Выступление заместителя главы администрации - начальника отдела образования и молодёжной политики администрации Урмарского района Соколова Ю.В. на тему «Состояние и перспективы развития воспитания и дополнительного образования детей в Урмарском районе с позиции введения ФГОС»

Уважаемые коллеги, участники конференции.

 

            Традиционный большой августовский педагогический Совет работников образования в этом году – событие особенно важное, привлекающее внимание, как руководителей, учителей, воспитателей, других работников системы образования, так и для широкой общественности, так как проходит в преддверии нового учебного года, который связан со вступлением в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нового закона «Об образовании в Чувашской Республике». Большинство статей законов вступают в силу с первого сентября. В течение всего прошлого учебного года педагогические коллективы образовательных учреждений активно обсуждали эти законопроекты,  а это значит, что мы с вами готовы в своей практической деятельности руководствоваться новыми законами «Об образовании». Перспективными для системы образования станут проблемы введения ФГОС дошкольного образования. Вы знаете, дошкольная система образования стала уровнем общего образования и, соответственно, необходимо встроить этот  уровень во всю систему. Будет продолжена работа по дальнейшему введению ФГОС в 3 классах школ района. Сегодня 477 учащихся (18,6 %) начальных классов обучаются по новым стандартам, с 1 сентября текущего года 242 первоклассника начнет обучаться в соответствии с новым стандартом. Но уже сегодня в коллективах ОУ должна проводиться активная работа по дальнейшему изучению, обсуждению и подготовке школ для перехода к ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования. Отличительной чертой нового учебного года станет введение с 1 сентября во всех школах единой школьной формы. На уровне школы разработаны и приняты свои локальные нормативные документы,  в которых рекомендованы, что ученик должен соответствовать определенному стилю. К этому в каждой школе подошли через обсуждение с родителями и детьми. Другим ключевым вопросом учебного года станет подготовка школьников для перехода  к реализации организации работы по концепции развития математического образования. Одним из примет нового учебного года станет начало совместной работы по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе.

            Среди других актуальных вопросов для нас станет серьезная работа над ошибками по результатам ЕГЭ 2013 года, имея, прежде всего в виду повышение безопасности проведения ЕГЭ.  Приоритетным направлением нашей работы станет расширение охвата дошкольным и дополнительным образованием детей, имея виду, прежде всего повышения заработной платы, работающих в этой сфере. Я назвал ключевые темы предстоящего нового учебного года.

 

            Уважаемые коллеги.

 

Сегодня мы подведем итоги минувшего учебного года. Отделом образования и молодежной политики к сегодняшней конференции подготовлен и опубликован на страницах нашей газеты «Вести образования» публичный доклад о деятельности системы образования за 2012-2013 учебный год. Материал вы  получили при регистрации. Доклад адресован в первую очередь широкому кругу лиц – главам сельских поселений, родителям, работникам системы образования и решает задачу обеспечения их достоверной информацией для принятия решении.

            Доклад посвящен анализу работы образовательных учреждений по достижениям системой образования результатов. Главной целью, которую мы ставим – это, прежде всего рост качества школьного образования. Решению именно этой задачи подчинена работа по обновлению  материальной и учебной базы школ, по повышению профессиональной квалификации, авторитета учительского труда, в т. числе через повышение заработной платы. В этом году, как предусматривалось, заканчивается  проект модернизации системы образования, которой осуществлялся в течение 3 последних лет. За это время образовательным учреждениям (школам) направлено более 26 млн. рублей. Что это дало? Мы сумели отремонтировать учебные помещения всех школ Урмарского района. Все 100% классов оснащены новым современным оборудованием. В школьные библиотеки поступило более 8 тыс. экземпляров учебников на сумму около 2 млн. руб. Отремонтированы и оснащены и оборудованы  школьные столовые, спортивные залы и санузлы. Во многом изменился облик общеобразовательных школ.  И это бесспорно стало фактом. Построено новое здание школы на 160 мест в д. Шихабылово. Убежден, что все это будет способствовать повышению качества образования.

