Выступление директора МБОУ "Орнарская ООШ" Васильева Г.О. на тему "Развитие способностей сельских школьников в условиях малокомплектной школы"

Развитие способностей сельских школьников в условиях  малокомплектной школы.

Орнарская основная общеобразовательная школа – обыкновенная школа, которая расположена в сельской  местности, где нет театров и музеев, зоопарков и спортивных комплексов, музыкальных школ и школ искусств, гимназий и лицеев.  Наши школьники не имеют возможности получить то развитие, которое получают городские дети. И хотя в последние годы, благодаря теле- и видеотехнике и компьютеризации, возможности сельских школ расширены, различия между уровнем развития сельских и городских школьников остаются. Однако опытные, творчески работающие учителя нашей школы пытаются найти  возможности стереть эти грани. На протяжении нескольких лет педколлектив работает над поставленной задачей: создать для каждого ребёнка условия, в которых он мог бы максимально проявить и развить свои склонности, способности, задатки. Школа поставила перед собой конкретные цели:

-разработать и внедрить образовательные программы, учитывающие накопленный школьный опыт, освоить инновационные технологии;

-создать максимально благоприятные условия для общего развития, воспитания и проявления творческих способностей школьников;

-максимально использовать все возможности социума для укрепления здоровья;

-использовать дополнительное образование для расширения общекультурного кругозора наших учеников.

 

Для достижения этих целей в нашей школе созданы необходимые условия. Школа располагает необходимым количеством учебных кабинетов, многие из которых оснащены необходимым оборудованием, 2 кабинета полностью оснащены техническими, наглядными, информационными средствами обучения. В декабре 2011 года в рамках модернизации в школу поступил компьютерный класс на сумму ………….., автоматизированное рабочее место для первоклассников, благодаря чему  в руках учителя оказалось великое множество интересных технических новшеств. У детей повысился интерес к учебе, они с удовольствием приходят в школу.

    В 2012 году школа  потратила из федерального бюджета 1 200 000,00 руб. За счет этих средств произведены: строительство туалета внутри здания школы, замена полов в двух учебных кабинетах и спортзале, ремонт кровли всего здания учебного заведения.

Какие бы изменения ни происходили в системе образования, учитель всегда  остается главным лицом в школе. Школа в полном  объёме обеспечена педагогическими кадрами.  93,7 % педагогов с высшим образованием. Коллектив стабильный, молодых специалистов 2. Высшую квалификационную категорию имеет 1 педагог,  10 - 1 кв. категорию. По сравнению с прошлым годом в повышении квалификации педагогов Орнарской школы произошел настоящий прорыв. В 2011 году квалификационные категории имели 7 педагогов, с высшей категорией не было на протяжении нескольких лет. Стране необходимы активные, творчески работающие люди. Указанными качествами должен в первую очередь владеть специалист, работа которого связана с воспитанием детей. Понимая это, педколлектив создает все условия, чтобы каждый ученик смог реализовать образовательные способности.

          Одно из условий – это предпрофильная подготовка учащихся. В школе проводятся элективные курсы: «Права человека», «Математическая мозаика», «Основы делового общения и письма».

Основную цель предпрофильной подготовки в нашей школе реализуют: Ускова Г.С. и Краснова Е.И. Как результат было выявлено, что среди мальчиков девятых классов в ранге наиболее значимых преобладают рабочие профессии, востребованные на селе. Также на этапе предпрофильной подготовки учащихся 9 классов явно обозначилась негативная тенденция: психологическая неподготовленность учеников к осознанному самостоятельному выбору дальнейшей образовательной траектории. Таким образом, наша задача обеспечение непрерывного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учётом их индивидуальных потребностей, способностей. К сожалению, в нашей школе отсутствие  педагога-психолога является важной проблемой. Роль психологов замещают классные руководители, которые стараются сформировать такие качества и умения, как способность к самопознанию и самоизменению, умение делать выбор и нести за него ответственность.

Согласно мысли, выдвинутой в основной президентской инициативе «Наша новая школа», учителя  МБОУ «Орнарской ООШ» основной задачей считают научить учащихся самостоятельно добывать знания в течение всей жизни. Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний в школе реализуется на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой; обобщения и систематизации знаний по учебным предметам, формирования информационной культуры учащихся.

Главная цель библиотеки: создание условий для самоопределения и самореализации личности в информационной среде. Библиотека школы укомплектована учебной,  художественной, научно-популярной и справочной литературой за счет бюджетных средств. Среднее количество учебников на одного ученика составляет 19 экземпляров. 99% обучающихся школа обеспечивает учебниками и иной литературой бесплатно из книжного фонда библиотеки, за счет родительских средств приобретается 1% учебной литературы (преимущественно в 9 классах). Фонд библиотеки ежегодно пополняется новыми поступлениями.

Развитие индивидуальных способностей  детей осуществляется через организацию  отдыха и оздоровления. Учащиеся школы получают возможность проявить себя в новой сфере, найти дело по душе на пришкольном лагере. В течение 3-х лет в нём отдохнуло с пользой 60 детей.

