Выступление учителя русского языка и литературы МБОУ "Шоркистринская СОШ" Иванова И.М. "Формы и методы повышения качества образования в национальной школе"

                                                     

Ребенок не хочет брать готовые знания и

                                                           будет избегать того, кто силой вдалбливает

                                                            их ему в голову. Но зато он охотно пойдет

                                                            за своим наставником искать эти же самые

                                                              знания... 

                                                                                         Шалва Амонашвили

 

              Школу делает школой учитель.

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прием письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…

Учитель – мастер, виртуоз, он как по нотам играет свой урок. И только настоящий  учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.

                                           Что я слышу – забываю,

                                     Что я вижу – я помню,

                                     Что я делаю – я понимаю.

                                                                                 Конфуций

В своей работе следую этим словам.

 Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.  

Русский язык относится к числу наиболее трудных учебных предметов. А цель работы учителя – обучить каждого ученика. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» - говорил академик Александр Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».  Принцип деятельности - это освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме самостоятельной работы. На мой взгляд, только упорная, кропотливая работа самого обучающегося приводит к хорошим результатам. А в наших сельских условиях, в условиях двуязычия это особенно актуально.

Одна из главных причин низкой грамотности обучающихся – в нацеленности обучения на знания правил, а не на их применение. Но опыт работы в школе показывает, что знание правил и умение их применять на практике – это далеко не одно и то же. Значит, большее внимание нужно уделить не заучиванию правил, а практической отработке навыков правописания. Тем более что на экзамене в  11 классе  задания  нацелены на проверку грамотности учащихся.

В 10–11 классах идет подготовка к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. И задача учителя — построить процесс обучения таким образом, чтобы максимально эффективно использовать отведенное время, обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование  знаний и умений для всех обучающихся. Учителю –словеснику не позавидуешь: необходимо подготовить ребят к 2 обязательным экзаменам: по языку и литературе.  

Таким образом, необходимой стала задача организации наиболее эффективного повторения на последнем этапе обучения, а на предшествующем – создание единых требований к  оценке умений, навыков обучающихся.  Поэтому систематическая работа по подготовке к сдаче экзаменов должна вестись именно с 5 класса, а не с 9 или 11 класса.

С пятого по седьмой (5–7) класс происходит изучение всех орфограмм. Книжные полки завалены разнообразной справочной литературой, но их использование не эффективно. Считаю целесообразным составление подобных таблиц самими учениками, удобных для самостоятельного изучения и использования.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения, что соответствует современным требованиям ФГОС .  Выпуск 2014 года с удовольствием работал в группах, а вот выпускники 2015 года предпочитали работать самостоятельно, индивидуально.

Не существует конкретных однозначных правил, регулирующих произношение слов в русском языке. В каждом классе в конце учебника по русскому языку  имеется перечень слов для запоминания их произношения. Я уже  в 6 классе раздаю ученикам орфоэпический словарик, в котором собраны слова, встречавшиеся на ЕГЭ за последние годы. В течение года осуществляю знакомство с данными словами, затем провожу промежуточные орфоэпические диктанты, в конце года – итоговый тест.

При подготовке к выполнению задания 24 (средства выразительности) использую возможности уроков литературы. Прежде всего, при изучении художественных произведений особое внимание обращаю на средства художественной выразительности, провожу литературные диктанты по данной теме. Обязательным условием анализа стихотворения является также анализ средств выразительности, начиная с пятого класса.

Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием и структуры ЕГЭ, и содержанием заданий. В 10–11 классе остается только текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков и тщательная подготовка к сочинению части С. И панический страх перед этим экзаменом у обучающихся практически отсутствует.

Обязательно знакомлю детей с критериями оценивания, что помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки я предлагаю учащимся проанализировать варианты пробных экзаменационных работ, выполненных в предыдущие  годы выпускниками нашей школы. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обращать внимание. Данный подход  полезен как ученику, так и учителю.

