Выступление заместителя директора МБОУ "Мусирминская СОШ" Николаевой С.А. "Особенности профориентационной работы в сельской школе"

Добрый день, дорогие друзья! Разрешите от всей души поздравить вас с началом нового учебного года и сегодняшним форумом  работников образования Урмарского района. Тема сегодняшней конференции актуальна как никогда и мне выпала честь представлять здесь Мусирминскую среднюю общеобразовательную школу и  поделиться опытом профориентационной работы.

         Как отметил в своем выступлении 20 августа на республиканской конференции работников образования министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Владимир Николаевич Иванов,  одним из главных вопросов сегодня является вопрос профессионального выбора детей и молодежи. Он отметил, что качественная профессиональная ориентация детей должна начаться как можно раньше, начиная с детского сада. При нашей школе работают 2 дошкольные группы, занятия ведут опытные,квалифицированные воспитатели. Очень важно, что ребенок с раннего детства учится относиться к работе как к значимой части своей жизни, учится рассматривать ее как средство самореализации и самоуважения. Конечно же, в дошкольном образовательном учреждении это происходит через игру, ролевые постановки во время различных утренников и проводимых совместно с родителями мероприятий.

         Дальше ребенок идет в начальную школу, и здесь с ним начинают работать педагог-психолог и наши опытные учителя начальных классов. Для детей важно, что по трудному пути профессионального самоопределения они идут не одни, что рядом находятся взрослые, которые всегда помогут и поддержат. Учителя начальных классов имеют планы работы классного руководителя, где профессиональная работа идет отдельной большой строкой. Проводится информационно-разъяснительная работа с родителями по профессиональному самоопределению ребенка. Огромное значение имеет «Портфолио» ученика, он позволяет оценить достижения ребенка, выявить его склонности и интересы, повысить его самооценку.   И на следующих уровнях обучения вся работа строится на системе взаимодействия «Школа-семья-социум». Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям:

1)     проведение родительских собраний

2)     индивидуальные беседы

3)     анкетирование родителей

4)     привлечение родителей для выступлений перед учащимися с беседами по профориентационной тематике.

ФГОС  ООО ориентирует выпускника основной школы на такие характеристики как:

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования, способный применять полученные знания на практике;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

В девятом, выпускном классе основной школы проводятся элективные курсы. Занятия по одному из этих курсов «Психология и выбор профессии» проводит опытный педагог-психолог Надежда Владимировна Лисицкая. Интересны и увлекательны занятия практической направленности, когда ребята «примеряют» на себя разные профессии, создают проекты и презентации, участвуют в ролевых играх, совершают профориентационные экскурсии.

В течение ряда лет учащиеся старших классов нашей школы  имеют  возможность тесно общаться с представителями и преподавателями учебных заведений республики. Школа сотрудничает  с Мариинско-Посадским филиалом ГОУ ВПО «МарГТУ». Ученики ежегодно выезжают  в техникум, знакомятся с условиями обучения. Более того, преподаватель Марпосадского филиала Александр Семенович  Крупнов. проводил в школе занятия по предмету «Технология». Логичным итогом данной работы явилось то, что сразу несколько выпускников изъявили желание поступить в это учебное заведение. Алексей Лазарев стал лучшим среди студентов данного учебного заведения, организовал  уникальную выставку работ из природных материалов.

          В нашей школе успешно ведется  профориентационная работа, направленная  на формирование позитивного отношения к профессиям агротехнологического направления в сотрудничестве и с другими учебными заведениями республики, такими как «Цивильский аграрно-технологочический техникум»,Чебоксарский машиностроительный техникум,ЧГУ,ЧГСХА, и др..  Ежегодно  в среднем 32 % процента выпускников нашей школы поступает в учебные заведения по агротехнологическому  профилю .

        Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Владимир Николаевич Иванов  объявил 2015-2016 учебный год Годом предмета «Технология», подчеркнув при этом, что приоритетом являются и предметы естественнонаучного цикла.

            Предмет Технология имеет большое значение в профориентационной работе, как в образовательном, так и воспитательном плане. В Мусирминской  школе работает кабинет Технологии, оснащенный современным оборудованием. Это  фрезерно-сверлильные, токарные ,слесарные станки.

            Говоря о предмете Технология, хочется отметить, что в нашей школе на старшем уровне обучения ведутся элективные курсы «Технология. Трактороведение» для юношей и «Технология. Швейное дело» для девушек, по окончании которых выдаются свидетельства о прохождении обучения.  Школа  уже в течении ряда лет сотрудничает  с  инспекцией  гостехнадзора Урмарского района. Большую помощь при проведении квалификационных экзаменов и оценке знаний оказывает  начальник данной организации Василий Владимирович Николаев, он  является председателем экзаменационной комиссии.  Для ведения образовательной деятельности  по программам профессиональной подготовки «Тракторист» и «Швея» школа имеет лицензию. Кроме нормативно-правового обеспечения для проведения занятий по программам профессиональной подготовки школа имеет и неплохую материально-техническую базу. Это кабинет машиноведения и учебный трактор, кабинет швейного дела с  электромеханическими швейными машинами, оверлоком, гладильной доской и т.д..

      О востребованности профессии тракториста можно судить по следующим фактам:

      На территории Мусирминского сельского поселения действуют 2 крупных фермерских хозяйства, 563 личных подсобных хозяйств. У населения 11 тракторов с различными сегментами, 2 комбайна, 63 мотоблока. А это значит, что население активно работает над реализацией программы импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности, вокруг села почти нет необрабатываемых сельхозугодий. В Мусирмах, да и во всем Урмарском районе живут удивительно трудолюбивые, привязанные к родной земле, добрые и отзывчивые люди. Продукция наших с/х производителей славится далеко за пределами республики.

    В заключении хочется сказать, что в МБОУ «Мусирминская СОШ» профориентационная работа организована таким образом, что у обучающихся

- к окончанию  начальной школы формируется  положительное отношение к ценности труда, его общественной значимости;

- к окончанию 8-го класса  развиваются учебно-профессиональные интересы и склонности;

- к окончанию 9-го класса формируется  готовность к выбору профиля обучения, обоснованному формированию профессиональных намерений, вариантов получения общего полного образования;

- к окончанию 11-го класса – к осознанному выбору профессии, формированию индивидуальной траектории профессионального образования.