            Таким образом, мы полностью соответствуем требованиям ФГОС в части создания условий реализации основной образовательной программы. Теперь эти условия должны обеспечить развитие личности.

            В соответствии с требованиями ФГОС в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации обучающихся, построенная на таких ценностях, как патриотизм, духовность и нравственность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование.  Указанная программа должна быть  направлена на обеспечение усвоения учащимися правил общественного поведения, нравственных ценностей, формирование  способности противостоять негативным воздействием социальной среды. В связи с этим Министерством образования и науки России разработана Программа развития воспитательной компоненты в школе.

            Уже с этого учебного года мы считаем возможным предусмотреть реализацию в каждой школе ряда мер и мероприятий этой программы.. В своем докладе на республиканской августовской конференции 22 августа Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Иванов Владимир Николаевич обратил внимание участников конференции на выпущенный календарь основных мероприятий  (Султал=к к\неки) и указал  на необходимость иметь свой аналогичный календарь в каждой школе. Это, по сути, детализированный план мероприятий по различным направлениям  воспитания учащихся, в том числе с учетом памятных дат, традиционных мероприятий.  Разработанные Вами мероприятия должны быть размещены на сайтах школ.

            Как всем уже известно, и понятно, что принципиальным отличием нового стандарта является то, что во главу угла ставится ребенок (школьник) и нам, учителям, придется преподавать по-новому: организовать с детьми работу над проектами, разрабатывать творческие программы, не «вбивать» знания, а развивать личность. Нужны, конечно, и предметные результаты, но они теперь становятся  только частью тех требований, которые предъявляются к результатам освоения основной образовательной программы. Переходить на ФГОС второго поколения с этого года будут все 3-ники школ района, но могли бы  в порядке апробации переходить на ФГОС учащиеся 5,6 классов и даже 10 классов. К сожалению, в списке пилотных школ для апробации введения ФГОС основного общего образования и среднего общего образования на территории Чувашской Республики в этом учебном году наших школ нет.         

            Я надеюсь, что в ближайшей перспективе переход на ФГОС станет реальностью и для всей системы образования нашего района.

            Ну а сегодня учителя начальных классов наших школ активно включились в работу в условиях введения новых стандартов, в том числе по организации внеучебной деятельности учащихся. Анализ показывает, что эта программа в начальных классах реализуется по таким направлениям  развития личности, как: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, проектное и гражданско-патриотическое. Но здесь мы сталкиваемся с определенными трудностями, прежде всего в сельских малокомплектных школах,  в первых рядом нет учреждения дополнительного образовании, во вторых в классах мало детей и каждой их них физически не может посетить все кружки.

            В новом учебном году мы с вами будем решать и эти вопросы через расширение  взаимосвязей с учреждениями культуры и спорта.

            В рамках проведения нашей конференции 23 августа 2013 года почти все педагогические работники образования участвовали в работе дискуссионных площадок в Урмарской средней школе. Темы, обсуждаемые на площадках были разными, но все были посвящены вопросам воспитания с позиции введения ФГОС. На площадках были представлены доклады и выступления из опыта работы, подготовленные самими учителями и воспитателями. Все получили положительную оценку.  Интересно и содержательно прошли обсуждения таких тем, как «Реализация личностно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы при переходе на ФГОС основного образования. О современном состоянии, проблемах и перспективах развития физико-математического образования в школах в условиях внедрения ФГОС говорили учителя математики и физики. Учителя биологии обсудили тему «Технология преподавания современного урока биологии в условиях ФГОС. Очень активно прошло обсуждение темы «Современные педагогические технологии в начальном образовании».

Проблему реализации третьего часа уроков физической культуры в школах поднимали на своей дискуссионной площадке учителя физической культуры. Полезным состоялся разговор по теме концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности с позиции ФГОС у преподавателей ОПК. В детском саде № 4 «Ромашка» собрались заведующие и воспитатели дошкольных учреждений для обсуждения проекта ФГОС дошкольного образования.

