Выступление учителя русского языка и литературы МБОУ "Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова" Бондаревой С.В. по теме «Система подготовки учащихся к многоуровневым предметным олимпиадам школьников».

      «Система подготовки учащихся к многоуровневым              предметным олимпиадам школьников».

 

  Добрый день, уважаемые коллеги.

        Тема моего выступления: «Система подготовки учащихся к многоуровневым              предметным олимпиадам школьников».

Предметные олимпиады. Они прочно вошли в школьную жизнь: несколько туров всероссийской, дистанционные – очные и заочные, международные предметные чемпионаты.

Учебный год

ФИО ученика

ФИО учителя

Предмет

Уровень

Место

2007/2008

Александров Александр

Муллин Сергей

Савушкин Алексей

Табакова В.М.

Прокопьева Ю.Г.

Шапеев В.И.

Литература

География

Технология

Республиканский

II

II

III

2008/2009

Викторов Степан

 

Егоров Максим

 

Муллин Сергей

Кузьмина Н.И.

 

Антонов В.П.

 

Муллина Т.Н.

Прокопьева Ю.Г.

Биология

Лесная ол.

ОБЖ

 

История

География

Респ.

Респ.

Респ.

Всерос.

Респ.

Респ.

II

II

III

II

III

III

2009/2010

Викторов Степан

Горбунова Ангелина

Егоров Максим

Егорова Надежда

Загриева Галия

Кузьмина Н.И.

Бондарева С.В.

Антонов В.П.

Васильева О.В.

Антонов В.П.

Биология

Литература

ОБЖ

Технология

ОБЖ

Респ.

Респ.

Респ.

Респ.

Респ.

III

III

II

II

III

2010/2011

Викторов Степан

 

Горбунова Ангелина

 

 

Загриева Камиля

Петрова Татьяна

Тимофеева Юлия

Кузьмина Н.И.

 

Муллина Т.Н.

Бондарева С.В.

 

Шмелева Т.Л.

Кузьмина Н.И.

Кузьмина Н.И.

Биология

Лесная ол.

История

Русск. яз.

Литература

Матем-ка

Биология

Биология

Респ.

Респ.

Респ.

Респ.

Респ.

Респ. дист.

Респ.

Респ.

II

I

III

III

II

II

III

III

2011/2012

Горбунова Ангелина

 

Григорьева Арина

Петрова Татьяна

Тимофеева Юлия

 

Бондарева С.В.

 

Кузьмина Н.И.

Кузьмина Н.И.

Кузьмина Н.И.

Литература

Русск. яз.

Биология

Биология

Биология

Экология

Республиканский

I

III

III

II

III

III

 

        В нашей школе творческий педагогический коллектив и накоплен определенный опыт по подготовке учащихся к различным олимпиадам, каждым учителем выработана индивидуальная  система подготовки учащихся к ним.

       Есть и результаты: за последние 5 лет учащиеся школы показали хорошие результаты по таким предметам, как биология, ОБЖ, русский язык, литература, технология, география, история.

 

Победы в предметных олимпиадах – особая гордость школы и личное достижение ученика. За ними стоит огромная работа, и успех достигается отнюдь не только знаниями ученика, но и его волевыми качествами, а также совершенством программы подготовки и эффективностью совместной работы ученика и учителя.

Учебный год

Предмет

Уровень

Место

2009/2010

Русский язык

школьный

первое

 

Литература

школьный

второе

 

География

школьный

второе

 

Русский язык

муниципальный

первое

 

Литература

муниципальный

первое

2010/2011

Астрономия

школьный

первое

 

Русский язык

школьный

первое

 

Русский язык

муниципальный

первое

 

Астрономия

муниципальный

первое

 

Литература

муниципальный

первое

 

История

муниципальный

второе

 

География

школьный

первое

 

 

муниципальный

первое

 

 

региональный

первое

 

История

региональный

третье

 

Русский язык

региональный

третье

 

Литература

региональный

первое

 

Литература

всероссийский

участник

2011/2012

Русский язык

муниципальный

второе

 

 

региональный

третье

 

Литература

муниципальный

первое

 

 

региональный

первое

 

 

всероссийский

участник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причем, следует отметить, что участие в олимпиадах для этих ребят стало ступенькой к профессиональному самоопределению.

Путь к успеху – это многоступенчатый процесс. Выпускница этого года Горбунова Ангелина прошла все ступеньки на пути достижения поставленной перед собой цели.

Анализируя пройденный путь, снова задаешься вопросами: С чего все начиналось? Как добиться успеха? В чем секрет успеха ученика?

Конечно, целенаправленная работа как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

Ангелина, безусловно, одаренный ребенок. Интересы её самые разносторонние: язык, литература, история, география, астрономия, музыка, живопись, мировая художественная культура.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

 

Слагаемые успеха

Высокая требовательность к результатам собственного труда

Настойчивость в их достижении поставленных целей

Стремление к совершенству

 

 Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству – вот отличительные черты характера Ангелины.

Они формировались на  протяжении многих лет под влиянием прежде всего семьи, школы, а также через систему дополнительного образования (музыкальная школа)                               

Вы скажете, что таких, как Ангелина, единицы, а работать надо с тем материалом, который имеется. Действительно так. Поэтому и важно всем вместе задуматься, как заинтересовать учащихся, чем стимулировать.

Мои многолетние наблюдения показывают, что система подготовки участников олимпиад опирается на:

 

Система подготовки участников олимпиад опирается на:

 

 

Базовую школьную подготовку по предмету

Подготовку, полученную в рамках системы дополнительного образования

Самоподготовку: чтение дополнительной литературы, поиск информации в Интернете

Целенаправленную  подготовку ко всем этапам олимпиады

 

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

Конечно, большую роль играет республиканская многопредметная очно-заочная олимпийская школа, где ведут целенаправленную подготовку к заключительному этапу олимпиады специалисты высших учебных заведений республики.

Думаю,  пришло время создать подобные школы в рамках отдельного учебного заведения,  а еще важнее – на уровне района, потому что на республиканские учебно-тренировочные занятия  могут попасть только те дети, которые вошли в тройку сильнейших на муниципальном и республиканском туре Всероссийской олимпиады.

Что для этого необходимо сделать?

Шаги к созданию районной очно - заочной школы

Шаг 1: выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников

Шаг 2: создаём творческую группу, команду школьников, одержимых любовью к предмету

Шаг 3: планируем работу

Шаг 4: сопровождаем на всех этапах

 

И, конечно, самосовершенствование учителя, повышение самообразования, расширение знаний в области педагогики и психологии, изучение природы одаренности.                                                                                                                                                                               Будем помнить, что мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже своего рода одержимость. Этому можно учиться у детей.

И по-настоящему одержимыми работой становятся тренеры-наставники – учителя, которые безгранично верны своей профессии и ученикам, разработали и реализуют на практике системный подход в подготовке учащихся к многоуровневым предметным олимпиадам.

Тренеры-наставники – это:

 

любящие детей,

верные выбранной профессии,

высококвалифицированные,

одержимые своей работой учителя

Набрать такую группу тренеров по всем направлениям в рамках района не составляет большого труда, потому что у нас очень много опытных, любящих детей и свою работу педагогов.