Выступление начальника отдела образования и молодежной политики администрации Урмарского района Соколова Ю.В. "О путях решения задач профессионального самоопределения детей и молодежи в образовательных учреждениях Урмарского района"

            Особенностью предстоящего учебного года станет событие, приуроченное к круглой дате- 5 сентября 2015 года исполнится 10 лет со времени, объявленного  В.В. Путиным о старте четырех приоритетных национальных проектов, в том числе «Образование». Нацпроект «Образование» был призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой должно  стать достижение современного качества образования. За прошедшее десятилетие и наша система образования в Урмарском районе шаг за шагом достигала успешных результатов по всем без исключения направлениям нацпроекта.

        Ежегодно на наших педагогических конференциях за прошедшие 10 лет мы с вами подводим итоги деятельности системы образования района, определяем основные направления деятельности и приоритеты дальнейшей работы. И, самое главное, мы совместными усилиями находим пути решения существующих  проблем. Многое из намеченного удалось сделать. Думается, что сегодняшний разговор станет продолжением пройденного и поможет ответить нам на сегодняшние вопросы.

         Прежде всего, я назову самые яркие события и достижения наших образовательных учреждений, педагогических работников и учащихся прошлого учебного года. Чем он нас порадовал?

          Пожалуй, к наиболее 10 самым важным достижениям и результатам прошлого учебного года можно отнести:

         Первое. В перечень лучших 200 сельских общеобразовательных организаций РФ, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников включено МБОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова». Об этом успехе школы было сказано в ежегодном послании Главы Чувашской Республики М.В.Игнатьева.  Напомню, что основным принципом формирования этого списка стала оценка вклада школы в решение одной из основных задач системы образования - предоставление обучающимся возможности получения качественного образования и развития их таланта. Школу  можно смело назвать территорией  развития.

Второе. По итогам участия обучающихся муниципалитетов ЧР во всероссийской олимпиаде школьников в 2014-2015 уч. году по количественному, качественному показателям среди сельских районов Урмарский район занимает 2 место. Район, таким образом, достойно представлен на региональном  и всероссийском этапах олимпиад школьников.

В прошлом учебном году 14 (а если учесть республиканские олимпиады) 17 учащихся школ района стали победителями и призерами.

Третье. В рейтинге образовательных организаций по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2014-2015 уч. года МБОУ «Большеяниковская СОШ»  вышла  в лидеры среди сельских школ ЧР (директор Архипова Галина Ивановна).  Учащаяся  11 класса Тимофеева Мария  стала призером заключительного 4 этапа  Всероссийской олимпиады школьников по экологии, проходившем в г.Смоленск. (учитель Табакова Татьяна Рудольфовна)

Четвертое. В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории среди учащихся 9 классов ученик МБОУ «Шигалинская ООШ» Лисицкий Дмитрий стал абсолютным победителем. Он стал лучшим среди 30 своих ровесников- участников олимпиады. Подготовила победителя учитель истории Шигалинской ООШ Трофимова Галина Алексеевна. Это вызывает гордость в  учительском коллективе школы.

Пятое. На республиканском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года- 2015» впервые за последние годы была определена первая десятка конкурсантов, получивших лучшие результаты по итогам конкурса, куда вошла учительница русского языка и литературы МБОУ «Челкасинская ООШ» Светлана Львовна Уливанова. Она достойно представила наш район, блестяще показав свой профессионализм.

Шестое. Указом Главы Чувашии от 4 мая 2015г. за огромный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения учителю чувашского языка и литературы МБОУ «Чубаевская ООШ» Цыфаркиной Людмиле Александровне присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики».

Седьмое. В федеральном конкурсе «Лучшая сельская школа- 2015», проходившем в г.Санкт- Петербурге в рамках Всероссийского образовательного форума «Проблемы и перспективы современного образования в России», и обладателями медали  «Лучшая сельская школа- 2015» стали МБОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова» и МБОУ «Мусирминская СОШ». Школы на данном форуме представляли заместители директоров школ Валентина Михайловна Табакова и Светлана Алексеевна Николаева.

Восьмое. 29 ноября 2014г. в пос. Урмары состоялось торжественное открытие нового детского сада на 145 мест «Родничок» с участием Главы ЧР М.В.Игнатьева.  С открытием этого детского сада проблема с очередностью в детских садах не только для детей 5-7 лет, но и для детей от 3 до 5 лет полностью отпала.

