Выступление заместителя главы-начальника отдела образования и молодёжной политики администрации Урмарского района Соколова Ю.В. на тему "Развитие системы поддержки одарённых детей и талантливой молодежи – приоритетный социальный заказ"

Соколов Ю.В., заместитель главы – начальник отдела образования и молодежной политики администрации Урмарского района 

 

 Развитие системы поддержки одарённых

детей и талантливой молодежи – приоритетный социальный заказ

 

            Уважаемые коллеги, участники конференции.

            Разрешите поблагодарить всех вас за качественную работу в период летней оздоровительной кампании, подготовку образовательных учреждений к новому учебному году и поздравить с наступающим новым учебным годом и выразить уверенность, что поступательное движение в развитии системы образования Урмарского района будет набирать обороты.       В этом году в отличии от предыдущих лет весь фактический материал по итогам работы в прошлом учебном году представлен в виде брошюр и на страницах газеты «Вести образования», которые есть у всех участников конференции, у вас было время обсудить основные важные вопросы образования.

            Год назад – в августе 2011 года -  в этом зале мы обсуждали основные вопросы, обозначенные в законопроекте «Об образовании в РФ» и определили перспективы развития образования в Урмарском районе. Весь прошедший период в педколлективах образовательных учреждений шла конкретная работа по реализации программы модернизации системы общего образования в районе и улучшению результатов нашей профессиональной деятельности для работы в условиях нового федерального Закона, который вступит в свои права уже в этом учебном году. Насущные вопросы образования в течение всего прошедшего учебного года обсуждались на заседаниях педагогических Советов ОУ, совещаниях руководителей школ и ДОУ, тематических семинарах, Днях отдела образования и МП, конференциях и в работе методобъединений. В центре внимания работников образования были вопросы, связанные с переходом на ФГОС нового поколения, повышением заработной платы педработникам, совершенствованием образовательных технологий, повышением квалификации учителей, изменением школьной инфраструктуры, сохранением и укреплением здоровья школьников, ну и, конечно же, развитием системы поддержки талантливых детей.

            В своем докладе по теме нашей конференции постараюсь  обобщить достигнутые результаты по реализации одного из 5 направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - создание системы поддержки талантливых детей.

 Позволю себе напомнить всем участникам конференции о том, что 27.02. т.г. в г. Чебоксары состоялось заседание президиума Государственного Совета России по вопросам поддержки талантливых детей и молодежи, которое провел Д.А. Медведев

тогда ещё в должности Президента РФ. На заседании Президиума была рассмотрена и одобрена концепция общенациональной системы выявления молодых талантов и комплекс мер по её реализации. В своем вступительном слове Д.А.Медведев отметил: «Важно, чтобы у всех детей, независимо от того, где они живут, независимо от того, насколько материально обеспечены их родители, была возможность развивать свои способности в самых разных областях. Задача государства заключается в том, чтобы создать все условия для такой самореализации». При этом он подчеркнул, что речь идет о выявлении и cсодействии в развитии способностей миллионов детей и подростков, что надо сделать всё, чтобы в поле зрения государства находился любой талантливый ребенок.  С основным докладом на заседании Президиума Госсовета выступил Глава Чувашской Республики Михаил Васильевич Игнатьев. Он подчеркнул, что создание эффективной национальной системы поиска, выявления, поддержки и развития одаренных детей является одним из важных направлений государственной политики. Как вы знаете, уважаемые коллеги, «Наша новая школа» предлагает развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждом образовательном учреждении. Учащимся школ предоставляется возможность не только обучения в школах, и их развитие через  систему олимпиад и  интеллектуальных конкурсов школьников, через практику дополнительного образования. Отрабатываются механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы, организовываются  слеты, различные конференции, семинары,  участие в исследовательской деятельности. Все это направлено на выявление и развитие у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной, творческой деятельности. Мы с вами обязаны создать все условия для заинтересованности школьников в получении новых знаний, начиная с начального звена обучения в школе.

            В ходе подготовки к конференции информационно-методическим центром были проанализированы методические проблемы ОУ, над которыми работают педколлективы на соответствие требованиям инновационного развития образования, в частности, тематике нашей конференции. По моему мнению, опираясь на результаты предыдущих этапов развития системы образования с учетом изменившихся условий мы должны  перед собой ставить качественно новые задачи, в т.ч. по актуализации методических проблем школ. Как положительный пример приведу Бишевскую – НОШ – детсад, небольшой педколлектив работает над проблемой «Формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие детской одаренности». Педколлектив Урмарской средней школы решает проблему «Педагогическая поддержка учащихся в системе индивидуализации процесса обучения и воспитания», в Сине-Кинчерской школе в течение 3 лет работают над проблемой «Личностно-ориентированное обучение, как ведущий подход в современной школе».

            Как вы догадываетесь, решение таких проблем не могут не способствовать повышению качества знаний учащихся.

            Или другой пример, не называя школу, которая в течение последних  лет в качестве школьной методической проблемы ставится: «Совершенствование профессионального мастерства в условиях комплексной образовательной среды», или «Управление качеством образования в общеобразовательной школе».

Мне думается, эти проблемы прежде всего адресованы администрациям этих школ и входят в функциональные обязанности руководства.