            Продуктивно прошла работа школьных библиотекарей, обсудившие тему о роли библиотек в повышении качества образования и другие.

           

Уважаемые коллеги!

 

            Вы помните, что в феврале месяце т.г. в этом зале мы проводили общерайонное родительское собрание по теме «Пути взаимодействия образовательного учреждения, семьи и общественности в формировании личности учащихся». Тогда с участием родителей мы подробно обсудили тему воспитания школьников.  Мы договорились, чтобы в воспитательной работе нашими полноправными партнерами стали  родители  наших детей, что родители станут не только основными заказчиками образовательных услуг, но образовательного процесса. В течение прошедшего после собрания времени мы постоянно нацеливали педагогические коллективы и   родительскую общественность на решение ими воспитательных задач, зная, что без из участия в этом деле невозможно достичь нужных результатов в воспитании. В связи с этим в этом году во всех школах республики введется проект «Вовлеченный родитель». Какие итоги можно сделать за этот промежуток времени и над чем дальше работать в новом учебном году?

            В сфере гражданско-патриотического воспитания больше внимания стали уделять к организации межпоколенческого взаимодействия, организации краеведческой деятельности, профориентационной работы, совершенствования работы школьных музеев и т.д.  

            В качестве примера назову лишь одно мероприятие, организованно совместно  с советом ветеранов Афганистана. В конце апреля этого года группа юношей школ района выезжала в вертолетное училище г. Сызрань. И это только начало.

            В своем выступлении на республиканской конференции Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики говорил о роли кадетского движения в ЧР в формировании гражданина - патриота. В связи с этим я хотел бы сегодня поднять и эту проблему. Если количество кадетских классов и детей в них в республике имеет положительную тенденцию роста, мы с вами отстаем. Пять лет назад, когда учащиеся Б.Яниковской средней школы переходили в новое здание школы отделом образования и молодежной политики жестко был поставлен вопрос об открытии кадетского класса. Руководство школы нас поддержало, и сегодня кадетское движение в этой школе имеет свою положительную репутацию в республике. К сожалению, этот пример не поддерживается коллективами других школ. Я с этой трибуны говорю третий раз и обращаюсь к коллективу и руководству Урмарской СОШ с предложением безотлагательно рассмотреть эту проблему  и решить её в пользу открытия кадетских классов. Возможности в школе есть,  нужно лишь желания, родители вас поддержат. Эта проблема характерна также для Шоркистринской и Мусирминской средних школ.

            В сфере нравственного и духовного воспитания детей в школах района преподается модуль основ православной культуры. Это волеизъявление родителей учащихся 4-ых классов. В рамках изучения курса ОПК учащиеся проводят исследовательские  и проектные работы, приобретая при этом информацию о семейных ценностях, православных праздниках и так далее. Учащиеся школ района и воспитанники Воскресенских школ при храмах, расположенных на территории района, участвуют в районном фестивале духовной песни «Пасхальная радость», в проведении фестиваля духовной культуры «Пасхальный благовест», которые прочно вошли в традицию образовательных учреждений. Нам всем известно, уважаемые коллеги, на территории нашего района  функционируют 12 православных храмов и часовен. Огромный воспитательный потенциал духовенства района надо использовать грамотно для того, чтобы дети с малых лет познакомились с культурой православного мира, смыслом жизни православного человека, поняли, что такое добро и зло, привили такие понятия, как дружба, подвиг, любовь, милосердие и сострадание.