Система работы выявления способных строится таким образом, чтобы дети могли продуктивно развивать, демонстрировать свои достижения, встречаться с ведущими учёными и специалистами. В июле 2011 году в школе состоялось  научно-практическая конференция  совместно с  преподавателями  кафедры чувашской филологии ЧГПИ в честь 90-летия Цаплиной. Одна из исследовательских работ ученицы 9 класса Ананьевой А. получила путёвку в жизнь: поступило предложение по дальнейшему сотрудничеству.

Такой системный подход в развитии способностей учащихся дает определенные результаты. Увеличивается доля участия учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня. В прошлом учебном году в предметной всероссийской олимпиаде учащиеся успешно выступили и заняли 3 призового места доказав, что в условиях малокомплектной школы тоже можно успешно реализовать себя, свои возможности. Мы считаем, что это большой прорыв, так как в течение двух лет до этого среди детей не было ни одного призера.

В 2011 году были выявлены следующие достижения школьников:

1.      Международный конкурс по языкознанию «Русский медвежонок – языкознание для всех» - 5 дипломов.

2.      Конкурс по английскому языку «Английский бульдог» - 4 диплома.

В 2012 учебном году ученики приняли участие в следующих конкурсах и олимпиадах, и достигли хороших результатов:

1. Международный конкурс по математике «Кенгуру» – 6 дипломов

2. Республиканский конкурс «Чувашская ласточка» – 8 дипломов

3. Всероссийская олимпиада муниципального этапа:

  1) по биологии – победитель Миролюбов Д. (7 класс),

  2) по физике – призеры Ананьева А. (9 класс), Егоров А. (8 класс);

  3) по чувашскому языку – призер Иванова З. (8 класс).

4. Интернет-олимпиада «Серпу енем-Таван ен» - завоевано 3 место Сергеевой Екатериной.

Внеурочная деятельность способствует творческой самореализации учащихся. Эти занятия также дали свои результаты:

1.      Конкурс «Чувашские песни» – 1 место в районе (2012 год),

2.      Конкурс «Пасхальная песня» – диплом (2012 год),

3.      Конкурс «Военные-патриотические песни» – 2 место (2012 год),

4.      Районное соревнование по плаванию – 2 место ученица 9 класса Егорова М. (2012 год);

5.      Районное соревнование по л/а кроссу – 3 место ученик 9 класса Степанов А. (2011 год);

6.      Районное соревнование по пулевой стрельбе – 1 место ученик 9 класса    Максимов А. (2012 год).

          Внеурочная деятельность в школе осуществляется силами своих учителей, но для достижения лучших результатов хотелось бы в стенах нашей школы увидеть квалифицированных специалистов дополнительного образования.

Проектно-исследовательская работа – это один из способов выявления способностей учащихся. Особую активность в использовании методов проектов проявляют учителя Ускова Г.С., Краснова Е.И., Матвеев Г.Г., Сытина В.Г.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

В МБОУ «Орнарская ООШ» был проведен проектный конкурс по «Цветники школы» среди учащихся 5-9 классов. Учащиеся  проявили творческие способности в дизайнерском оформлении цветников, активную  жизненную позицию по отношению экологическим проблемам своей школы, деревни. Проект-победитель реализовался на учебно-опытном участке школы. Призером стала ученица 9-го класса Ананьева Анна.

Также учащиеся нашей школы приняли участие: в районной  «НПК исследовательская работа по экологии», где под руководством Матвеева Г.Г. заняли 3 место ученики Федорова Ю., Морозова М., и в районном фотоконкурсе «На зарядку всей семьей» учеником начальных классов Расколовым Д. под руководством Васильевой Л.Г. завоевано 1 место.

Главное в работе со способными не только выявление таланта, а его развитие. С 2009 года в районе осуществляется поддержка одарённых детей.

В районе их 20, в том числе один из Орнарской школы. Такая поддержка на муниципальном уровне задаёт ориентира для организации работы на школьном уровне. Есть планы на новый учебный год создать премиальный фонд для победителей и призёров районных олимпиад. Соответственно возникает необходимость материальной поддержки педагогов, сопровождающих развитие способных детей. Средняя заработная плата наших учителей нашей школы. В течение 2011-2012 учебного года педагогам, чьи ученики показали хорошие результаты на олимпиадах, выплачено    … руб. в качестве поощрения. Проблема: изыскание средств,  наладить работу учебно-опытного участка, привлечение спонсоров.

          Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

При таком построении образовательного процесса педагогический коллектив школы стремится достичь следующих результатов:

-повышение качества образования и конкурентоспособности выпускника малокомплектной школы;

-обеспечение положительного отношения учеников к образовательному процессу, повышение мотивации как учащегося, так и учителя;

-наличие условий для самоутверждения, возможность самореализации ученика и учителя, проявления способностей учащихся.

 Школа в селе является своеобразным центром развития, грамотная организация урочной и внеурочной деятельности помогает заинтересовать ребят увлекательными занятиями, развивает творческие способности школьников, способствует созданию культурной, образовательной среды.