Выступление учителя билогоии МБОУ "Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова" Николаевой К.А. "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в образовательно-воспитательном процессе"

 «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский

Добрый день,  уважаемые  коллеги и приглашенные гости!

Педагогическое собрание в августе – это очень хорошая российская традиция: работники образования собираются вместе и обсуждают задачи, которые предстоит решить в новом учебном году. Такое собрание прошло на  всероссийском уровне впервые. В этом году в Москве, 19 и 20 августа, состоялось Всероссийское августовское совещание педагогических работников. В его работе приняли участие руководство Минобрнауки России, учителя, специалисты отрасли образования различных уровней, представители педагогической общественности. На данном педсовете приняли участие более 700 (семисот) педагогов из 83 (из восьми десяти трех) регионов России.

Я очень благодарна Министерству образования и молодежной политики ЧР (Чувашской Республики) за то, что меня включили в список делегатов и за возможность представлять педагогическое сообщество Урмарского района на столь высоком форуме педагогов страны. Выступление председателя Правительства РФ (Российской Федерации)  Дмитрия Анатольевича Медведева на собрании вдохновило меня на дальнейшую творческую работу.

На совещании была организована работа дискуссионных площадок. Участники обсуждали вопросы особого статуса профессии учителя в обществе, создания Национальной системы учительского роста, совершенствования профессионального стандарта педагога, развития инфраструктуры школьного образования, снижения бюрократической нагрузки и достижение новых образовательных результатов в российских школах.

В результате работы Всероссийского августовского совещания педагогических работников сформирована резолюция, в которую вошли предложения его участников.

Одним из главных пунктов резолюции является совершенствование системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательно-воспитательном процессе.

И в своем Послании Глава Чувашской Республики Михаил Васильевич. Игнатьев особое внимание уделил вопросам развития и воспитания человека в школе. Он отметил, что именно учителя раскрывают перед маленьким человеком всю широту и многогранность жизни. Именно здесь развиваются таланты, способности у детей, закладывается будущее человека труда.

Для того чтобы одаренный ребенок стал «одаренным ребенком» необходимо несколько условий.

Во – первых, ребенок должен иметь не только природные способности, но и самое главное, быть настойчивым, очень трудолюбивым и видеть, что учитель искренне хочет ему помочь.

Во – вторых, родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:   

 ٭Уверенность, которая основывается на сознании самооценки.    

 ٭Понимание достоинств и недостатков в себе самом.                 ٭Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.                                                                                                                  

В – третьих, учитель, способный увидеть среди многих неординарно мыслящих детей и обладающий высочайшим уровнем знаний.

В – четвертых, образовательная среда - школа, которая воспитает талант.

Моя педагогическая деятельность реализуется в трех направлениях:

ü     в процессе обучения;

ü     во внеклассной образовательной сфере;

ü     во внеурочной деятельности.

Внеклассная образовательная сфера реализуется мною успешно в следующих формах:

ü    предметные олимпиады.

   Мои ученики ежегодно участвуют  во всероссийской олимпиаде школьников по биологии и экологии становятся победителями и призерами на школьном, муниципальном и региональном и всероссийском  уровнях. В течение нескольких лет  учащиеся занимают призовые места на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по экологии – Казакова Яна  (призер 2013(две тысячи тринадцатого), 2014 г., 2015 годов), в этом году на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по биологии - Иванова Ксения  стала призером,  несколько лет подряд на региональном этапе лесной олимпиады - Степанов Дмитрий является победителем, в этом  году Казакова Яна стала победителем  заключительного  этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии, который проходил в г. Екатеринбург.

 (научно-практические конференции)

Одним из видов биологического творчества является научно-исследовательская работа, поскольку в процессе исследования живой природы дети открывают для себя новые ценности познания живой природы и собственного организма. Поэтому успешно использую современные проектно-исследовательские технологии в рамках системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности.

 

ü   (Факультативные и элективные занятия)

Факультативные занятия в старших классах провожу по авторской программе «Законы экологии» - в 10 – 11 классах, а элективные курсы по авторской программе  «Экология растений» - в  9 классе. Именно  элективные курсы и факультативные занятия помогают развивать  умственные способности,   анализировать обсуждаемый материал.  Большую роль в обучении с помощью элективных курсов  и факультативных занятий играет самообразование, которое выходит на новый уровень: Ребята, с большей ответственностью подходят к подготовке, поскольку они сами выбирают  данный предмет, и им  действительно интересно.

Внеурочная деятельность реализуется в следующих формах:

ü Кружок  школьного лесничества;

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по биологии и экологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли знания, полученные на уроках.

ü Блог школьного лесничества - «Лесные робинзоны»

Работает блог школьного лесничества «Лесные робинзоны», где кружковцы делятся своими мнениями и знаниями. Они же являются модераторами сайта.

ü Газета школьного лесничества – «Лесные робинзоны»

В 2013 г (две тысячи двенадцатом году). я решила в качестве внеурочной работы организовать выпуск школьной газеты. Главная цель - оказать поддержку творческой активности учащихся во всех сферах деятельности.

 (Международный проект Глобальная школьная лаборатория)

Многие обучающиеся являются участниками и призерами Международного проекта Глобальная школьная лаборатория. Они обладатели диплома участника Синхронного сентябрьского стоп-кадра Международного сетевого исследовательского образовательного проекта Глобальная школьная лаборатория 2010-2016г.г.

Именно этот проект дает  реальные знания и развития исследовательских навыков. Но, помимо этого, ГлобалЛаб помогает формировать полезные навыки и умения, которые пригодятся ребятам не только при освоении любой дисциплины, но и для поступления в вуз, и для успешного решения любых жизненных ситуаций.

За годы работы в школе мною создана целостная система работы с одаренными детьми. Поэтому учащиеся успешно сдают ЕГЭ (Единый Государственный Экзамен) и конкурентоспособны при поступлении  на биологические, сельскохозяйственные и медицинские факультеты высших учебных заведений Республики и других регионов. Казакова Яна поступила в одно из ведущих учреждений высшего профессионального образования России - Московский государственный институт международных отношений, по специальности международные экономико - экологические проблемы.

В системе образования немало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Ведь мы все с вами понимаем, именно высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества. И задача каждого из нас - помочь ребенку наиболее полно раскрыть его способности.

От всей души позвольте поздравить всех с Днем знаний!

Пусть Вам сопутствует удача во всех начинаниях, пусть Ваш благородный труд приносит радость и удовлетворение, а новый учебный год станет годом новый достижений.

С новым учебным годом!