        Девятое. На республиканском смотре юнармейских отделений, прошедшем в июне этого года в группе ВПК – команда «Алекс» МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова» достойно заняла  3 место.           Наставником команды является преподаватель-организатор ОБЖ Владимир Павлович Антонов.

          И десятое. В республиканском смотр-конкурсе на  лучшее использование ФСК в 2014 году АУ ДО «ДЮСШ «Илем» заняло  III  место (Директор Архипов Сергей Витальевич).

              Уважаемые коллеги. Я назвал десять   самых привлекательных, достойных уважения, побед и, безусловно, поднявшие  имидж этих образовательных учреждений  и  образования урмарского района в целом. Эти впечатляющие достижения - результат деятельности учителей, педагогических коллективов, учащихся и их родителей.

            Эти и другие достижения стали возможными благодаря инновационной деятельности педагогов, индивидуализации образовательного процесса,  постоянного повышения профессионального уровня, совершенствования  их профессиональной компетенции.

         Сегодня в образовательных организациях работают уже 32.6 % педагогов с высшей категорией, десять лет назад их было всего лишь 6,5%. А в  таких школах как Урмарская СОШ – 47,6%, МБОУ «Челкасинская ООШ»- 46 % в МБОУ «Большечакинская ООШ» - 41,6% и МБОУ «Шигалинская ООШ» - 40% работают учителя, имеющие высшую квалификационную категорию.

         Самые низкие показатели в МБОУ «Староурмарская СОШ»-6,2%, МБОУ «Арабосинская ООШ» - 6,6% и МБОУ «Синекинчерсская ООШ» - 10%.

         В соответствии с  планом мероприятий (дорожной карты), утвержденным постановлением  администрации  района, направленных на повышение эффективности образования на 2015 год, с 1 сентября во всех образовательных учреждениях будет внедрен эффективный контракт со всеми педагогическими работниками. Работа по разъяснению целей  и процедуры эффективного  контракта  проведена в каждой образовательной организации. Прямое назначение контракта- стимулировать активных, инициативных, успешных педагогов. Должен измениться сам подход учителей к  их оценке педагогической деятельности. Все мы должны иметь четкое понимание того, что мы должны знать, чтобы добиться желаемого  уровня  оплаты труда, должны уметь видеть, что именно зависит от нас, чтобы получить поощрения и показывать, что  оно  соответствует ожиданиям.

         Хочется думать, что учителя не ставят под сомнение саму идею перехода на эффективный контракт с 1 сентября нового учебного года,  а руководители  обеспечат прозрачность расходования стимулирующего фонда с учетом  заслуг педагогических работников.

         И еще об одном моем суждении. Допускаю, что оно небесспорно, но я склонен  придерживаться мнения, что  самым оптимальным, эффективным было бы, когда в школе работают 3 поколения учителей - старшее, среднее и – молодежь. В этом случае есть от кого брать и кому передавать опыт. 

          А у молодых учителей много своих плюсов. Средний возраст учителей 46 лет. Доля учителей в возрасте до 35 лет составляет 6,3%. Но  нельзя отрицать существующую нехватку в школах молодых учителей (1,8 %). В этом году  в школы придут 5 молодых специалистов. В этой связи, руководителями школ и ДОУ предстоит системная работа по привлечению молодых учителей в образовательные организации района.

         Уважаемые коллеги.  На наших конференциях мы традиционно подводили итоги ЕГЭ. В этом году нововведением при  подведении итогов аттестации стали экзамены  по математике на базовом и на  профильном уровнях.  Напоминаю, что базовый экзамен по математике,  в отличие от профильного, оценивался по пятибалльной шкале. Средний балл – 4.21(по республике 4.18,  по России – 3.95). Для нас это хороший показатель.  Средний тестовый балл по профильной математике составляет 52,67 (по республике 49.25,  по стране 49.56). Этого вполне достаточно, чтобы поступить в ВУЗ. Максимальное количество баллов набрала Татьяна Мельникова – Большеяниковская СОШ, учитель Гурьева Раиса Терентьевна. Но, мы столкнулись с проблемой, которая вызвала некоторый резонанс среди учителей и родителей, почему все выпускники Урмарской школы выбрали математику только на профильном уровне, в результате выпускники не смогли набрать минимального количества баллов (6,1%) .