 

            В  прошлом учебном году для достижения современного уровня подачи материала учащимся начальных классов, чтобы им было интересно во все первые классы поставлено новейшее учебное оборудование АРМы на сумму 1 млн. 550 тыс.рублей, которое позволило вести в школах исследовательскую деятельность, обеспечить учет индивидуальных достижений учеников. Все учителя начальных классов соответственно  повысили свою квалификацию для внедрения в образовательный процесс современных методов и технологий обучения по ФГОС. Одним их первых, кто активно начал внедрять в работу АРМы  стали учителя начальных классов Урмарской средней школы Михеева Марина Анатольевна, Игнатьева Ирина Леонидовна, Максимова Надежда Михайловна, Кудрявцева Юлия Алексеевна. Благодаря этому новшеству уроки стали более содержательными, интересными и познавательными. У учителей также появились наборы мультимедиауроков и электронные версии методических и справочных материалов, расположенных на серверах с доступом через Интернет. Используемые АРМы позволили повысить скорость и качество усвоения подаваемого материала.

 

            Одной из приоритетных форм развития детской одарённости является участие в исследовательской деятельности, которая обеспечивает более высокий уровень системности знания. Научно-практические конференции становятся так же приоритетной формой реализации  возможностей детей и педагогов, цель которых – развитие и поддержка детей, способных к научно – исследовательской деятельности, углублению знаний и профессиональной ориентации. Наиболее эффективно используются возможности этой работы с одаренными детьми у таких учителей – биологии, как Кузьминой Надежды Ильиничны – Урмарская школа, Табаковой Татьяны Рудольфовны– Б.Яниковская школа; истории и обществознания  Трофимовой Галины Алексеевны– Шигалинская школа,  Ивановой Ларисы Юрьевны – Шоркистринская школа, Кирилловой Луизы Ивановы – Б.Чакинская школа; учителем технологии Горбуновым Александром Михайловичем – Шигалинская школа;  учителем КРК – Никифоровой Любови Федоровны (Чубаевская), Ивановой Людмилы Витальевны (Тегешевская), Михайловой Альбины Васильевны (Челкасинская);  учителями чувашского языка и литературы,  Цыркуновой Татьяны Леонарьевны (Мусирминская) и Цыфаркиной Людмилы Александровны  (Чубаевская)  и многими другими учителями.

            Под руководством этих и многих других учителей учащиеся самостоятельно выбирают самые разнообразные проекты – это экономические, технические, культура родного края и др. В прошлом учебном году проведено 8 районных научно – практических конференций, в которых приняли участие более 100 детей, 4 районные интеллектуальные игры с участием также более 100 учащихся, муниципальный этап общероссийской олимпиады по ОПК с участием 144 учащихся, представлявших все школы района.

            В новом учебном году нам предстоит  не только закрепить достигнутое, но и  дальше продолжать вовлекать все больше учащихся  в проектно - исследовательскую деятельность, что в свою очередь дает возможность участникам конференции проявить себя в выбранной ими науке, а нам – выявить одаренных и талантливых детей.

            Другой формой организации и выявления одаренности у детей являются действующие в школах района экспериментальные площадки. В качестве положительного примера назову  Урмарскую и Б.Яниковскую средние школы и Чубаевскую основную школу. В Урмарской школе -  по обучению русскому языку и литературе (учителя Табакова Валентина Михайловна., Риманова Татьяна Александровна, Иванова Ирина Николаевна, Николаева Елена Николаевна. В Большеяниковской школе Кудряшова Татьяна Александровна. (Танцующая школа) и учитель  русского языка и литературы Чубаевской школе Людмила Федоровна Никифорова.

            С прошлого учебного года начали работать ещё 2 экспериментальные площадки по физической культуре. В Б.Яниковской «Танцующая школа» и в Урмарской школе «Плавающая школа».

 

Эти площадки  с первых дней нового учебного года должны активно продолжить начатое с тем, чтобы в конце учебного года были положительные результаты от участия в эксперименте.  Следующим направлением реализации поиска и отбора  талантливых детей традиционно является проведение предметных олимпиад. Речь идет об участии школьников на всех IV этапах Всероссийской олимпиады. Основной целью проведения всех этапов олимпиады школьников в 2011 – 2012 учебном году стала активизация деятельности школ по развитию системы общего образования к уровням и особенностям развития и подготовки одаренных детей, основными  задачами олимпиады являлись: выявление и поощрение наиболее одаренных, способных школьников и творчески работающих учителей; развитие у школьников творческих способностей и создание необходимых условий для поддержки таких детей; отбор школьников района для участия в республиканском этапе олимпиады.

            С 11 октября по 3 ноября 2011 года во всех школах района прошли школьные этапы  Всероссийской олимпиады.  

            С 15  ноября по 14 2011 г. в МБОУ «Урмарская средняя школа» проводился 2 (муниципальный) этап олимпиады. С 10 января 2012 г. по 10 февраля 2012 г. в г. Чебоксары проводился 3 этап (региональный) этап Всероссийской олимпиады.

