Социальные изменения, произошедшие в последнее десятилетие в России, существенным образом изменили требования к выпускнику общеобразовательной школы. От выпускника сегодня требуется не только владение определённым комплексом знаний, умений, навыков, позволяющим эффективно включать его в систему социальных отношений, но и в значимой степени на их основе принимать квалифицированные решения. Налицо социально значимая проблема построения такой системы обучения, которая обеспечила бы выпускника этими качествами. Можно констатировать и факт недостаточного качественного роста образовательных достижений обучающихся по физике, математике, снижение интереса к профилизации в области физико-математического и естественнонаучного образования, к развитию технического творчества обучающихся. Осмысление школой такого заказа привело к разработке и организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Модель внутришкольной профилизации в Урмарской школе действует согласно школьному проекту «Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся», который осуществляется в несколько этапов и имеет различные направления и формы деятельности. Система профильного обучения в школе направлена на самоопределение личности ученика в выборе им дальнейшего направления в образовании и профессиональной деятельности.
Самое серьезное внимание отводится методическому обеспечению профильного обучения. Работа с педкадрами включает курсовую подготовку, проведение мастер-классов, педагогических чтений, разработку календарно-тематического планирования в соответствии со стандартами основного общего и среднего общего образования (базовый и профильный уровни), экспертизу элективных курсов. С 1990-х годов в нашей школе функционировали педагогические классы. Затем, с 2003 года,в 9-х классах были открыты предпрофильные, а с 2004 года в 11- х классах профильные гуманитарного, физико-математического, биолого-химического направления. Нужно отметить, в свое время Урмарская школа участвовала в республиканском конкурсе школ по введению эксперимента предпрофильной и профильной подготовки, проводимом Министерством образования, и получила денежную премию в размере 200 тысяч рублей.
С 2012-2013 учебного года в Чувашии для развития технического творчества детей, повышения интереса школьников к естественно-математическим дисциплинам, привлечения к техническим специальностям реализуется проект «Профильные инженерно-технические классы на базе образовательных учреждений, расположенных на территории Чувашской Республики». Среди первых 35 общеобразовательных учреждений Чувашской Республики, участвующих в реализации республиканского проекта, была и наша Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г. Е. Егорова.
Создание инженерных классов – попытка выйти на новый качественный уровень в школьном образовании. Образовательные программы для инженерных классов предусматривают углубленное изучение предметов математического и естественно - научного цикла, специальную подготовку в области проектирования, конструирования, программирования, моделирования, обучение навыкам технического творчества в рамках информатики, черчения, а также специальные кружки (робототехника, инженерное дело, инженерная графика, дизайн).
Наши ученики хорошо владеют навыками проектной и исследовательской деятельности, постоянно участвуют на районных и республиканских, всероссийских научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места. Например, Всероссийский конкурс по математике «Эврика», дистанционные олимпиады, общероссийские предметные олимпиады «Олимпус», «Школьные дни» и т.д. 302 ученика нашей школы приняли участие на Всероссийской олимпиаде «Олимпус», 163 ученика на Всероссийской олимпиаде «Эврика», проводимой Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова. На дистанционной олимпиаде под патронажем кафедры физико-математического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кампания «МетаШкола и информационные технологии», на дистанционном математическом конкурсе «Устный счет» приняло участие 20учеников (из них 8победителей и призеров), на Международной дистанционной олимпиаде по математике проекта «Инфоурок»- 5 победителей, на Международной олимпиаде «Третье тысячелетие» (Фонд Эйлера) -23участника. Эти примеры говорят, что школа выходит на новый уровень повышения качества физико-математического образования. Кроме этого, в этом году учителя математики и физики принимали участие на республиканских семинарах : «Реализация требований ФГОС средствами УМК по геометрии для 7-9-х и 10-11-х классов авторов Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б., Прасолова В.В., под редакцией Садовничего В.А.», «Многоуровневое интегрированное преподавание математики на основе ресурсов издательства «Русское слова» в условиях реализации ФГОС», «Основные подходы в преподавании математики и информатики в условиях введения ФГОС основного общего образования». Шмелева Т.Л., учитель математики участвовала на круглом столе «Проблемы повышения качества физико-математического образования в рамках Регионального фестиваля студентов и молодежи «Человек. Гражданин.Ученый». Повышая свой профессиональный уровень, наши учителя совершенствуются вместе с учениками. Хочется отметить, что по итогам 2014 года МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова» вошла в список «200 лучших школ России». Кроме этого, российской экспертной комиссией наша школа включена в сборник «Ими гордится Россия», и опыт работы школы в по теме «Новые подходы к решению проблем современнного образования в условиях внедрения ФГОС» обобщен на шестом международном слете учителей „СОЧИ – 2015”, состоявшемся в июле 2015 года.
Учителя математики и физики Шмелева Т.Л., Тимофеева С.Л. Уливанова Л.В.,Игнатьева С.В., Александрова З.И. ежегодно участвуют на республиканском конкурсе- фестивале «Современный урок математики и физики». По отзывам членов комиссий республиканских конкурсов, учителя Урмарской школы на вершине педагогического мастерства.
После открытия инженерных классов в школе , в течение нескольких лет, динамично функционирует кружок роботехники под руководством учителей Александровой Т.В., Викторова А.В., Ларионовой Е.И. Перед началом совещания , уважаемые коллеги, вы смогли убедиться, что это работа ведется в нашей школе и есть ученики, занимающиеся и увлекающиеся роботехникой.
Кроме этого администрация школы и педагогический коллектив подбирают оптимальную модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в предпрофильных и профильных классах.
А именно, учащиеся профильных классов нашей школы посещают производственные площадки, связанные с выбором будущей профессии научно – технический музей истории трактора и ООО «КОНЦЕРН ТРАКТОРНЫЕ ЗАВОДЫ» города Чебоксары, фабрику «Акконд», музей гражданской авиации в г. Ульяновск, Казанский Авиационный институт, а также другие производственные площадки .
Со всеми высшими учебными заведениями Чувашии, Татарстана, Мари Эл у нас сложились добрые партнерские отношения. Для учащихся старших классов в школе организуются встречи с руководителями и преподавателями вузов республики - это «Московский государственный машиностроительный институт», «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия », ЧГУ им. И.Н.Ульянова, ЧППУ, МАДИ, Кооперативный институт, Марийский политехнический институт, Казанский ветеринарный институт, и наши учащиеся частые гости у них.
И в конце хочу заострить внимание на том, что необходимость в профильных классах с каждым годом увеличивается, выпускники профильных классов выбирают себе в будущем профессии, соответствующие выбранным в школе профилям. В настоящее время у выпускников нашей школы стали популярными технические ВУЗы. В прошлом году физико-математический класс закончили 22 ученика, в технические вузы поступили 16 учеников; в этом учебном году инженерно-технический класс успешно завершили 25 ученика, в технические вузы поступили 19 выпускников.
Завершая выступление, хочу поздравить всех с наступающим новым учебным годом и новых свершений в 2015-2016 учебном году!