          ЕГЭ по русскому языку в этом году сдавали 124 выпускника. Результат показывает, что по сравнению с  прошлым годом  несколько сократилось количество экзаменуемых, набравших по ЕГЭ по  данному предмету от 80 до 100 баллов. Средний балл  составляет 66,1 что на 0,25 выше, чем было в  прошлом году. Максимальное количество баллов получила Зайцева Анастасия -  МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова» - учительница Риманова Татьяна Александровна. Не справившихся с экзаменом по русскому языку среди выпускников не было. В  лидерах по качеству ЕГЭ по русскому языку в этом году оказались МБОУ «Шоркистринская СОШ», где средний балл составляет 83,87 (учитель Иванов Иван Михайлович), выше среднереспубликанских показателей, в МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова», МБОУ «Большеяниковская СОШ». Наихудший результат в МБОУ «Мусирминская СОШ» - 46 баллов.

         Самым массовым, как  и в прошлые годы, ЕГЭ по выбору стал предмет «Обществознание». Его выбрали 62,4% выпускников  и средний балл по этому предмету  составил 54,7.

         Порадовал в этом году результат ЕГЭ по химии. Средний балл по данному предмету составил 66,15 это намного выше чем по республике. 100 баллов  по химии  набрал выпускник Урмарской школы Желтухин Сергей, учитель Иванова Наталья Ивановна. В республике 100 баллов по химии набрали всего 7 человек.

             Традиционно успешно сдали  наши выпускники биологию, средний балл в этом году превысил среднереспубликанский показатель, и он составил 59,79. Если у  выпускников   МБОУ «Большеяниковская СОШ» средний балл составил 68,87, то у выпускников МБОУ «Староурмарская СОШ» - 39,25, МБОУ «Мусирминская СОШ» -46,33.

         Заслуживают внимания результаты ЕГЭ по  физике. Прежде всего увеличилось количество выпускников, выбравших  физику в качестве ЕГЭ по выбору. Средний  балл составил 49,5, это также выше чем было в 2014 году на 5 баллов. Самый лучший показатель – 51,65 баллов достигнут в МБОУ «Урмарская СОШ».

         ЕГЭ по истории  в этом году  сдавали всего 23 выпускника, меньше чем в прошлый год. Не выбрали в качестве ЕГЭ этот предмет выпускники  МБОУ «Мусирминская СОШ» и МБОУ «Староурмарская СОШ». Средний балл составляет 47,13, по республике- 52,9.

            Не было активности, как в прошлые годы, в выборе ЕГЭ по таким предметам как информатика и ИКТ,география и английский язык. Информатику сдавали 3, географию- 2, английский язык -4 участника соответственно. Средний балл ЕГЭ по информатике и ИКТ составил лишь 37,33 при минимальном пороге 40 баллов, установленных за экзамен, по английскому языку средний балл составил 45,25 при среднереспубликанском показателе 64,66 баллов.

           Это коротко о результатах ЕГЭ этого года. Подробно вы можете ознакомиться с его итогами в приказе отдела образования и молодежной политики администрации Урмарского района № 17 от 8.07.2015г., об итогах проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в 2015г., а также в итоговой справке по результатам ЕГЭ,  Результаты доведены  до школ для дальнейшей работы и использования этих материалов на предстоящих педсоветах.

             Завершая эту часть своего доклада, хочу отметить, что ЕГЭ в Урмарском районе прошли организованно. При посещении ППЭ представителями Рособрнадзора и членами ГЭК в процедуре проведения экзаменов каких-либо нарушений не выявлено. Я выражаю благодарность всем нашим учителям, которые были задействованы в работе ППЭ в качестве организаторов в аудитории или дежурных. Бесспорно, от каждого из задействованных в проведении ЕГЭ зависел успех этого важного и ответственного дела.

           Уровень освоения образовательного стандарта основного общего образования можно оценивать по итогам ГИА  выпускников 9 классов. Во всех 12 основных общеобразовательных школах района с количеством 265 обучающихся организованно прошли все предусмотренные экзамены, как обязательные, так и по выбору.

            Государственную итоговую аттестацию в Урмарском районе по русскому языку сдавали 265 человек. Средний балл по 5-бальной шкале составил 4,28 балла, по республике- 4,28 балла, в 2014 году- 4,34 балла, в 2013 году- 4,24. Хорошие результаты у Челкасинской ООШ (4,5 балла), Шигалинской ООШ (4,75 балла), Кульгешской ООШ (4,6 балла).

              КИМ ГИА-9 по математике призваны оценить степень сформированности у всех учеников базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования, а также дифференцировать обучающихся по уровню подготовки, достаточном для активного использования математики во время дальнейшего обучения. Основной государственный экзамен по математике сдавали 264 обучающихся образовательных учреждений района. Средний балл по математике составил 4,23, по республике-3,99 балла.