            На основании анализа статистических данных по району, можно сделать вывод, что мы в целом работаем в правильном направлении. Школьным уровнем олимпиады охвачено в среднем  65%  обучающихся.  На муниципальном охват обучающихся составил  47%. В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников участвовало 3,1% обучающихся школ района.

По итогам районных олимпиад определено 280 призёров (21,69% от кол-ва участников) (в 2009 году – 183 (26,9%), в 2010 году – 242 (20,4%)), 21 участник  (1,62%) не смогли набрать ни одного балла  по таким предметам как информатика, математика (в 2010 году - 12 учащихся (1,04%)).

По итогам интеллектуальных состязаний определено только 29  призёров (22,6% от кол-ва участников) (в 2009 году - 72 призёра (45,5%), в 2010 году – 46 призёров (25,3%)).

Количество призеров на республиканских олимпиадах за последние два года стабильное: в  2010-2011 -   15, в 2011/2012 –  14.

На слайде представлены фамилии учащихся – победителей и призеров республиканского этапа олимпиады.

Хорошие показатели результативности участия школьников на предметных олимпиадах - это следствие слаженной системы  индивидуальной работы с учащимися отдельных учителей.

 

 

На слайде представлены наиболее успешные учителя, которые на протяжении последних двух – трех лет подготовили победителей и призеров на всех четырех этапах олимпиады.

По итогам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 уч. году следует отметить успехи МБОУ «Шигалинская ООШ», и МБОУ «Большечакинская ООШ». За последние три года в рейтинге среди основных школ они являются бесспорными лидерами. Лучший результат  в интеллектуальной игре показали учащиеся МБОУ «Кульгешская ООШ им. Н.А.Афанасьева» и МБОУ «Большеяниковская СОШ».

Среди победителей и призеров олимпиад преобладают учащиеся Урмарской СОШ, Большеяниковской, Шоркистринской средних, Шигалинской, Большечакинской, Челкасинской, Чубаевской основных школ.

Позитивные изменения имеются по МБОУ «Орнарская  ООШ» и МБОУ «Ковалинская ООШ». Если в 2010 году данные школы  не смогли  подготовить ни одного призёра, то этом году учащиеся МБОУ «Орнарская  ООШ»  смогли занять 4 призовых мест, а учащиеся МБОУ «Ковалинская ООШ» - 2.

Также можно отметить как позитив результаты  МБОУ «Кульгешская ООШ им. Н.А.Афанасьева»: если в 2010 году – 4 призёра, то в 2011 году – 7.

Отрицательная динамика наблюдается по результатам  участия на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников  МБОУ «Арабосинская ООШ» (директор Кузьмин А.И.) и МБОУ «Синекинчерская ООШ» (директор Андреев В.В.).  Если в 2010 году Арабосинская ООШ подготовила 6 призёров (показатель эффективности по результатам участия – 12%), то в 2011 году  педколлектив  данной школы смог  подготовить  только одного призёра (показатель эффективности по результатам участия – 1,89%); в 2010 году Синекинчерская ООШ подготовила – трёх призёров  (показатель эффективности по результатам участия – 6 %), то в 2011 году – 1 (показатель эффективности по результатам участия – 1,92%).

Участие в предметных олимпиадах предоставляет школьникам массу возможностей для их личностного роста и развития. Это и получение новых знаний, необходимых для успешности в жизни, и выбор профессии, и подготовка к сдаче экзаменов, и определение своих способностей и интересов, приобретение самостоятельности мышления и действия, а также проверка себя и своих сил, самореализация и т.д.

            ВЫВОД: 1) Олимпиады – это итог многолетней работы учителей с учащимися. Должна быть своя методика подготовки школьника к олимпиаде, которая должна отличаться от обычной, урочной. Для этого у учителя должно быть своя система работы по подготовке одаренного ученика к олимпиаде.

            Согласитесь, для этого надо знать предмет далеко за рамками школьных и вузовских программ. К таким учителям – «олимпиадникам», у которых есть своя система подготовки школьников и у которых надо учиться технологии и перенимать секреты мастерства можно отнести учителей биологии МБОУ «Урмарская школа» и Б.Яниковская школа – Кузьмину Надежду Ильиничну и Табакову Татьяну Рудольфовну, учителя технологии Шигалинской  основной школы – Горбунова Александра Михайловича, учителя русского языка и литературы Урмарской средней школы Бондареву Светлану Васильевну.

            2) Не особенно широк диапазон предметов, по которым Урмарские школьники занимают призовые места в региональном этапе Всероссийской олимпиады.

            Руководителям школ совместно с информационно-методическим центром отдела образования необходимо проанализировать причины столь неуспешного выступления учащихся на олимпиадах по таким предметам, как математика, физика, химия, английский язык, информатика и организовать методическое сопровождение.

            Реализуя программу раннего обучения иностранному языку, (английскому) для одаренных детей в районе впервые за последние много лет наметились положительные результаты у учителей английского языка. Подтверждение сказанному –  участие учащихся школ района в республиканской олимпиаде по английскому языку «Язык для Успеха» и занятия призовых мест нашими учащимися. Учитель Доманова Лариса Борисовна – Урмарская школа.

            В республиканском конкурсе «Единство в различии: Россия, Чувашия, Великобритания» учащиеся Урмарской школы стали финалистами в различных номинациях. Руководители Ларионова Ольга Николаевна, Петрова Людмила Петровна.