Для подготовки к ЕГЭ  рекомендую учащимся издания с грифом «ФИПИ», а также пособия издательства «Просвещение». Материалы этих пособий позволяют проработать все элементы, включенные в ЕГЭ по учебному предмету. Использование фрагментарных заданий из этих пособий на уроках также способствует качественной подготовке учащихся. Уже с восьмого класса использую задания, ориентированные на формат ЕГЭ, на уроках, проверочных и итоговых работах.

 

В 11 классе раз в месяц провожу тренинги и тестирования учащихся по материалам единого государственного экзамена.

Для слабых учащихся на начальном этапе предлагаю алгоритм  написания сочинения. Мы с ребятами предпочитаем работать по методике Егораевой (ее методику мы адаптировали для себя). Всех учащихся знакомлю с образцами удачных сочинений (это как бы точка опоры), на их основе учащиеся создают свои. В классе идет совместная обработка текста, а сочинения ребята пишут самостоятельно дома, которые зачитываются на следующем уроке и разбираются совместными усилиями. Это помогает на первоначальном этапе подготовки. В результате такой работы к концу года сильные учащиеся могут написать необходимый объем сочинения в 150-200 слов за 30-35 минут. Результаты следующие. Если в 2014 году самый низкий балл за сочинение был 17 (из 24 возможных), то уже в 2015 году -20 баллов.

После первых тренировочных работ проводится диагностика (очень важно!) и корректировка знаний, а ученики получают индивидуальные задания по отработке тем.  Теоретические сведения по всем заданиям собираются в индивидуальные папки каждым учеником в зависимости от уровня подготовленности, что облегчает работу.

Таким образом, система подготовки к ЕГЭ, включающая современные методы обучения и традиционную подготовку, позволяет индивидуализировать и усилить процесс подготовки, систематизировать и обобщить предметные компетенции учащихся, мотивировать выпускников на успешное освоение учебного материала и подготовить их к успешной сдаче экзамена.

 В развитии творческих способностей огромную роль играет участие детей в различных конкурсах, олимпиадах и конференциях.  При подготовке к конкурсам и олимпиадам различного уровня я ориентируюсь на способности и возможности обучающихся. Главное, вызвать интерес и желание участвовать и занимать призовые места. Для подготовки  привлекаю ребят разных классов с тем, чтобы предыдущие призеры делились своими знаниями и опытом  с новичками.

Далее. Экскурсии по святым для россиян местам имеют очень важное значение. Почти каждый год с учащимися средних классов мы посещаем музей А.Пушкина в Болдино, совершили поездку в Дивеевский женский монастырь с учащимися старших классов.

Но ни один метод и прием работы не принесет должной отдачи, если во главу угла не станет так называемый человеческий фактор.

 Очень важно, чтобы ученики поверили в учителя и в себя, в свои способности. Это архиважный момент. Если учитель добьется этого, то результаты будут.

Учитель учит, обучаясь сам у своих же учеников. А способный ученик может пойти дальше своего учителя. И это прекрасно! Хороший ученик должен превзойти учителя. Ничего плохого в этом я, как учитель, не вижу.

 

Еще один момент.

 В моей работе ничего нового нет. Работаю как все учителя - словесники. Просто надо очень любить свою профессию, любить и понимать своих учеников. И еще очень много работать. Как сказал наш Президент, пахать как раб на галерах. Тогда будет и результат.

 А работа наша все-таки благодарная.

Иногда после очередного девятого бумажного вала возникает мысль бросить все и уйти. Но…

 Летом мы встречались с моим  выпуском 2015 года. Я их называл гвардейцами, т.е. лучшими. Действительно, почти по  всем предметам мои выпускники показали лучшие результаты в районе. Все поступили учиться в вузы на бюджетные места. Так вот,  они мне подарили футболку с надписью на груди – «Лучший учитель». А на спине – «Ваши гвардейцы». Значит,  как учитель и классный руководитель сумел донести до ребят мысль о том, что в жизни многого можно добиться, если приложить максимум усилий. Вот ради таких моментов и стоит жить школой, своей работой. Спасибо за внимание.