              К сожалению, 11 обучающихся 9-ых классов  ОУ района получили «неудовлетворительные» оценки. Нужно отметить, что по результатам пересдачи в резервный день, все 11 выпускников справились с заданиями.

         Достаточно неплохие результаты показали 9-классники на экзаменах по выбору. Так, например: в ОГЭ по физике в этом году приняло участие 39 обучающихся, в 2014 году-32 участника, в 2013г.- 6. Средний балл по 5-бальной шкале составил 4,13, (по республике- 4,05 балла), в 2014 году- 4,56 балла ( по республике- 4,12 балла). Все девятиклассники справились с заданиями. Лучший результат- у Чубаевской ООШ (5 баллов), Большеяниковской СОШ (4,33 балла), Ковалинской ООШ (4,33 балла). Активность участников экзамена по физике растет. На экзамене по физике приняли участие выпускники 9-ых классов 8 школ: Урмарской, Большеяниковской, Староурмарской, Мусирминской средних и Арабосинской, Ковалинской, Синекинчерской, Чубаевской основных школ, в 2014 году- выпускники 5 школ.

        В ГИА по биологии в 2015 году приняло участие 45 обучающихся, в 2014 году-55 обучающихся , в 2013 году- 60 обучающихся. Средний балл по 5-бальной шкале составил 4,18 баллов ( по республике- 3,76 балла), в 2014 г.- 3,96 балла ( по республике-3,46 балла), в 2013-4.8; Наилучший показатель у Тегешевской школы (5 баллов), Шихабыловской школы (5 баллов), Староурмарской школы (4,5 баллов), Кудеснерской ООШ (4,5 баллов). К сожалению, нужно отметить, что 1 обучающийся МБОУ «Урмарской СОШ им.Г.Е.Егорова» получил «неудовлетворительную» оценку.

   На экзамене по биологии высокую активность показали учащиеся Урмарской школы (29 обучающихся).

          В ГИА-9 по обществознанию в 2015 году приняло участие 51 обучающийся, в 2014 году-54, в 2013 году- 50. Средний балл по 5-бальной шкале составил 3,8 балла (по республике- 3, 54 балла), в прошлом году- 3,54 балла, по республике- 3,51 балл). Все справились с заданиями. Наилучший результат у Кудеснерской школы (4, 67 баллов). Наименьшее количество баллов набрали обучающиеся МБОУ «Большечакинская ООШ» (3,0 балла).

           В этом году учителя таких  предметов как химия, информатика, география, английский язык, литература, история устранили пробелы прошлых лет, учащиеся выбрали эти  предметы по желанию и успешно сдали экзамены.

Около 80% обучающихся общеобразовательных учреждений района показали хороший и отличный уровень подготовки по русскому языку и более 90% по математике, что свидетельствует об освоении стандарта по математике. Анализ результатов ОГЭ по обязательным предметам показывает, что выпускники 9-х классов готовы к продолжению обучения в профильных классах школ. Нововведением предстоящего учебного года станут изменения, внесенные в порядок проведения ГИА в 9 классе. Прежде всего, всем выпускникам 9-х классов для получения аттестата теперь необходимо будет сдавать 4 экзамена. Это обязательные экзамены по русскому языку и математике и еще два предмета по выбору самого учащегося. Приказ вступает в силу уже с 1 сентября 2015г.

Более подробно об итогах ОГЭ вы можете ознакомиться в материалах публичного доклада.

      Следующая часть моего доклада посвящена непосредственно теме нашей конференции- проблеме профессионального самоопределения детей и молодежи.

        20 августа 2015г. делегация педработников  района приняла участие в работе дискуссионных площадок и пленарного заседания республиканской конференции работников образования. В выступлении Министра образования и молодежной политики ЧР Владимира Николаевича Иванова прозвучали конкретные предложения и цели по решению задач повышения профессиональных рабочих кадров для обеспечения экономического роста республики.

               Недавно я ознакомился с опубликованным Рострудом самых востребованных профессий в Российской Федерации. На рынке труда самыми востребованными стали- строители (профессии каменщиков, бетонщиков и т.д.), медработники и водители. Эти данные общероссийской базы интернет- портала Федеральной службы по труду и занятости.