            В этом учебном году наделенным особенными способностями к изучению английскому языку учащимся, начиная со 2 класса, предстоит создать дополнительные условия для раскрытия их лингвистических талантов. Такие дети в школах района есть, их вовремя надо выявлять и развивать дальше, качественно подготовить к участию на олимпиаде по английскому языку в конце учебного года.

            С целью оказания помощи одаренным школьникам в самореализации их творческой направленности, на старшей ступени обучения в учебном процессе школ включены курсы углубленного и профильного изучения предметов. В настоящий момент в нашей муниципальной системе образования открыты 16 профильных классов и групп, в которых обучается 93% от общего числа обучающихся 10-11 классов.

            7 предметов изучаются на профильном уровне (математика, физика, информатика, обществознание, история, биология и химия). Каждый обучающий имеет не только право, но и возможность выбора предметов. Популярными, профилями стали социально – экономический (33,2%), естественно-научный (26,4%), технологический (24 %), химико-биологический (16,4%).

            Осуществляется углубленное изучение предметов на основной ступени обучения, организована предпрофильная подготовка в 9-классах через 83 элективные курсы, которые посещают  100 % школьников.

            В продолжение этой темы скажу, что на сегодня отделом образования и молодежной политики подготовлен проект постановления главы администрации района (к 1 сентябрю оно будет принято) «О программе развития предпрофильного и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Урмарского района на 2012 – 2015 годы». Будет утверждена специальная программа, исполнителями которой станут отдел образования и молодежной политики и муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения района. Программа направлена на решение задач обеспечения углубленного изучения отдельных  предметов, расширения возможностей выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и способностями, обеспечения преемственности общего и профессионального образования.

            Главным результатом реализации Программы должно стать достижение  нового качества образования через доведение охвата учащихся 9-11 классов предпрофильной и профильной подготовки к 2015 году до 100% со всеми последующими показателями эффективности реализации программных мероприятий. Новым в наступающем учебном году станет начало реализации республиканского проекта «Профильные инженерно – технические классы» и участие в этом проекте Урмарской средней общеобразовательной школы. Эта школа вошла в число 26 школ республики, определенных для участия в данном проекте. С этой целью в школу в ближайшее время поступит комплект соответствующего оборудования.

 

            С целью профориентации учащихся, воспитания у них желания на военные специальности, способствования интеллектуальному и физическому развитию на базе Большеяниковской средней школы функционируют кадетские классы, которые позволяют детям проявить свои способности и дают возможность выбрать будущую профессию в соответствии способностями.

 

В этом году состоялся первый выпуск кадетов. Как показало время, учащиеся кадетских классов активно принимали участие во многих мероприятиях и становились победителями и призерами конкурсов, олимпиад. А прошлом учебном году в республиканской спартакиаде допризывной молодежи 11 кадетский класс занял II мест, также II место в республиканском проекте «Танцующая школа» (8 класс), в 2011 году 8 «а» кадетский класс удостоился Гранта Президента Чувашской Республики в размере 20 тыс.рублей (классный руководитель Табакова Татьяна Рудольфовна) и множество других достижений. Хочется надеяться, что и в других школах района появятся аналогичные классы, тем более в Урмарской средней школе, где условия для открытия кадетского класса нисколько не хуже, чем у коллег Большеяниковской средней школы.

            Ещё одной формой организации работы по предметным  областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются традиционные предметные недели (или  декады). Это доступная, открытая каждому школьнику стартовая площадка для предъявления результата деятельности, успешности, т.е. в «Области успеха». В ходе предметных недель учащиеся каждого класса принимали участие в различных творческих конкурсах, турнирах, олимпиадах, тематических праздниках. По мнению методистов отдела образования и молодежной политики наиболее эффективно проводятся предметные недели в Б.Яниковской средней, Челкасинской, Тегешевской, Б.Чакинской, Чубаевской, Кудеснерской, Шигалинской основных школах. В этих школах руководители и учителя считают, что предметные недели – это площадка для выявления особо талантливых обучающихся, способных показать результат на уровне школы и района. В этих школах 100% учащихся приняли участие в предметных декадах.

Уважаемые коллеги.

            Мой доклад был бы неполным без упоминания итогов ГИА и ЕГЭ в 2012 году. С подробным анализом их итогов вы можете ознакомиться в Публичном отчете, который у Вас на руках. Я лишь остановлюсь на основных проблемах, связанных с подготовкой и проведением ЕГЭ и ГИА.

            Главная цель ЕГЭ – повышение качества образования и предоставления возможности и создания равных условий для поступления в ВУЗы РФ, независимо от места проживания выпускника. По предварительным данным поступление наших выпускников можно сделать вывод, что из года в год наблюдается положительная динамика поступаемости выпускников не только в ВУЗы ЧР, но и РФ.

 

 

В этом году 50 выпускников школ района, что составляет 38,5%  поступили в ведущие ВУЗы Москвы, С.Петербурга, Казани, Екатеринбурга и другие. Для сравнения этот показатель в прошлом году равнялся 24%. Всего в ВУЗы из 186 выпускников 70% поступили в высшие учебные заведения.