            В сфере воспитания положительного отношения к труду и творчеству формирования активной гражданской позиции наибольшим потенциалом обладают общественные объединения. Основные формы детского движения -  школьные союзы, общественные организации, ученические самоуправления имеют своей целью формирования умений реализовать свои способности, работая в команде. В школах района проводится много мероприятий, направленных на формирование лидерского потенциала. Назову лишь одно из них: это районный конкурс лидеров и руководителей детских и общественных организаций и объединений «Моя инициатива». В 2013 году ученица МБОУ «Мусирминская СОШ» Леонтьева Анастасия стала победителем республиканского конкурса лидеров детских и молодежных общественных объединений «Моя инициатива». Педагоги дополнительного образования  детей всё шире начали использовать и сами разрабатывать инновационные воспитательные программы. Особо отличаются  в данном направлении педколлективы Большеяниковской СОШ (помимо кадетского движения, в этой школе развито экологические и  волонтерское движение. В Шоркистринской СОШ  ведется активная и полезная совместная работа с Канашским  лесничеством и отряда юных пожарных. В Ковалинской ООШ сильно развито тимуровское движение, а в Кульгешской и Кудеснерской школах отличительными сторонами прочно стали музейное дело и поисковая работа. Учащиеся Ст. Урмарской школы -  в течение ряда лет не уступают лидерства в движении отрядов юных инспекторов движения. Примером в области информатизации можно назвать успехи классного блока 7 «в» класса Урмарской СОШ, который занял III место во Всероссийском дистанционном конкурсе ученических сайтов и блоков.

            С этого года в МБОУ «Шихабыловская ООШ» планируется создание пилотной площадки по направлению «Авиасудомоделирование». Ожидается  поступление соответствующего образования за счет средств Федерального бюджета, а мы должны решить кадровый вопрос, кто будет вести эту работу (не обязательно педагог).

            Следует отметить, что из года в год в школах района  и через Дом детского творчества активизируется работа по экологическому воспитанию учащихся. Педколлективы  школ, особенно учителя биологии совместно с классными руководителями больше начали обращать внимание на повышение экологической культуры обучающихся. Несмотря на то, что в течение ряда лет в школах нет такого предмета, как экология учителя школ активно ведут данную работу на уроках биологии, химии, географии, а также в экологических кружках Дома детского творчества детей. Среди школ можно выделить Урмарскую и Б.Яниковскую средние школы, где наиболее развито эколого-биологическое направление деятельности и отмечается высокая степень интеграции школьного образования и воспитательной деятельности, что особенно ярко проявляется  в организации исследовательской деятельности детей.

            Уважаемые коллеги.

Дополнительное образование и воспитание детей по развитию творческих способностей в музыкальной и художественной сфере обеспечивает Детская школа искусств. В школе обучается 127 человек. Процент охвата детей, обучающихся в школе составляет 5 %. Характерная особенность школы искусств - осуществление деятельности во  взаимодействии с социумом: лекции-концерты, выездные концерты, фестивали, конкурсы. Нужно сказать, что ни одно районное мероприятие не проходит без участия педагогов и учащихся школы искусств. В течение 2012-2013 учебного года были проведены около 50 массовых мероприятий, организованы выставки работ изобразительного искусства.

-                    В школе успешно реализуются проекты, направленные на совершенствование качества воспитания и содержания образования: «Детский университет музыки», «Клуб юных музыкантов». Учащиеся ДШИ в течение учебного года приняли участие в 9 конкурсах республиканского уровня. Заняли 4 призовых места.

С 1 сентября 2013 года детская школа искусств начинает реализацию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства  в соответствии с Федеральными государственными требованиями. "Предпрофессиональная" направленность означает, что качество образования в ДШИ должно быть таким, чтобы, при желании, каждый выпускник мог  пойти в профессию.

            Среди других актуальных вопросов для  системы образования на одной из секционных площадок республиканской конференции  рассматривался проект концепции Всероссийского физультурно- спортивного комплекса. В работе секции  приняли участие и представители учителей физвоспитания школ нашего района.

            Цель комплекса – повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в  укреплении здоровья, формировании потребности людей в физическом самосовершенствовании, необходимости вести здоровый, спортивный образ жизни.