    В конце учебного года Центром диагностики и консультирования проведено диагностирование 105 учащихся 9-х классов по опроснику «Я предпочту». Большинство опрошенных-37% предпочтение отдают профессиям сферы, связанной с общением, воспитанием, обслуживанием людей (врачи, медсестры, учителя, юристы и т.д.). На втором месте оказались профессии, связанные с техническими специальностями и на третьем- творческие специальности. Мало отдают предпочтение таким сферам деятельности, как сельское хозяйство (растениеводство, животноводство и т.д.). Таким образом, выбор наших 9 классов в основном совпадает с данными Федеральной службы по труду и занятости.

Приведу данные  еще одного анкетирования, проведенного Центром по теме: «Профессиональное образование учащихся» с целью выявления степени готовности к выбору будущей профессии и общей осведомленности учащихся по вопросу профессионального самоопределения. В анкетировании приняло участие 230 учащихся 9-11 классов.

Анкетирование показало, что 225 учащихся осознанно собираются в будущем получить какую- либо профессию, 4 еще не определились.

             Около половины учащихся 102 человека (44%) собираются получить высшее профессиональное образование,  получить среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи, училища)-98 человек (42%), получить начальное профессиональное образование (профессиональные училища, лицеи)-18 (8%), пойдете работать-1 чел.(1%), еще не решили-11 (5%).

 

      На вопрос «Что для вас будет главным при выборе будущей профессии?», ребята ответили следующим образом:- на первое место они поставили - будем ориентироваться на свои способности и интересы-144 чел. (62%), второе -высокий уровень оплаты специалистов данной профессии-36 чел. (16%), третье- мнение родителей-26 чел. (11%), четвертое- востребованность профессии на рынке труда-23  чел.(10%).

     Уже сейчас при выборе своей будущей профессии, ребята отдают предпочтение следующим школьным предметам (слайд)

 

Следующим вопросом мы узнали, какой вид деятельности вас привлекает?

1)   Управление (руководство чьей-то дея­тельностью)-73

2) Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)-40

3) Облуживание (удовлетворение чьих-то по­требностей) -35

4) Контроль (проверка и наблюдение)-34

5) Защита (охрана от враждебных действий) -32

6) Конструирование (проектирование деталей и объектов)-29

7) Образование (воспитание, обучение, фор­мирование личности)- 27

8) Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)-26

9) Производство (изготовление продукции)-21

10)  Творчество (создание оригинальных произ­ведений искусства)-18

Какой объект деятельности вас привлекает?

1) Человек (дети и взрослые, ученики и студен­ты, клиенты и пациенты, покупатели и пасса­жиры, зрители, читатели, сотрудники)-88

2) Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)-56

3) Техника (механизмы, станки, здания, конст­рукции, приборы, машины) -56

4) Информация (тексты, формулы, схемы, ко­ды, чертежи, иностранные языки, языки про­граммирования) -24

5) Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)-21

6) Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись) -18

7) Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)-11

8) Продукты питания (мясные, рыбные, молоч­ные, кондитерские и хлебобулочные изде­ лия, консервы, плоды, овощи, фрукты) -10

9) Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)-9

10) Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные) -7

Основная часть учащихся школ имеют предварительное представление о том, какую профессию выбрать. Очень разнообразен выбор профессий современных школьников. Вот что они выбирают.

Для того, чтобы получить свою будущую профессию, ребята посещают дополнительные занятия, элективные курсы (218 учащихся 95%), не посещают 12 человек-это 5% учащихся школ района.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения комплексной профориентационной работы, акцент в которой должен быть сделан в сторону изучения личностных особенностей учащихся, их способностей, склонностей, формирования умения соотносить свои интересы и жизненные цели со своими возможностями, индивидуально-психологическими особенностями.

Исходя из результатов анкетирования выделены следующие приоритетные направления профориентационной работы в 9-11 классах школ Урмарского района.

·        изучение интересов, склонностей, способностей, профессиональной направленности и индивидуально-типологических особенностей;

·        предоставление углублённой информации о типологии современных                  профессий, спросе на рынке труда.

          В  «дорожных картах» каждой школы есть взятые на себя  обязательства по организации профильных классов в средних общеобразовательных классах. В марте-августе месяце администрация школ должны были  провести работу по комплектованию 10 классов с  количеством детей более 10 человек на 2015-2016 учебный год и определиться по направлению выпускников 9 классов для продолжения учебы в системе СПО. В 10 классы должны прийти только те выпускники 9 классов, которые желают после окончания средней школы поступить в ВУЗы по выбранному профилю обучения.  Остальные 50% должны быть ориентированы на  получение рабочих специальностей в  организациях системы НПО и СПО. В этом году  большинство выпускников 9 классов отдало предпочтение колледжам и  техникумам, тем самым мы даже перешагнули ожидаемые результаты, намеченные  в «дорожной карте». Так, например 100% выпускников Большечакинской ООШ, Кульгешской ООШ, Чубаевской ООШ поступили в учреждения среднего профессионального образования.

