Выступление директора МБОУ "Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова" Алексеева П.В. "Повышение качества физико-математического образования через профильные классы"

Социальные изменения, произошедшие в последнее десятилетие в России, существенным образом изменили требования к выпускнику общеобразовательной школы. От выпускника сегодня требуется не только владение определённым комплексом знаний, умений, навыков, позволяющим эффективно включать его в систему социальных отношений, но и в значимой степени на их основе принимать квалифицированные решения. Налицо социально значимая проблема построения такой системы обучения, которая обеспечила бы выпускника этими качествами.   Можно констатировать  и  факт недостаточного  качественного роста образовательных достижений обучающихся по физике, математике, снижение интереса к профилизации в области физико-математического и естественнонаучного образования, к развитию технического творчества обучающихся.  Осмысление школой такого заказа привело к разработке и организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Модель внутришкольной профилизации в Урмарской школе действует согласно  школьному проекту «Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся», который осуществляется в несколько этапов и имеет различные направления и формы деятельности. Система профильного обучения в школе направлена на самоопределение личности ученика в выборе им дальнейшего направления в образовании и профессиональной  деятельности.

         Самое серьезное внимание отводится методическому обеспечению профильного обучения. Работа с педкадрами включает курсовую подготовку, проведение мастер-классов, педагогических чтений, разработку календарно-тематического планирования  в  соответствии со стандартами основного общего и  среднего общего образования (базовый и профильный уровни), экспертизу элективных курсов. С 1990-х  годов в нашей школе функционировали педагогические классы. Затем,  с 2003 года,в 9-х классах были открыты предпрофильные, а с 2004  года в 11- х классах профильные  гуманитарного, физико-математического, биолого-химического направления. Нужно отметить, в свое время Урмарская школа участвовала в республиканском конкурсе школ по введению эксперимента предпрофильной и профильной подготовки, проводимом Министерством образования, и получила  денежную премию в размере 200 тысяч рублей.

         С 2012-2013 учебного года  в Чувашии для развития технического творчества  детей,  повышения интереса школьников к естественно-математическим дисциплинам, привлечения к техническим специальностям реализуется проект «Профильные инженерно-технические классы на базе образовательных учреждений, расположенных на территории Чувашской Республики». Среди  первых 35 общеобразовательных учреждений Чувашской Республики,  участвующих в реализации республиканского проекта, была  и наша  Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г. Е. Егорова.

       Создание инженерных классов – попытка выйти на новый качественный уровень в школьном образовании. Образовательные программы для инженерных классов предусматривают углубленное изучение предметов математического и естественно - научного цикла, специальную подготовку в области проектирования, конструирования, программирования, моделирования, обучение навыкам технического творчества в рамках информатики, черчения, а также специальные кружки (робототехника, инженерное дело, инженерная графика, дизайн).

        Наши  ученики хорошо владеют навыками проектной и исследовательской деятельности, постоянно участвуют на районных и республиканских, всероссийских  научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах  и   занимают призовые места. Например,  Всероссийский конкурс по математике «Эврика», дистанционные олимпиады, общероссийские предметные олимпиады «Олимпус», «Школьные дни» и т.д. 302 ученика  нашей школы  приняли участие на  Всероссийской олимпиаде  «Олимпус»,    163 ученика на Всероссийской олимпиаде  «Эврика», проводимой  Московским государственным университетом  им. М.В.Ломоносова. На дистанционной олимпиаде под патронажем  кафедры физико-математического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кампания «МетаШкола и информационные технологии», на дистанционном математическом конкурсе «Устный счет»  приняло участие 20учеников (из них 8победителей и призеров), на  Международной дистанционной олимпиаде по математике проекта «Инфоурок»- 5 победителей, на Международной  олимпиаде «Третье тысячелетие» (Фонд Эйлера) -23участника. Эти примеры говорят, что школа выходит на новый уровень повышения качества физико-математического  образования. Кроме этого,   в этом году   учителя математики и физики принимали участие на республиканских семинарах : «Реализация требований ФГОС средствами УМК по геометрии для 7-9-х и 10-11-х классов авторов Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б., Прасолова В.В., под редакцией Садовничего В.А.», «Многоуровневое интегрированное преподавание математики на основе ресурсов издательства «Русское слова» в условиях реализации ФГОС», «Основные подходы в преподавании математики и информатики в условиях введения ФГОС основного общего образования». Шмелева Т.Л., учитель математики  участвовала на круглом столе «Проблемы повышения качества физико-математического образования в рамках Регионального фестиваля студентов и молодежи   «Человек. Гражданин.Ученый».  Повышая свой профессиональный уровень, наши учителя совершенствуются  вместе с учениками.   Хочется отметить, что по итогам  2014 года  МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова»  вошла в список «200 лучших школ России».  Кроме этого,  российской экспертной комиссией  наша школа включена в сборник  «Ими гордится Россия»,  и опыт работы школы в по теме «Новые подходы к решению проблем современнного образования в условиях внедрения ФГОС» обобщен на шестом  международном слете учителей „СОЧИ – 2015”, состоявшемся в июле 2015 года.    

      Учителя математики и физики Шмелева Т.Л., Тимофеева С.Л. Уливанова Л.В.,Игнатьева С.В., Александрова З.И. ежегодно участвуют на республиканском конкурсе- фестивале    «Современный урок математики и физики».  По отзывам членов комиссий республиканских конкурсов,  учителя Урмарской школы на вершине педагогического мастерства.

      После открытия инженерных классов в школе ,  в течение нескольких лет, динамично функционирует кружок роботехники под руководством учителей Александровой Т.В., Викторова А.В., Ларионовой Е.И.  Перед началом совещания  , уважаемые коллеги,  вы смогли убедиться, что это работа ведется в нашей школе и есть ученики, занимающиеся и увлекающиеся   роботехникой.

       Кроме этого  администрация школы и педагогический коллектив  подбирают оптимальную модель организации образовательного процесса,  обеспечивающую организацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в  предпрофильных и профильных классах.

 А именно, учащиеся профильных классов нашей школы посещают  производственные площадки, связанные  с выбором  будущей профессии   научно – технический музей истории трактора  и  ООО «КОНЦЕРН  ТРАКТОРНЫЕ ЗАВОДЫ» города Чебоксары, фабрику «Акконд», музей гражданской авиации в г. Ульяновск, Казанский  Авиационный институт, а также другие  производственные площадки .

    Со всеми  высшими учебными заведениями Чувашии, Татарстана, Мари Эл у нас сложились добрые партнерские отношения. Для учащихся старших классов  в школе организуются  встречи с руководителями и преподавателями вузов республики  -  это «Московский государственный машиностроительный институт», «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия », ЧГУ им. И.Н.Ульянова, ЧППУ, МАДИ, Кооперативный институт, Марийский политехнический институт, Казанский ветеринарный институт, и наши учащиеся частые гости у них.

         И в конце хочу заострить внимание на том, что необходимость в профильных классах с каждым годом увеличивается, выпускники профильных классов выбирают себе в будущем профессии, соответствующие выбранным в школе профилям. В настоящее время у выпускников нашей школы стали популярными технические ВУЗы. В прошлом году физико-математический класс закончили 22 ученика, в технические вузы поступили 16 учеников; в этом учебном году инженерно-технический класс успешно завершили 25 ученика,  в технические вузы поступили  19 выпускников.  

        Завершая выступление, хочу поздравить всех с наступающим новым учебным годом и новых свершений в 2015-2016 учебном году!