            Для учащихся школ Комплекса и  действующие в настоящее время Всероссийские соревнования школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры» станут взаимодополняющими. Внедрение Комплекса  во всех школах,  включая дошкольные должно завершиться к сентябрю 2015 года. Первый этап (организационный) начнется уже с 1 сентября нового учебного года. Второй этап (апробационный) начнется с сентября 2014 года. Какие предпосылки созданы уже сейчас в наших школах и в системе допобразования? Каким образом мы будем решать поставленную в республике задачу – привлечения в течение 3-х предстоящих лет к занятию спортом каждого второго ребенка школьного возраста?

  

Сегодня в районе созданы все условия для занятий спортом. К услугам любителей спорта имеется современный физкультурно-спортивный  комплекс с плавательным бассейном и универсальными спортивными залами. Загруженность ФСК не ниже среднего показателя по республике. За 2012 год ФСК «Илем» посетили– 64354 человека, за 6 месяцев 2013 года – 37759. В течение трех лет  со дня открытия  комплекса в нем укрепили свое здоровье 65740 учащихся. ФСК «Илем» был отмечен как один из лучших по посещаемости и занял 2 место в республике, среди учреждений, не имеющих спортивный зал. На базе ФСК проводятся массовые спортивные соревнования по плаванию, в том числе республиканского уровня. Но есть еще проблемные вопросы, которые нужно решить сегодня. Прежде всего это вопрос подвоза детей в плавательный бассейн за счет третьего часа физической культуры. К сожалению на эти цели  в бюджетах школ не предусмотрено выделение дополнительных средств на приобретение ГСМ, что ставит в затруднительное положение руководителей школ по организации подвоза.

Уникальность Урмарской детско-юношеской спортивной школы им. А.Ф.Федорова прежде всего, думаю, в том, что в непростых условиях существования учреждение показывает высокие результаты как по охвату детей, так и по спортивным достижениям своих воспитанников. По итогам 2012 года ДЮСШ заняла 1 место в Республике по количеству обучающихся (до 700 детей). На коллегии Минспорта в апреле этого года ДЮСШ удостоена диплома и денежного вознаграждения в размере 80000 рублей.  О результатах спортивной школы, как вы помните, подробно рассказывал директор Архипов С.В.  на прошлогодней августовской конференции. Скажу лишь о том, что около 700 детей и подростков нашли себе занятие по интересам в 6 спортивных объединениях школы.  Более 70  спортивных мероприятий в год проводит ДЮСШ им. Федорова по различным видам спорта. Среди них нужно отметить традиционные: по велоспорту-маунтинбайку памяти А.Трофимова в с. Мусирмы, легкоатлетические соревнования на призы заслуженного мастера спорта России  С.Захаровой и памяти ЗМС СССР Пуклакова, турнир по борьбе самбо памяти МС СССР С.С.Уливанова  и открытые чемпионаты и первенства Урмарского района по лыжным гонкам. В 11 общеобразовательных школах района  открыты филиалы ДЮСШ с охватом 416 детей, для решения поставленной республикой задачи по привлечению детей к занятию спортом необходимо дальше расширять сеть филиалов, и это будет одной из задач спортивной школы.    

  Второй год в районе реализуются республиканские проекты «Плавающая школа» в Урмарской школе им. Г.Е. Егорова, и «Танцующая школа в Большеяниковской средней школе.

  На сегодняшней конференции уместно озвучить ещё одну проблему, связанную с темой конференции. Это проблема  социального сиротства  детей. Главная причина сиротства – неблагополучие в семье. К сожалению, количество неблагополучных семей остается стабильно высоким. Таких  насчитывается 65 семей, в которых проживает 122 ребенка, а также 16 семей, где родители систематически употребляют спиртные напитки, в этих семьях проживает 31 несовершеннолетний. В этих семьях, как показывает практика посещения таких семей специалистами органа опеки и попечительства, членов КДН не соблюдаются элементарные, санитарно-гигиенические условия для проживания детей. В связи с этим я обращаюсь к залу не оставаться равнодушными к этой проблем, взяться всем вместе за перевоспитание таких родителей, а если надо – оградить детей от них и конкретно по каждому факту заниматься вопросами устройства таких детей или в приемные семьи, передаче под опеку или на усыновление.