         Но появляется следующая проблема. Каким образом мы сможем обеспечить наполняемость  10 классов в средних общеобразовательных школах. Особенно тревожная ситуация, сложилась  в МБОУ «Староурмарская СОШ», которая может остаться без 10 класса. С этими проблемами в ближайшей перспективе может столкнуться МБОУ «Мусирминская СОШ». В  этой связи педагогическими коллективами средних общеобразовательных школ, в особенности руководителям   школ необходимо иметь перспективные планы  комплектования  своих школ выпускниками 9 классов близлежайших основных школ  для продолжения организации профильного обучения на  средней ступени образования.

         Из всех 4 образованных в  средних школах профилей наиболее эффективно действующим является химико-биологический  профиль в МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова» и МБОУ «Большеяниковская СОШ». Средний балл  по биологии и химии намного превышает не только районный, но и республиканский показатель.

         Оправдывает свое назначение социально - экономический профиль в МБОУ «Шоркистринская СОШ», где наблюдается устойчивая тенденция роста доли выпускников, успешно сдавших все  предметы из  числа изучаемых на профильном уровне.

         Но есть и другие  выводы.  Заявленный физико-математический профиль в МБОУ «Мусирминская СОШ» не соответствует перечню предметов, выбираемых выпускниками 11 классов для сдачи в форме ЕГЭ, только 22% выпускников выбирают профильную физику и математику.

         К существующим недостаткам можно отнести неиспользование в образовательном процессе в полном объеме поставленных еще в 2013 году комплектов  робототехники для  профильных инженерно-технических классов в МБОУ «Большеяниковская СОШ» и МБОУ «Шоркистринская  СОШ».

      Новшеством нового учебного года станет переход на новые ФГОС учащихся средней ступени образования. Это означает, что 241 пятиклассник переходит на обучение по новым стандартам. В связи с этим, секционные занятия учителей- предметников, прошедшие вчера в Урмарской школе, были посвящены ФГОС 5 класса. К 1 сентября у каждой школы  должны быть разработаны и утверждены основные образовательные программы и учебные планы, а у каждого учителя 5 класса – свои  рабочие программы.

         20 августа текущего года 18 учителей математики и физики школ района приняли участие в работе секционных занятий по теме «Проблемы повышения качества  физико-математического образования в Чувашской Республике», где в числе многих обсуждались и вопросы   дальнейшего  развития  инженерных классов. Такие инженерные классы имеются  в МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова»  и МБОУ «Большеяниковская СОШ». Эту мысль завершаю  напоминанием о том, что  специфика образовательной программы инженерного класса заключается в  системности изучения математики и физики на профильном уровне с рядом  специализированных областей (робототехника и  проектирование) интегрированных с проектированием и программированием. Результатом такой работы должно сформироваться у детей инженерное мышление. В этом году 40% выпускников средних школ поступили в технические ВУЗы. Неплохо.

        Одним из важных приоритетов «дорожной карты» является – доступность дошкольного образования, ликвидация очередности на зачисление детей от 1,5 до 3 лет в образовательные организации, реализующие основные образовательные программы дошкольного образования. В районе очередь в детские сады детей  от 3 и более лет ушла в прошлое.

         Кроме того «дорожная карта» дошкольного образования развивает идею, заложенную в новом законе «Об образовании в Российской Федерации»: дошкольное образование – это самостоятельный уровень образования. Меняются требования к программам дошкольного образования, которые должны гарантировать качество предоставления услуг. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует особого внимания в части создания условий и повышения квалификации педагогических работников.

         Введение ФГОС ДО и ФГОС ООО предъявляет совершенно иные требования к качеству услуг дошкольного и основного общего образования. И не случайно в «дорожной карте» появился  дополнительный показатель  «Повышение доли педагогических и руководящих работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, прошедших в течение  последних 3 лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих дошкольных образовательных организаций до 100 процентов к 2016 году» При подсчете данного показателя было выявлено, что в ряде образовательных учреждений недолжным образом проводилась работа по  повышению квалификации работников дошкольного образования. На начало 2015 года этот показатель составляет всего 31,8%. К концу этого года, необходимо достичь показателя-71,7%, к концу 2016 года -100%.

