Развитие способностей сельских школьников в условиях малокомплектной школы.
Орнарская основная общеобразовательная школа – обыкновенная школа, которая расположена в сельской местности, где нет театров и музеев, зоопарков и спортивных комплексов, музыкальных школ и школ искусств, гимназий и лицеев. Наши школьники не имеют возможности получить то развитие, которое получают городские дети. И хотя в последние годы, благодаря теле- и видеотехнике и компьютеризации, возможности сельских школ расширены, различия между уровнем развития сельских и городских школьников остаются. Однако опытные, творчески работающие учителя нашей школы пытаются найти возможности стереть эти грани. На протяжении нескольких лет педколлектив работает над поставленной задачей: создать для каждого ребёнка условия, в которых он мог бы максимально проявить и развить свои склонности, способности, задатки. Школа поставила перед собой конкретные цели:
-разработать и внедрить образовательные программы, учитывающие накопленный школьный опыт, освоить инновационные технологии;
-создать максимально благоприятные условия для общего развития, воспитания и проявления творческих способностей школьников;
-максимально использовать все возможности социума для укрепления здоровья;
-использовать дополнительное образование для расширения общекультурного кругозора наших учеников.
Для достижения этих целей в нашей школе созданы необходимые условия. Школа располагает необходимым количеством учебных кабинетов, многие из которых оснащены необходимым оборудованием, 2 кабинета полностью оснащены техническими, наглядными, информационными средствами обучения. В декабре 2011 года в рамках модернизации в школу поступил компьютерный класс на сумму ………….., автоматизированное рабочее место для первоклассников, благодаря чему в руках учителя оказалось великое множество интересных технических новшеств. У детей повысился интерес к учебе, они с удовольствием приходят в школу.
В 2012 году школа потратила из федерального бюджета 1 200 000,00 руб. За счет этих средств произведены: строительство туалета внутри здания школы, замена полов в двух учебных кабинетах и спортзале, ремонт кровли всего здания учебного заведения.
Какие бы изменения ни происходили в системе образования, учитель всегда остается главным лицом в школе. Школа в полном объёме обеспечена педагогическими кадрами. 93,7 % педагогов с высшим образованием. Коллектив стабильный, молодых специалистов 2. Высшую квалификационную категорию имеет 1 педагог, 10 - 1 кв. категорию. По сравнению с прошлым годом в повышении квалификации педагогов Орнарской школы произошел настоящий прорыв. В 2011 году квалификационные категории имели 7 педагогов, с высшей категорией не было на протяжении нескольких лет. Стране необходимы активные, творчески работающие люди. Указанными качествами должен в первую очередь владеть специалист, работа которого связана с воспитанием детей. Понимая это, педколлектив создает все условия, чтобы каждый ученик смог реализовать образовательные способности.
Одно из условий – это предпрофильная подготовка учащихся. В школе проводятся элективные курсы: «Права человека», «Математическая мозаика», «Основы делового общения и письма».
Основную цель предпрофильной подготовки в нашей школе реализуют: Ускова Г.С. и Краснова Е.И. Как результат было выявлено, что среди мальчиков девятых классов в ранге наиболее значимых преобладают рабочие профессии, востребованные на селе. Также на этапе предпрофильной подготовки учащихся 9 классов явно обозначилась негативная тенденция: психологическая неподготовленность учеников к осознанному самостоятельному выбору дальнейшей образовательной траектории. Таким образом, наша задача обеспечение непрерывного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учётом их индивидуальных потребностей, способностей. К сожалению, в нашей школе отсутствие педагога-психолога является важной проблемой. Роль психологов замещают классные руководители, которые стараются сформировать такие качества и умения, как способность к самопознанию и самоизменению, умение делать выбор и нести за него ответственность.
Согласно мысли, выдвинутой в основной президентской инициативе «Наша новая школа», учителя МБОУ «Орнарской ООШ» основной задачей считают научить учащихся самостоятельно добывать знания в течение всей жизни. Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний в школе реализуется на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой; обобщения и систематизации знаний по учебным предметам, формирования информационной культуры учащихся.
Главная цель библиотеки: создание условий для самоопределения и самореализации личности в информационной среде. Библиотека школы укомплектована учебной, художественной, научно-популярной и справочной литературой за счет бюджетных средств. Среднее количество учебников на одного ученика составляет 19 экземпляров. 99% обучающихся школа обеспечивает учебниками и иной литературой бесплатно из книжного фонда библиотеки, за счет родительских средств приобретается 1% учебной литературы (преимущественно в 9 классах). Фонд библиотеки ежегодно пополняется новыми поступлениями.
Развитие индивидуальных способностей детей осуществляется через организацию отдыха и оздоровления. Учащиеся школы получают возможность проявить себя в новой сфере, найти дело по душе на пришкольном лагере. В течение 3-х лет в нём отдохнуло с пользой 60 детей.
