации плана мероприятий по повышению качества преподавания учебных предметов, в связи с тем, что 20 выпускников школ района  не преодолели минимальный порог по следующим предметам: математике – 15, русскому языку – 3, информатике и ИКТ – 7,  обществознанию – 4, географии – 4, по биологии, химии  и истории –по одному ученику. Здесь необходимо учитывать, что некоторые учащиеся не смогли преодолеть минимальный порог по всем четырем предметам.

В наступающем учебном году нам необходимо пересмотреть и доработать те меры, которые мы планировали для повышения качества с учетом результатов ГИА. Уже сегодня, очевидно, что комплекс мер по повышению качества преподавания математики не достаточен и требует доработки. Эта задача, которую должны решать все образовательные организации района. В первую очередь это связано с тем, что в этом году 15 выпускников 9 классов в основной период не преодолели минимальный порог баллов по математике.

Итоги государственной аттестации должны стать предметом самого серьезного анализа деятельности образовательного учреждения в целом и конкретно деятельности учителя. Необходимо на уровне каждой общеобразовательной организации провести анализ причин низких результатов учебных достижений учащихся, разработать комплекс мер, направленных на устранение выявленных причин.

 

Трудоустройство выпускников школ является актуальной темой и требует постоянного совершенствования. Анализируя данные о занятости выпускников 2018 года нужно сказать, что профессиональные траектории всех выпускников 9-х и 11-х классов школ района определены. Прошу обратить внимание на слайд.

 

Уважаемые участники конференции!

Качество труда педагога должно оцениваться не только показателями государственной итоговой аттестации, но умением развить способности каждого ребёнка, найти и приумножить его природный талант.

Создать условия для воспитания успешной личности в каждом образовательном учреждении – главная наша задача.

На протяжении всего учебного года учителя со своими воспитанниками принимали активное участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских предметных конкурсах, научно-практических конференциях и добивались определенных результатов.

 

 Основная проблема педагогических кадров сегодня заключается в том, что многим педагогам старшего поколения, получившим профессиональное образование в советской школе, приходится учиться практически заново, осваивая современные технологии обучения.  В то же время молодые учителя испытывают определенные неудобства из-за нехватки практического опыта.

Чтобы максимально эффективно решить эту проблему создана национальная система учительского роста педагогов, которая до 2022 года будет постепенно внедряться на всей территории РФ.

Министерством образования и молодёжной политики ЧР утвержден План мероприятий (дорожная карта) по формированию и введению национальной системы учительского роста.

В целях реализации мероприятий, обозначенных в данной дорожной карте, управлением образования большое внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации  педагогических кадров, их непрерывному образованию.

Повышению профессионального мастерства педагогов способствует систематическая курсовая подготовка учительских кадров. 

В последние годы проведена значительная работа по формированию современного корпуса педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Рост квалификационного и профессионального уровня педагогов и руководителей системы образования района подтверждает аттестация.

Основной проблемой в развитии муниципальной системы образования района является  недостаточный приток молодых педагогических кадров в систему образования. Средний возраст учителей составляет 46 лет.

В целях решения этой проблемы заключён договор с Чувашским государственным университетом им. И.Я.Яковлева о целевом обучении студентов в интересах района с последующим их трудоустройством. С 2015 по 2018 годы заключены целевые договоры с 12 выпускниками школ района.

За последние  три года в образовательные организации района пришли 11 молодых специалистов. Конечно же, в начале трудового пути молодые работники сталкиваются с самыми разными проблемами. Важно самому вести постоянную работу над собой как в направлении своего предмета, так и внутренней психологической устойчивости. И тут очень многое зависит от своевременной поддержки, помощи со стороны старших коллег.

Целенаправленную работу по адаптации молодых педагогов в образовательных учреждениях, их удержанию в профессии, по развитию личности и профессионального роста ведет Чувашский республиканский институт образования, с 2014 года реализуется инновационный проект «Школа молодого педагога». За три года в «Школе молодого педагога» прошли стажировку 5 молодых педагогов нашего района.

Продолжением этого проекта стали новый конкурс педагогического мастерства «Педагогический дебют» и Республиканский образовательный форум молодых педагогов Чувашской Республики «Время молодых», учредителем которых является Чувашская республиканская организация Профсоюза работников образования.  В прошлом учебном году три молодых педагога нашего района получили сертификат участника Форума.

Впервые  по инициативе управления образования и районной организации профсоюза проведен конкурс профессионального мастерства молодых педагогов «Педагогический дебют - 2017». В конкурсе приняли участие 6 педагогов общеобразовательных учреждений района.

         Победителем названного конкурса стал Ларионов Альберт Рудольфович, учитель изобразительного искусства и технологии Кудеснерской основной школы.

             Альберт Рудольфович успешно представил молодых педагогов Урмарского района на республиканском этапе конкурса, став лауреатом.