     Как и  в предыдущие учебные годы  в новом учебном году мы продолжим воспитательную работу в сфере правового воспитания и культуры безопасности, имея в виду, прежде всего организацию повышения правовой грамотности обучающихся с целью недопущения противоправных действий. Здесь наиболее важная роль отводится классным руководителя, школьным психологам (где они есть), родительским комитетам, попечительским советам, органам ученического самоуправления. Координировать их деятельность будут руководители школ совместно с районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В прошлом учебном году (заметьте) в течение учебного года учащимися школ совершено 3 преступления, 5 правонарушений, 14 родителей учащихся привлечены к административной ответственности за систематические пропуски учащимися уроков.

В совершении противоправных действий отличились  учащиеся Б.Яниковской, Урмарской средних и Орнарской основной школ. Резонансным делом стало уголовное дело в отношении учащегося 9 класса Орнарской ООШ Николаева Александра, который совершил 19 имущественных преступлений. Это стало возможным из-за отсутствия в течение ряда лет должного контроля со стороны субъектов профилактики, прежде всего педколлектитва Орнарской школы. Я привел этот пример, чтобы привлечь внимание участников конференции на необходимость постоянной, целенаправленной и последовательной работы с такими учащимися с ранних лет, со дня поступления их 1-ый класс школы и сопровождением их до окончания школы.   

 

            Уважаемые коллеги.

            В последнее время мы действительно много говорим о модернизации и делаем немало, при этом должны знать, что никакая модернизация невозможна без квалифицированных кадров. Основная ответственность по обеспечению доступного, качественного, дошкольного, общего, дополнительного образования лежит на педагогических работниках – на учителях и воспитателях. Педагогические работники нуждаются в поддержке и внимании со стороны государственных структур. Все ключевые задачи, в том числе повышения зарплаты должны быть выполнены в полном объеме и в установленные сроки, и они в нашем районе выполняются. Должна быть оговорка, рост зарплаты учителя, должен быть честно привязан к повышению квалификации, повышению качества работы.

            Всем давно известно, что реальные действия по повышению качества образования делаются только в школах. Сегодняшний педагог, будь то физик, математик, историк, языковед помимо того, что он специалист по предмету должен быть специалистом по ребенку. Его работа связана с развитием личности, как этого требуют новые стандарты. Образовательный ценз учителей Урмарского района высокий. 95 % учителей имеют высшее педагогическое образования, 22% имеют квалификацию высшей категории (в прошлом году было 18%), 63% первой категории.

            В 2012-13 учебном году успешно прошли аттестационные испытания 97 педагогических работников. В то же время практически не происходит обновления педагогического корпуса. Всего в школах района работают 15 учителей со стажем работы до 5 лет (5%), 46 учителей работающих пенсионеров 14%. В этом нет ни одного молодого специалиста, хотя есть вакантные должности по преподаванию английского языка, технологии, физики, географии, обществознания и изобразительного искусства.     

            В целях привлечения молодых специалистов в школах введены меры материального стимулирования. 4 учителя школ района участвуют в республиканской программе в соответствии с Указом Главы Чувашкой Республики «О мерах государственной поддержки молодых учителей образовательных учреждений в улучшении жилищных условий».

 

Уважаемые участники конференции.

            В своем докладе я озвучил наиболее важные проблемы и высказал предложения, которые непосредственно касаются теме нашей конференции. Полагаю, выступающие выскажут замечания и предложения, дополнят доклад. Я выражаю надежду, что педагогические работники приложат все усилия, чтобы наши планы по повышению качества образования успешно реализовывались.

            Любви, добра, искренности каждому учителю и ученику.

            Спасибо за внимание.