По результатам их проведения мы можем говорить об уровне подготовки выпускников по учебным предметам, о качестве работы учителей школы, выявить недостатки и проблемы в уровне подготовки учащихся и об их дальнейшем продолжении обучения. Педагогическим коллективам школ необходимо вести  планомерную работу по подготовке учащихся 9-ых и 11-ых классов к выпускным экзаменам.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников школ Урмарского района показала, что система образования района на протяжении нескольких лет  функционирует стабильно. Сформирована система нормативного, информационного, методического  обеспечения итоговой аттестации для проведения ЕГЭ.

В результате анализа итогов ЕГЭ по району выделено целый ряд проблем, связанных с подготовкой и проведением ЕГЭ:

- недостаточно высокие результаты у большинства выпускников даже по обязательным предметам, несмотря на усиленную подготовку в отличие от предметов по выбору. По району есть ученики, не получившие аттестат (11 из 188 – 5.85%). Урмарская средняя школа – 6 учащихся, Мусирминская средняя школа – 3, Большеяниковская – 2.

- Выбор предметов на ЕГЭ часто не соответствует профилю обучения, что существенно осложняет организацию проведения подготовки к ЕГЭ;

- повышенный уровень тревожности, связанный с особенностями процедуры ЕГЭ, часто отрицательно влияет на результаты экзаменов даже у хороших учеников.

Несомненно, что не все из выделенных проблем, связанных с ЕГЭ, могут быть решены на уровне школы. Есть проблемы, которые мы должны решать и будем решать на районном уровне. Однако осмыслить целый ряд проблем осмысления и найти пути их решения предстоит именно учителям и педагогическим коллективами ОУ.

Рекомендуем руководителям районных предметных ассоциаций учителей, руководителям школ проанализировать итоги ЕГЭ и ГИА -2012 на предметных методических объединениях учителей и принять необходимые меры по повышению качества преподавания учебных предметов.

­     для повышения результатов руководителям школ, учителям-предметникам необходимо разработать стратегию подготовки к итоговой аттестации, ориентированную на достижение требований стандарта, действительно доступных для большинства  выпускников;

­     классным руководителям совместно с психологами необходимо усиленно вести работу по психологической подготовке  обучающихся к итоговой аттестации;

­     активизировать работу педагогов по  созданию условий для выбора форм сдачи экзаменов.

Уважаемые коллеги.

            Наша конференция проходит под девизом «Одаренному ребенку – одаренный педагог». Что имеем в виду под понятием «одаренный ребенок».

Одаренный ребенок – это ребенок, каждый выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том  или ином виде деятельности. В районе создана и в течение каждого года обновляется банк данных одаренных учащихся, из 2718 учащихся района 168 ил 6,1 % школьников вошли в его состав, 28 из Урмарской средней школы, остальные из других школ района. Для таких детей должны быть и соответствующие условия для успешной с ними работы.

            Первое: признание коллективом учителей и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

            Второе: Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

            Третье: Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами; учитель должен быть:

            а) увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

            б) учитель должен быть профессиональной грамотным, интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

            в) учитель должен быть проводником передовых педагогических технологий;

            г) учитель должен быть  психологом и воспитателем и успешным организатором учебно-воспитательного процесса.

            Только при соблюдении этих условий мы с вами сможем развивать природные задатки детей на всех ступенях их воспитания. Обучение таких детей также, требует совместных усилий всех участников образовательного процесса. Поэтому считаю, задача отдела образования и молодежной политики видится нам в объединении усилий педагогов, родителей, директоров школ, учреждений допобразования, заведующих ДОУ, общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

            Актуальным сегодня вопросом в контексте  тематики нашей конференции является предоставление детям доступных и качественных услуг дошкольного образования. Реализуя современные развивающие программы дошкольного образования, педагоги ДОУ планируют работу с воспитанниками дифференцированно, с учетом особенностей их развития. Особое внимание уделяется детям повышенного уровня развития.

            В целях организации углубленной работы с детьми с учетом их способностей, интересов и склонностей во всех 7 ДОУ предлагаются дополнительные образовательные услуги разной направленности: художественно – эстетические, физкультурно – оздоровительные, экологические, естественно – научные и некоторые другие. Большая работа по выявлению одаренности и развитию способностей детей проводится в МБДОУ «детский сад №3 «Зоренька», МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка», МБДОУ «Детский сад №1 «Березка», в дошкольных группах при Синекинчерской и Кульгешской основных школах. Есть и нерешенные проблемы. В ближайшее время всем руководителям ДОУ необходимо организовать работу экспериментальных площадок для расширения сферы услуг для детей повышенного уровня развития.

            Уважаемые коллеги!

            Важное значение в современных условиях приобретает  дополнительное образование, которое  безусловно дает широкие возможности для развития талантов детей в разных сферах. Многие дети, посещающие учреждения дополнительного образования, достигают высокого мастерства в области художественного и исполнительского искусства, в музыке, живописи, в техническом творчестве, спорте.  На это направлена деятельность 3 учреждений дополнительного образования, в которых заняты более 1301 детей и подростков. Однако сегодня возможности муниципального бюджета не дают в полной мере поддержать талантливых детей, создавать качественные условия для их развития. В этой связи будет весьма успешным и эффективным отнесение учреждений дополнительно образования к полномочиям  органов государственной власти субъекта РФ, т.е. ЧР. Это позволит кардинально улучшить работу системы дополнительного образования детей.

