«Система подготовки учащихся к многоуровневым предметным олимпиадам школьников».
Добрый день, уважаемые коллеги.
Тема моего выступления: «Система подготовки учащихся к многоуровневым предметным олимпиадам школьников».
Предметные олимпиады. Они прочно вошли в школьную жизнь: несколько туров всероссийской, дистанционные – очные и заочные, международные предметные чемпионаты.
Учебный год |
ФИО ученика |
ФИО учителя |
Предмет |
Уровень |
Место |
2007/2008 |
Александров Александр Муллин Сергей Савушкин Алексей |
Табакова В.М. Прокопьева Ю.Г. Шапеев В.И. |
Литература География Технология |
Республиканский |
II II III |
2008/2009 |
Викторов Степан Егоров Максим Муллин Сергей |
Кузьмина Н.И. Антонов В.П. Муллина Т.Н. Прокопьева Ю.Г. |
Биология Лесная ол. ОБЖ История География |
Респ. Респ. Респ. Всерос. Респ. Респ. |
II II III II III III |
2009/2010 |
Викторов Степан Горбунова Ангелина Егоров Максим Егорова Надежда Загриева Галия |
Кузьмина Н.И. Бондарева С.В. Антонов В.П. Васильева О.В. Антонов В.П. |
Биология Литература ОБЖ Технология ОБЖ |
Респ. Респ. Респ. Респ. Респ. |
III III II II III |
2010/2011 |
Викторов Степан Горбунова Ангелина Загриева Камиля Петрова Татьяна Тимофеева Юлия |
Кузьмина Н.И. Муллина Т.Н. Бондарева С.В. Шмелева Т.Л. Кузьмина Н.И. Кузьмина Н.И. |
Биология Лесная ол. История Русск. яз. Литература Матем-ка Биология Биология |
Респ. Респ. Респ. Респ. Респ. Респ. дист. Респ. Респ. |
II I III III II II III III |
2011/2012 |
Горбунова Ангелина Григорьева Арина Петрова Татьяна Тимофеева Юлия |
Бондарева С.В. Кузьмина Н.И. Кузьмина Н.И. Кузьмина Н.И. |
Литература Русск. яз. Биология Биология Биология Экология |
Республиканский |
I III III II III III |
В нашей школе творческий педагогический коллектив и накоплен определенный опыт по подготовке учащихся к различным олимпиадам, каждым учителем выработана индивидуальная система подготовки учащихся к ним.
Есть и результаты: за последние 5 лет учащиеся школы показали хорошие результаты по таким предметам, как биология, ОБЖ, русский язык, литература, технология, география, история.
Победы в предметных олимпиадах – особая гордость школы и личное достижение ученика. За ними стоит огромная работа, и успех достигается отнюдь не только знаниями ученика, но и его волевыми качествами, а также совершенством программы подготовки и эффективностью совместной работы ученика и учителя.
Учебный год |
Предмет |
Уровень |
Место |
2009/2010 |
Русский язык |
школьный |
первое |
|
Литература |
школьный |
второе |
|
География |
школьный |
второе |
|
Русский язык |
муниципальный |
первое |
|
Литература |
муниципальный |
первое |
2010/2011 |
Астрономия |
школьный |
первое |
|
Русский язык |
школьный |
первое |
|
Русский язык |
муниципальный |
первое |
|
Астрономия |
муниципальный |
первое |
|
Литература |
муниципальный |
первое |
|
История |
муниципальный |
второе |
|
География |
школьный |
первое |
|
|
муниципальный |
первое |
|
|
региональный |
первое |
|
История |
региональный |
третье |
|
Русский язык |
региональный |
третье |
|
Литература |
региональный |
первое |
|
Литература |
всероссийский |
участник |
2011/2012 |
Русский язык |
муниципальный |
второе |
|
|
региональный |
третье |
|
Литература |
муниципальный |
первое |
|
|
региональный |
первое |
|
|
всероссийский |
участник |
Причем, следует отметить, что участие в олимпиадах для этих ребят стало ступенькой к профессиональному самоопределению.
Путь к успеху – это многоступенчатый процесс. Выпускница этого года Горбунова Ангелина прошла все ступеньки на пути достижения поставленной перед собой цели.
Анализируя пройденный путь, снова задаешься вопросами: С чего все начиналось? Как добиться успеха? В чем секрет успеха ученика?
Конечно, целенаправленная работа как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Ангелина, безусловно, одаренный ребенок. Интересы её самые разносторонние: язык, литература, история, география, астрономия, музыка, живопись, мировая художественная культура.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Слагаемые успеха |
Высокая требовательность к результатам собственного труда |
Настойчивость в их достижении поставленных целей |
Стремление к совершенству |
Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству – вот отличительные черты характера Ангелины.
Они формировались на протяжении многих лет под влиянием прежде всего семьи, школы, а также через систему дополнительного образования (музыкальная школа)
Вы скажете, что таких, как Ангелина, единицы, а работать надо с тем материалом, который имеется. Действительно так. Поэтому и важно всем вместе задуматься, как заинтересовать учащихся, чем стимулировать.
Мои многолетние наблюдения показывают, что система подготовки участников олимпиад опирается на:
Система подготовки участников олимпиад опирается на: |
Базовую школьную подготовку по предмету |
Подготовку, полученную в рамках системы дополнительного образования |
Самоподготовку: чтение дополнительной литературы, поиск информации в Интернете |
Целенаправленную подготовку ко всем этапам олимпиады |
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
Конечно, большую роль играет республиканская многопредметная очно-заочная олимпийская школа, где ведут целенаправленную подготовку к заключительному этапу олимпиады специалисты высших учебных заведений республики.
Думаю, пришло время создать подобные школы в рамках отдельного учебного заведения, а еще важнее – на уровне района, потому что на республиканские учебно-тренировочные занятия могут попасть только те дети, которые вошли в тройку сильнейших на муниципальном и республиканском туре Всероссийской олимпиады.
Что для этого необходимо сделать?
Шаги к созданию районной очно - заочной школы |
Шаг 1: выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников |
Шаг 2: создаём творческую группу, команду школьников, одержимых любовью к предмету |
Шаг 3: планируем работу |
Шаг 4: сопровождаем на всех этапах |
И, конечно, самосовершенствование учителя, повышение самообразования, расширение знаний в области педагогики и психологии, изучение природы одаренности. Будем помнить, что мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже своего рода одержимость. Этому можно учиться у детей.
И по-настоящему одержимыми работой становятся тренеры-наставники – учителя, которые безгранично верны своей профессии и ученикам, разработали и реализуют на практике системный подход в подготовке учащихся к многоуровневым предметным олимпиадам.
Тренеры-наставники – это: |
любящие детей, верные выбранной профессии, высококвалифицированные, одержимые своей работой учителя |
Набрать такую группу тренеров по всем направлениям в рамках района не составляет большого труда, потому что у нас очень много опытных, любящих детей и свою работу педагогов.