Выступление заведующей МБДОО "Детский сад № 5 "Родничок" Иванченко М.В. Решение проблем профориентации в дошкольном образовательном учреждении"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Представления о профессиях у детей ограничены их пока не богатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, продавца. Но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Проводимая в детском саду профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному и личностному самоопределению уже в школе. Речь идет о некотором разумном равновесии между свободным развитием ребенка как подрастающего субъекта деятельности и педагогическим сопровождением этого развития, которое выражается в различных формах участия в проектировании возможного жизненного пути подрастающего человека, организации пробы сил в разных направлениях деятельности, ориентации в собственных возможностях для самоопределения в будущей жизни. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

На базе нашей дошкольной организации создана огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения: великолепная материально-техническая база, которая включает в себя: блочные групповые помещения, оборудованные кабинеты педагога-психолога, учителя – логопеда, методический кабинет, интерактивный класс «Будущий первоклассник», просторные, светлые  музыкальный и спортивный залы.  Коллектив детского сада укомплектован молодыми педагогическими кадрами. Средний возраст 33-35 лет. С января по май 2015 года курсы повышения квалификации по  ФГОС прошли 6 педагогов, 3 прошли профессиональную переподготовку, 1 является студентом педагогического вуза. Также в детском саду трудятся 2 молодых специалиста, которые ориентированы работать по новому, используя современные технологии и методики.

Для решения проблем профориентации дошкольника в детском саду проводятся различные мероприятия, сюжетно – ролевые игры, целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы детского сада, знакомящие детей с трудом взрослых, способствующие накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Для создания положительного отношения, привычки к трудовой деятельности важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. А также мы с удовольствием приглашаем представителей различных профессий. Воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.  Наша задача расширить представления ребенка о сложном мире взрослых, труде, о том, что им тоже необходимо будет сделать свой профессиональный выбор. Но для этого, ребенок должен получить знания, накопить жизненный опыт и в будущем выбрать полюбившуюся ему профессию.

Мы считаем, что процесс становления личности зависит не только от воспитателя в детском саду, но и от родителей воспитанников. В первую очередь это должно происходить в семье. Только взаимодействие педагогов и родителей принесет плодотворный результат. И на выпуске из детского сада мы получим ориентированную на дальнейшее обучение и познание мира личность.

Именно от ребенка зависит будущее нашей страны, насколько она будет развитой, самобытной. Ведь именно ему жить, творить в «завтрашнем дне», защищать страну, приносить пользу Родине. Вся наша деятельность направлена на поддержку разнообразия детства, сохранение уникальности  и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Мы ищем новые технологии, методики для реализации этих принципов.