            Бесспорно,  Дом детского творчества за 55 историю помог нескольким поколениям урмарцев реализовать себя в творчестве. Образовательная деятельность Дома детского творчества  предлагает реальную возможность развития разных способностей.

            В 31 творческом объединении занимается 551 воспитанников в возрасте от 7 до 18 лет. Образовательная деятельность организована на базе 12 школ района. Следует отметить результативную работу объединений экологический,  туристско – краеведческий, технический, художественный направленностей.

Популярным среди детских объединений является объединение спортивного направления «Каратэ» - руководитель Григорьев Ю.И., действующее в Шигалинской основной школе. Воспитанница тренера Павлова Ксения, учащаяся Шигалинской школы стала серебряным призером Кубка Мира среди детей по каратэ в Литве. Особо хотел бы отметить положительный опыт работы Урмарской ДЮСШ  им. А.Ф. Федорова по развитию спортивных талантов. Именно эта школа  является базовой  ступенькой в выращивании спортсменов, достигших выдающихся результатов. Многие воспитанники школы входят в состав сборных команд республики и РФ по различным видам спорта. В ДЮСШ культивируются 8 видов спорта. Спортсмены -  урмарцы неоднократные чемпионы и призеры первенств России. Ярким примером успешности ДЮСШ стала победа Татьяны Архиповой на XXX  Олимпийских играх в Лондоне, которая начинала свою спортивную карьеру у первого тренера Архипова Ю.П.

            Наша ДЮСШ также является бесспорным лидером в ЧР и РФ в таком виде спорта, как велоспорт - маунтинбайк. Десятки талантливых мальчиков и девочек школ района воспитывались у такого талантливого тренера, как Сидоров В.С. – воспитавшего В.Андрееву – участницу Олимпиады в Пекине.

            Важным звеном в системе поиска талантливых детей в сфере культуры и искусства является Урмарская детская школа искусств.

Более 40 процентов детей, обучающихся в Детской школе искусств, во время обучения принимают участие в творческих конкурсах, смотрах, фестивалях, концертах, выставках и других мероприятиях республиканского и всероссийского  уровней. ДШИ гордится своими воспитанниками – лауреатами и дипломантами международных, межрегиональных, региональных и республиканских конкурсов. Учащийся МБОУДОД «Урмарская ДШИ» Матвеев Алексей, победитель межрегионального конкурса юных исполнителей на духовых инструментах «Волшебная свирель» (преподаватель Ефимов Е.М.), стал Лауреатом премии по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом Президента Российской Федерации от 06 апреля 2006 г.  № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи» (Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2011 г. № 2323 «О присуждении в 2011 году премий для поддержки талантливой молодёжи»). В этом году Матвеев Алексей успешно поступил в Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова, на отделение духовых и ударных инструментов, по специальности «Труба».

Таким образом, современное дополнительное образование не просто расширяет и углубляет полученные знания, но, прежде всего, формирует человека, дает ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных  областях творчества. Именно дополнительное образование как раз и является главным ориентиром в выборе жизненного пути.

            В районе 2 год осуществляется программа адресной материальной поддержки и поощрения талантливых детей. По инициативе главы администрации  района К.В. Никитина  на эти цели из районного бюджета в прошлом учебном году  выделено 45 тыс. рублей. 20 талантливых детей из всех 18 школ района получали в течение учебного года именные стипендии по 250 рублей месяц. Эта мера поддержки одаренных детей будет действовать и в этом учебном году. Положительным примером и заслуживающим всеобщего  вниманием стала работа администрации Чубаевской основной школы, где находятся  возможности поощрения за счет внебюджетных средств учащихся за успешные выступления на районных и республиканских соревнованиях, конкурсах и предметных олимпиадах. В этой же школе финансовая поддержка оказывается и учителям, добивающимся положительных результатов в работе. В данном направлении не плохо поставлена работа в Мусирминской средней, Кульгешской, Большечакинской основных школах. 

            Уважаемые участники конференции.

            В своем докладе я озвучил наиболее актуальные проблемы и высказал предложения, которые непосредственно касаются теме нашей конференции. Полагаю, выступающие выскажут замечания и предложения, дополнят доклад, в завершении конференции мы примем соответствующую резолюцию.

            Спасибо за внимание.

 

Соколов Ю.В., заместитель главы – начальник отдела образования и молодежной политики администрации Урмарского района 

 

 Развитие системы поддержки одарённых

детей и талантливой молодежи – приоритетный социальный заказ

 

            Уважаемые коллеги, участники конференции.

            Разрешите поблагодарить всех вас за качественную работу в период летней оздоровительной кампании, подготовку образовательных учреждений к новому учебному году и поздравить с наступающим новым учебным годом и выразить уверенность, что поступательное движение в развитии системы образования Урмарского района будет набирать обороты.       В этом году в отличии от предыдущих лет весь фактический материал по итогам работы в прошлом учебном году представлен в виде брошюр и на страницах газеты «Вести образования», которые есть у всех участников конференции, у вас было время обсудить основные важные вопросы образования.