Ещё об одном значимом достижении молодого педагога:

 Александр Васильевич Сергеев, учитель математики Шоркистринской средней школы, участвуя во всероссийском конкурсе «Педагогический дебют-2018» в городе Москва, стал победителем первого этапа в номинации «Молодые учителя» и лауреатом заключительного этапа этого престижного конкурса. Поздравляем Александра Васильевича с достойным участием на Всероссийском конкурсе.

В конце июня текущего года состоялся финал Республиканского конкурса на лучший Совет работающей молодежи 2018 года. Команда молодых педагогов Урмарского района стала победителем в номинации «Я – доброволец». Команда награждена кубком и дипломом III степени конкурса за звание «Лучший Совет молодёжи - 2018».

 

В повышении педагогического мастерства учителя высока роль профессиональных конкурсов.

Новые имена талантливых педагогов продолжают открывать профессиональные конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года», «Самый классный классный», «Сердце отдаю детям». Победители районных этапов данных профессиональных конкурсов в этом году достойно представили район на региональных этапах. Это

Давыдова Алена Олеговна, учитель истории Урмарской средней школы имени Г.Е.Егорова;

Михайлова Светлана Вавилоновна, воспитатель детского сада «Теремок»;

Иванов Иван Михайлович, классный руководитель 8 класса, учитель русского языка и литературы Шоркистринской средней школы;

Григорьева Аврора Петровна, педагог дополнительного образования, руководитель кружка «Программирование», учитель информатики и математики Большеяниковской школы.

 

Уважаемые участники конференции!

2018 год — год 100-летия  государственной системы дополнительного образования детей в России.

Юбилейный год всегда является поводом для подведения итогов работы, и одновременно отправной точкой для нового этапа в развитии.

Слово «дополнительное» не значит «второстепенное». Задача дополнительного образования заключается в раскрытии разных талантов ребенка, помочь ему в будущем стать более успешным, конкурентоспособным.

  В Урмарском районе функционируют три учреждения дополнительного образования детей: Дом детского творчества, Детская школа искусств, Детско-юношеская спортивная школа им. Алексея Федорова. В этих учреждениях действуют 30 объединений  различной направленности, которые посещают 1384 школьника.

9 образовательных учреждений района имеют лицензии на осуществление  образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых.

На сегодняшний день в единую информационную систему ГИС «Контингент» внесены данные об 1807 обучающихся (58 %).  К концу 2018  года планируется увеличение охвата детей дополнительным образованием до 75%  за счет переоформления лицензий всех образовательных учреждений на осуществление  образовательной деятельности по дополнительному образованию.

В новом учебном году Министерством образования и молодёжной политики ЧР в сфере дополнительного образования перед муниципалитетами поставлена серьезная задача. В целях предоставления детям, их родителям доступной и полной информации обо всех формах и видах организации допобразования внедрить в дополнительное образование информационную систему «Навигатор дополнительного образования Чувашской Республики» до конца 2018 года.

К нашим достижениям в системе дополнительного образования мы можем отнести участие обучающихся в мероприятиях различной направленности как на муниципальном, так и региональном уровнях.

Одной из пилотных площадок по развитию Российского движения школьников в Чувашской Республике является Большеяниковская средняя школа.  К данному движению в прошлом учебном году подключились Урмарская и Мусирминская средние школы.

Российское движение школьников в Урмарском районе на сегодняшний день активно набирает обороты.

Несмотря на небольшой срок деятельности организации, учащиеся школ района добиваются определенных результатов.

Ученица Большеяниковской школы Васильева Арина  отмечена Благодарственным письмом как лучший лидер российского движения школьников в Чувашии и получила путевку во всероссийский лагерь «Орленок».

 Надо сказать, что, несмотря на достигнутые результаты, имеется ряд проблемных вопросов по внедрению Российского движения школьников в школах района. Прошу обратить внимание на слайд.

В новом учебном году нам необходимо добиться официальной регистрации в Российском движении школьников более 50% школ района.

         В 2015 году Староурмарская средняя школа стала  пилотной площадкой республиканского социального проекта «Вместе – за безопасность дорожного движения». Ежегодно учащиеся школы, участвуя в республиканском этапе конкурса юных инспекторов движения  «Безопасное колесо»,   становятся призерами. И в этом году команда Староурмарской средней школы заняла 3 место. (Руководитель объединения «ЮИД «Внедорожник» Антонов С. Н.)

В целях развития форм детского самоуправления и совершенствования деятельности детских общественных организаций в прошлом учебном году создан муниципальный Детский парламент.

В начале 2018 года проведены дебаты среди представителей Детского парламента муниципального образования для включения в состав Детского парламента Чувашской Республики.

По итогам дебатов были определены два  представителя для включения в состав республиканского Детского парламента от Урмарского района: Фролова Арина, ученица 8 класса Шоркистринской школы и Иванова Анна ученица 7 класса Чубаевской школы.