Система работы выявления способных строится таким образом, чтобы дети могли продуктивно развивать, демонстрировать свои достижения, встречаться с ведущими учёными и специалистами. В июле 2011 году в школе состоялось научно-практическая конференция совместно с преподавателями кафедры чувашской филологии ЧГПИ в честь 90-летия Цаплиной. Одна из исследовательских работ ученицы 9 класса Ананьевой А. получила путёвку в жизнь: поступило предложение по дальнейшему сотрудничеству.
Такой системный подход в развитии способностей учащихся дает определенные результаты. Увеличивается доля участия учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня. В прошлом учебном году в предметной всероссийской олимпиаде учащиеся успешно выступили и заняли 3 призового места доказав, что в условиях малокомплектной школы тоже можно успешно реализовать себя, свои возможности. Мы считаем, что это большой прорыв, так как в течение двух лет до этого среди детей не было ни одного призера.
В 2011 году были выявлены следующие достижения школьников:
1. Международный конкурс по языкознанию «Русский медвежонок – языкознание для всех» - 5 дипломов.
2. Конкурс по английскому языку «Английский бульдог» - 4 диплома.
В 2012 учебном году ученики приняли участие в следующих конкурсах и олимпиадах, и достигли хороших результатов:
1. Международный конкурс по математике «Кенгуру» – 6 дипломов
2. Республиканский конкурс «Чувашская ласточка» – 8 дипломов
3. Всероссийская олимпиада муниципального этапа:
1) по биологии – победитель Миролюбов Д. (7 класс),
2) по физике – призеры Ананьева А. (9 класс), Егоров А. (8 класс);
3) по чувашскому языку – призер Иванова З. (8 класс).
4. Интернет-олимпиада «Серпу енем-Таван ен» - завоевано 3 место Сергеевой Екатериной.
Внеурочная деятельность способствует творческой самореализации учащихся. Эти занятия также дали свои результаты:
1. Конкурс «Чувашские песни» – 1 место в районе (2012 год),
2. Конкурс «Пасхальная песня» – диплом (2012 год),
3. Конкурс «Военные-патриотические песни» – 2 место (2012 год),
4. Районное соревнование по плаванию – 2 место ученица 9 класса Егорова М. (2012 год);
5. Районное соревнование по л/а кроссу – 3 место ученик 9 класса Степанов А. (2011 год);
6. Районное соревнование по пулевой стрельбе – 1 место ученик 9 класса Максимов А. (2012 год).
Внеурочная деятельность в школе осуществляется силами своих учителей, но для достижения лучших результатов хотелось бы в стенах нашей школы увидеть квалифицированных специалистов дополнительного образования.
Проектно-исследовательская работа – это один из способов выявления способностей учащихся. Особую активность в использовании методов проектов проявляют учителя Ускова Г.С., Краснова Е.И., Матвеев Г.Г., Сытина В.Г.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
В МБОУ «Орнарская ООШ» был проведен проектный конкурс по «Цветники школы» среди учащихся 5-9 классов. Учащиеся проявили творческие способности в дизайнерском оформлении цветников, активную жизненную позицию по отношению экологическим проблемам своей школы, деревни. Проект-победитель реализовался на учебно-опытном участке школы. Призером стала ученица 9-го класса Ананьева Анна.
Также учащиеся нашей школы приняли участие: в районной «НПК исследовательская работа по экологии», где под руководством Матвеева Г.Г. заняли 3 место ученики Федорова Ю., Морозова М., и в районном фотоконкурсе «На зарядку всей семьей» учеником начальных классов Расколовым Д. под руководством Васильевой Л.Г. завоевано 1 место.
Главное в работе со способными не только выявление таланта, а его развитие. С 2009 года в районе осуществляется поддержка одарённых детей.
В районе их 20, в том числе один из Орнарской школы. Такая поддержка на муниципальном уровне задаёт ориентира для организации работы на школьном уровне. Есть планы на новый учебный год создать премиальный фонд для победителей и призёров районных олимпиад. Соответственно возникает необходимость материальной поддержки педагогов, сопровождающих развитие способных детей. Средняя заработная плата наших учителей нашей школы. В течение 2011-2012 учебного года педагогам, чьи ученики показали хорошие результаты на олимпиадах, выплачено … руб. в качестве поощрения. Проблема: изыскание средств, наладить работу учебно-опытного участка, привлечение спонсоров.
Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.
При таком построении образовательного процесса педагогический коллектив школы стремится достичь следующих результатов:
-повышение качества образования и конкурентоспособности выпускника малокомплектной школы;
-обеспечение положительного отношения учеников к образовательному процессу, повышение мотивации как учащегося, так и учителя;
-наличие условий для самоутверждения, возможность самореализации ученика и учителя, проявления способностей учащихся.
Школа в селе является своеобразным центром развития, грамотная организация урочной и внеурочной деятельности помогает заинтересовать ребят увлекательными занятиями, развивает творческие способности школьников, способствует созданию культурной, образовательной среды.