            Год назад – в августе 2011 года -  в этом зале мы обсуждали основные вопросы, обозначенные в законопроекте «Об образовании в РФ» и определили перспективы развития образования в Урмарском районе. Весь прошедший период в педколлективах образовательных учреждений шла конкретная работа по реализации программы модернизации системы общего образования в районе и улучшению результатов нашей профессиональной деятельности для работы в условиях нового федерального Закона, который вступит в свои права уже в этом учебном году. Насущные вопросы образования в течение всего прошедшего учебного года обсуждались на заседаниях педагогических Советов ОУ, совещаниях руководителей школ и ДОУ, тематических семинарах, Днях отдела образования и МП, конференциях и в работе методобъединений. В центре внимания работников образования были вопросы, связанные с переходом на ФГОС нового поколения, повышением заработной платы педработникам, совершенствованием образовательных технологий, повышением квалификации учителей, изменением школьной инфраструктуры, сохранением и укреплением здоровья школьников, ну и, конечно же, развитием системы поддержки талантливых детей.

            В своем докладе по теме нашей конференции постараюсь  обобщить достигнутые результаты по реализации одного из 5 направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - создание системы поддержки талантливых детей.

 Позволю себе напомнить всем участникам конференции о том, что 27.02. т.г. в г. Чебоксары состоялось заседание президиума Государственного Совета России по вопросам поддержки талантливых детей и молодежи, которое провел Д.А. Медведев

тогда ещё в должности Президента РФ. На заседании Президиума была рассмотрена и одобрена концепция общенациональной системы выявления молодых талантов и комплекс мер по её реализации. В своем вступительном слове Д.А.Медведев отметил: «Важно, чтобы у всех детей, независимо от того, где они живут, независимо от того, насколько материально обеспечены их родители, была возможность развивать свои способности в самых разных областях. Задача государства заключается в том, чтобы создать все условия для такой самореализации». При этом он подчеркнул, что речь идет о выявлении и cсодействии в развитии способностей миллионов детей и подростков, что надо сделать всё, чтобы в поле зрения государства находился любой талантливый ребенок.  С основным докладом на заседании Президиума Госсовета выступил Глава Чувашской Республики Михаил Васильевич Игнатьев. Он подчеркнул, что создание эффективной национальной системы поиска, выявления, поддержки и развития одаренных детей является одним из важных направлений государственной политики. Как вы знаете, уважаемые коллеги, «Наша новая школа» предлагает развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждом образовательном учреждении. Учащимся школ предоставляется возможность не только обучения в школах, и их развитие через  систему олимпиад и  интеллектуальных конкурсов школьников, через практику дополнительного образования. Отрабатываются механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы, организовываются  слеты, различные конференции, семинары,  участие в исследовательской деятельности. Все это направлено на выявление и развитие у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной, творческой деятельности. Мы с вами обязаны создать все условия для заинтересованности школьников в получении новых знаний, начиная с начального звена обучения в школе.

            В ходе подготовки к конференции информационно-методическим центром были проанализированы методические проблемы ОУ, над которыми работают педколлективы на соответствие требованиям инновационного развития образования, в частности, тематике нашей конференции. По моему мнению, опираясь на результаты предыдущих этапов развития системы образования с учетом изменившихся условий мы должны  перед собой ставить качественно новые задачи, в т.ч. по актуализации методических проблем школ. Как положительный пример приведу Бишевскую – НОШ – детсад, небольшой педколлектив работает над проблемой «Формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие детской одаренности». Педколлектив Урмарской средней школы решает проблему «Педагогическая поддержка учащихся в системе индивидуализации процесса обучения и воспитания», в Сине-Кинчерской школе в течение 3 лет работают над проблемой «Личностно-ориентированное обучение, как ведущий подход в современной школе».

            Как вы догадываетесь, решение таких проблем не могут не способствовать повышению качества знаний учащихся.

            Или другой пример, не называя школу, которая в течение последних  лет в качестве школьной методической проблемы ставится: «Совершенствование профессионального мастерства в условиях комплексной образовательной среды», или «Управление качеством образования в общеобразовательной школе».

Мне думается, эти проблемы прежде всего адресованы администрациям этих школ и входят в функциональные обязанности руководства.

 

            В  прошлом учебном году для достижения современного уровня подачи материала учащимся начальных классов, чтобы им было интересно во все первые классы поставлено новейшее учебное оборудование АРМы на сумму 1 млн. 550 тыс.рублей, которое позволило вести в школах исследовательскую деятельность, обеспечить учет индивидуальных достижений учеников. Все учителя начальных классов соответственно  повысили свою квалификацию для внедрения в образовательный процесс современных методов и технологий обучения по ФГОС. Одним их первых, кто активно начал внедрять в работу АРМы  стали учителя начальных классов Урмарской средней школы Михеева Марина Анатольевна, Игнатьева Ирина Леонидовна, Максимова Надежда Михайловна, Кудрявцева Юлия Алексеевна. Благодаря этому новшеству уроки стали более содержательными, интересными и познавательными. У учителей также появились наборы мультимедиауроков и электронные версии методических и справочных материалов, расположенных на серверах с доступом через Интернет. Используемые АРМы позволили повысить скорость и качество усвоения подаваемого материала.