         Вызывает обеспокоенность образовательные учреждения, в которых показатель повышения квалификации ниже районного, это МБДОУ  «Детский сад №4 «Ромашка» -14,2%, МБДОУ «Детский сад «Теремок»-25%, МБДОУ «Детский сад «Солнышко»-0%, дошкольные группы МБОУ «Мусирминская СОШ», МБОУ «Кульгешская ООШ им.Н.А.Афанасьева», МБОУ «Тегешевская ООШ», МБОУ «Староурмарская  СОШ», МБОУ «Большеяниковская СОШ», МБОУ «Шихабыловская ООШ», МБОУ «Большечакинская ООШ» - 0 %.

         Работа предстоит серьезная, каждое образовательное учреждение должно внести изменения в свои «дорожные карты» и нести ответственность за повышение квалификации педагогических работников и предоставление качественной услуги дошкольного образования.

         Задачами, которые мы ставим перед системой дошкольного образования на 2016 и последующие годы относятся: обеспечение местами в детских садах детей в возрасте до трех лет, ликвидация переуплотненности в дошкольных группах, создание условий для введения ФГОС ДО.  20 августа текущего года руководители ДОУ приняли участие в работе секционной площадки республиканской конференции педагогических работников по теме «Новые требования к качеству кадрового обеспечения дошкольного образования».Именно воспитатели призваны грамотно организовать работу по профориентации. Если в ДОУ у детей пробудить интерес к труду, то в школе будет легче проводить профориентационную деятельность.  А целью детской профориентации в контексте современных требований в дошкольном образовании является расширение знаний о мире профессий, формирование позитивных установок в к различным видам труда и творчества.

      Профессиональная ориентация дошкольников- это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную, игровую деятельность. Данный подход способствует активации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребенка.

     С целью позитивных установок к различным видам творчества во всех дошкольных учреждениях организована кружковая деятельность. Дополнительное образование в детских садах района направлено на обеспечение регионального компонента, а также реализацию потребностей семьи и интересов воспитанников: работают художественные, музыкальные, спортивные, естественнонаучные и технические кружки, которые ведутся воспитателями, музыкальными руководителями. В 41 кружке занимаются 419 воспитанников. Детские сады работают во взаимодействии с Домом творчества, Детско-юношеской спортивной школой, Детской школой искусств, библиотеками, Центральной районной больницей, общеобразовательными учреждениями.

В качестве положительного примера можно привести работу МБДОУ «Детский сад № 2 «Колосок» , где разработан и реализуется проект по ранней профориентации дошкольников под названием «В мире профессий». В соответствии с этим проектом дошкольники знакомятся с богатым миром различных профессий. Он состоит из модулей, согласно профессиональным отраслям и возрасту детей. Один из модулей назвали «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!» для детей старшего дошкольного возраста, который осуществляется в рамках социального партнерства ДОУ и ООО «Уют» пос. Урмары.

Дополнительное образование

      Помочь школьникам в выборе будущей профессии в своем трудовом будущем призваны учреждения дополнительного образования детей. От организации эффективной работы учреждений доп. образования по профориентации во многом зависит активность наших детей в осознанном  выборе своего призвания. «Дом детского творчества детей» (директор Чуркин К.И.) должен координировать деятельность школ, классных руководителей по профориентационной работе среди учащихся, их родителей, взаимодействия школ с трудовыми коллективами,  находящимися на территории района.

             Дом детского творчества Урмарского района реализует 20 разнообразных программ дополнительного образования. Положительную динамику работы показывают традиционно востребованные объединения спортивной направленности, такие как «Каратэ-до», «Шашки- шахматы». В направлениях эколого- биологической направленности занимаются воспитанники, которые впоследствии выбирают эколого- биологический профиль обучения в старших классах, а после окончания школы продолжают обучение в медицинских и педагогических заведениях. Кружки рукоделия, резьбы по дереву, создают условия для развития художественного мастерства воспитанников, которое может лечь в основу выбора профессии дизайнера, стилиста, швеи, либо просто мастера своего дела. Объединения туристско- краеведческой направленности обеспечивают воспитанников развитием разнообразных навыков поведения, которые могут быть востребованы в профессии спасателей, военных, полиции. Туризм, как вид деятельности, обладает свойствами увлекать, очаровывать, поэтому многие воспитанники, по- настоящему увлеченные туризмом, становятся в будущем тренерами и педагогами. Компьютерные кружки востребованы детьми, планирующими в будущем реализоваться в профессиях программистов, веб-дизайнеров, системных администраторов и множества других профессий информационно- коммуникационной среды. К сожалению, не получили должного развития кружки технической направленности, такие перспективные направления как робототехника, радиотехника, лего-конструирование, способные направить детей в весьма интересные и востребованные инженерные профессии. В ближайшее время необходимо продолжить варианты введения в школах, Доме творчества проекта «Путь в профессию», ориентированный на технологическую линию работы с учащимися по вышеназванным профессиям.