 

В школах района проводится системная работа по развитию физической культуры и спорта, формированию навыков здорового образа жизни. В прошлом учебном году общеобразовательные учреждения Урмарского района продолжили внедрение Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне России».  На региональном уровне подтвердить свои результаты и сдать нормативы на золотой знак ГТО удалось 47  учащимся,   получили серебряный знак отличия  26 человек.

На муниципальном этапе Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры» приняли участие 288 учащихся из 16 школ района. 

 

Уважаемые коллеги!

Неотъемлемой частью каждой образовательной программы всех уровней образования является воспитательный компонент.

Воспитательная работа сегодня особенно важна, поскольку приоритетной задачей в сфере образования является развитие высоконравственной личности.

В районе уже в течение нескольких лет ведется работа по созданию единого воспитательного пространства, в котором есть место для самореализации каждого ребенка, его духовного и физического развития,  комфортного и безопасного проживания.

Патриотическое воспитание по-прежнему остается главным в воспитании обучающихся.

Ежегодно проводятся более 100 тематических мероприятий различного уровня, в том числе - посвященные памятным датам истории России, победе в Великой Отечественной войне. Традиционными мероприятиями стали: парад юнармейских отделений, юнармейские игры «Зарница» и «Орленок».  Во всероссийских акциях «Обелиск», «Спасибо деду за Победу», «Георгиевская ленточка», «Подарок ветерану», «Милосердие» и во многих других акциях приняли участие все образовательные учреждения района.

Эти факты подтверждают:  наши школы не просто учат, а воспитывают граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции, с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить.

На базе 16 общеобразовательных организаций района действуют отряды  общественного движения «ЮНАРМИЯ», объединяющее более  300  обучающихся. В свободное от учебы время юнармейцы ведут работу по сохранению памятников, обелисков, несут вахты памяти у Вечного огня, занимаются волонтерской деятельностью, принимают участие в крупных культурных и спортивных мероприятиях.

В рамках Года добровольца Волонтёрский корпус Урмарского района в течение учебного года вел целенаправленную работу по развитию добровольчества. Волонтёры активно участвовали в мероприятиях районного и регионального уровней.

Большеяниковская средняя школа с 2008 года является пилотной экспериментальной площадкой по созданию и апробации модели кадетского класса. В ходе проекта уже состоялись три выпуска кадетских классов. Кадеты Большеяниковской школы показывают немалые успехи и достижения на уровне республики.

      Командир кадетского класса Чернов Александр стал курсантом   Омского автобронетанкового  инженерного  института.

В 2015 году  в Урмарской средней школе открыт кадетский класс. В копилке достижений юных кадетов тоже имеется солидное количество Дипломов и грамот.

     

Уважаемые коллеги!

Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка становятся все более актуальными. Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации не менее важна, чем роль матери.

Чувашская республиканская общественная организация «Совет отцов Чувашии» в рамках  реализации проекта «Отцы и Школа» вышла в Министерство образования с предложением создать во всех образовательных организациях Чувашии Советы Отцов. Идея создания общественного движения возникла в связи с необходимостью популяризации положительного опыта семейного воспитания.

Общественной организацией уже определены направления деятельности Совета отцов в образовательных учреждениях. Вы можете ознакомиться с данными направлениями на слайде.

В помощь для отцов – консультантов будет разработан и организован образовательный онлайн курс «Отец – лучший друг и помощник».

Обращаюсь к руководителям образовательных учреждений. В ходе торжественного открытия нового учебного года сообщить всем родителям об инициативе Совета отцов Чувашии по организации в каждом образовательном учреждении Совета отцов.

И сегодня на большом педагогическом собрании  обозначим вместе с вами еще одну задачу - во всех образовательных учреждениях в течение сентября месяца текущего года  создать Советы отцов, запланировать деятельность данного Совета и начать работу.

 

Уважаемые коллеги!

 За рамками доклада, к сожалению, остался еще целый ряд значительных направлений работы образовательных организаций и системы образования в целом: вопросы профилактики правонарушений, безопасности, противодействия терроризму, организации детского отдыха, вопросы духовно- нравственной культуры, взаимодействия школы, социума, родителей, детей и многое другое.

О деятельности системы образования по названным направлениям, уважаемые коллеги, вы можете подробно ознакомиться на сайте управления образования (Публичный (открытый) доклад управления образования).

 

                          

Уважаемые участники конференции!

В заключение своего выступления хочу отметить, что все те результаты, которые были достигнуты в прошлом учебном году, достигнуты благодаря Вам, всем, кто находится в этом зале и всем, кто работает в системе образования района. Всё, что мы планируем, может быть выполнено только совместными усилиями, работой Команды педагогов Урмарского района.

Хочу поздравить вас с наступающим новым учебным годом, с Днем знаний! Пусть этот год станет годом исполнения поставленных задач, творческих свершений и побед, годом целенаправленной работы в соответствии с выбранными приоритетами.