    Сегодня не лишним будет напомнить о том, что федеральным государственным образовательным  стандартом определено место профориентации в образовательном процессе: учебная и внеурочная деятельность по предмету (в части основной образовательной программы); внеклассная и внешкольная деятельность ( социальное и общеинтеллектуальное  направление развития). Способом решения этого направления образовательной деятельности могут стать программы профориентации, определяющие место, тематику и содержание профориентационной работы. В этой связи в каждой школе необходимо иметь не только уголки, стенды, а создавать полноценные кабинеты профориентации с продуктивным содержанием, с указанием списка востребованных профессий, профессиональных организаций (техникумов, колледжей) Чувашской Республики. Проводить эту работу нужно в тесной взаимосвязи с Урмарским Центром занятости населения. А директорам школ грамотно руководить этой работой и уметь давать оценку деятельности учителей по профориентационной работе.

             В своем докладе на Республиканской педагогической конференции министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Владимир Николаевич Иванов приоритетом наступающего учебного года назвал предмет «Технология» Таким образом, акцент делается, прежде всего на  укрепление материально-технической базы для  полноценного  проведения уроков  технологии, на обновление образовательных программ и учебных планов. Учителям технологии, а их в школах 18 чел.,  предстоит,  прежде всего, освоить содержание, требования к преподаванию дисциплины, обсудить их на заседаниях методического объединения и серьезно  поработать над существенным  повышением своей профессиональной компетенции. На повестку дня  встает проблема разработки  в кротчайшие  сроки единой  стратегии взаимодействия «школы – СПО - работодатель».    К примеру, положительный опыт работы имеется в МБОУ «Мусирминская  СОШ», где в течение многих лет налажено тесное сотрудничество с Республиканским государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Цивильский сельскохозяйственный техникум», Мариинско- посадским филиалом ГОУ ВПО «МарГТУ».   Мы попросили администрацию школы рассказать об  опыте работы на  сегодняшней конференции, на что она охотно согласилась.

    На 19 Петербургском Экономическом Форуме, состоявшемся в июне текущего года, перед участниками Форума выступил Президент России. В.Путин среди множества проблем назвал задачу обновления, повышения качества среднего профессионального образования, укрепления его связи с реальным производством. Подчеркнул также необходимость выстраивания целостной системы подготовки квалифицированных кадров.  Буквально он сказал следующее «Такая система должна включить в себя все звенья: дополнительное образование в сфере технического творчества детей, среднее профессиональное образование и высшее инженерное образование». Важным направлением работы на перспективу он назвал создание механизмов сопровождения и поддержки талантливых детей, чтобы они смогли развить свои способности, добиваться успеха на своей Родине, в России. Объявил о запуске такого проекта, как сочинский центр для школьников со всех регионов страны, которые проявят особые способности в спорте, искусстве, в естественных науках. Очень хочется надеяться, что многие наши школьники, учащиеся Урмарского района будут достойны обучаться в этом центре. А мы с вами в этом им обязаны помочь.

         Уважаемые коллеги! Как известно, для качественной реализации образовательных и воспитательных задач необходимо иметь соответствующие условия. Школы, детские сады, учреждения дополнительного образования не только служат   местом для проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий, но и  являются привлекательным центром для всех участников образовательного процесса.

          В ходе подготовки   образовательных учреждений к новому учебному году проведена большая  целенаправленная работа по капитальному, текущему ремонту. Всего на  подготовку образовательных учреждений по всем уровням бюджета выделено 5.571 тыс. рублей.

         Выражаю благодарность руководителям, учителям и воспитателям, хозяйственному персоналу образовательных учреждений за активную работу по  подготовке учреждений к новому учебному году, главам сельских поселений за поддержку и понимание.

         К 1 сентября   все образовательные учреждения готовы к приему учащихся и воспитанников.

         Завершая свой доклад, хочу сказать всем огромное спасибо за верность избранному делу, пожелать вам крепкого здоровья, дальнейших профессиональных успехов, новых идей, интересных открытий и удачи. Счастья, мира, добра и благополучия  Вам и вашим близким.