 

            Одной из приоритетных форм развития детской одарённости является участие в исследовательской деятельности, которая обеспечивает более высокий уровень системности знания. Научно-практические конференции становятся так же приоритетной формой реализации  возможностей детей и педагогов, цель которых – развитие и поддержка детей, способных к научно – исследовательской деятельности, углублению знаний и профессиональной ориентации. Наиболее эффективно используются возможности этой работы с одаренными детьми у таких учителей – биологии, как Кузьминой Надежды Ильиничны – Урмарская школа, Табаковой Татьяны Рудольфовны– Б.Яниковская школа; истории и обществознания  Трофимовой Галины Алексеевны– Шигалинская школа,  Ивановой Ларисы Юрьевны – Шоркистринская школа, Кирилловой Луизы Ивановы – Б.Чакинская школа; учителем технологии Горбуновым Александром Михайловичем – Шигалинская школа;  учителем КРК – Никифоровой Любови Федоровны (Чубаевская), Ивановой Людмилы Витальевны (Тегешевская), Михайловой Альбины Васильевны (Челкасинская);  учителями чувашского языка и литературы,  Цыркуновой Татьяны Леонарьевны (Мусирминская) и Цыфаркиной Людмилы Александровны  (Чубаевская)  и многими другими учителями.

            Под руководством этих и многих других учителей учащиеся самостоятельно выбирают самые разнообразные проекты – это экономические, технические, культура родного края и др. В прошлом учебном году проведено 8 районных научно – практических конференций, в которых приняли участие более 100 детей, 4 районные интеллектуальные игры с участием также более 100 учащихся, муниципальный этап общероссийской олимпиады по ОПК с участием 144 учащихся, представлявших все школы района.

            В новом учебном году нам предстоит  не только закрепить достигнутое, но и  дальше продолжать вовлекать все больше учащихся  в проектно - исследовательскую деятельность, что в свою очередь дает возможность участникам конференции проявить себя в выбранной ими науке, а нам – выявить одаренных и талантливых детей.

            Другой формой организации и выявления одаренности у детей являются действующие в школах района экспериментальные площадки. В качестве положительного примера назову  Урмарскую и Б.Яниковскую средние школы и Чубаевскую основную школу. В Урмарской школе -  по обучению русскому языку и литературе (учителя Табакова Валентина Михайловна., Риманова Татьяна Александровна, Иванова Ирина Николаевна, Николаева Елена Николаевна. В Большеяниковской школе Кудряшова Татьяна Александровна. (Танцующая школа) и учитель  русского языка и литературы Чубаевской школе Людмила Федоровна Никифорова.

            С прошлого учебного года начали работать ещё 2 экспериментальные площадки по физической культуре. В Б.Яниковской «Танцующая школа» и в Урмарской школе «Плавающая школа».

 

Эти площадки  с первых дней нового учебного года должны активно продолжить начатое с тем, чтобы в конце учебного года были положительные результаты от участия в эксперименте.  Следующим направлением реализации поиска и отбора  талантливых детей традиционно является проведение предметных олимпиад. Речь идет об участии школьников на всех IV этапах Всероссийской олимпиады. Основной целью проведения всех этапов олимпиады школьников в 2011 – 2012 учебном году стала активизация деятельности школ по развитию системы общего образования к уровням и особенностям развития и подготовки одаренных детей, основными  задачами олимпиады являлись: выявление и поощрение наиболее одаренных, способных школьников и творчески работающих учителей; развитие у школьников творческих способностей и создание необходимых условий для поддержки таких детей; отбор школьников района для участия в республиканском этапе олимпиады.

            С 11 октября по 3 ноября 2011 года во всех школах района прошли школьные этапы  Всероссийской олимпиады.  

            С 15  ноября по 14 2011 г. в МБОУ «Урмарская средняя школа» проводился 2 (муниципальный) этап олимпиады. С 10 января 2012 г. по 10 февраля 2012 г. в г. Чебоксары проводился 3 этап (региональный) этап Всероссийской олимпиады.

            На основании анализа статистических данных по району, можно сделать вывод, что мы в целом работаем в правильном направлении. Школьным уровнем олимпиады охвачено в среднем  65%  обучающихся.  На муниципальном охват обучающихся составил  47%. В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников участвовало 3,1% обучающихся школ района.

По итогам районных олимпиад определено 280 призёров (21,69% от кол-ва участников) (в 2009 году – 183 (26,9%), в 2010 году – 242 (20,4%)), 21 участник  (1,62%) не смогли набрать ни одного балла  по таким предметам как информатика, математика (в 2010 году - 12 учащихся (1,04%)).

По итогам интеллектуальных состязаний определено только 29  призёров (22,6% от кол-ва участников) (в 2009 году - 72 призёра (45,5%), в 2010 году – 46 призёров (25,3%)).

Количество призеров на республиканских олимпиадах за последние два года стабильное: в  2010-2011 -   15, в 2011/2012 –  14.

На слайде представлены фамилии учащихся – победителей и призеров республиканского этапа олимпиады.

Хорошие показатели результативности участия школьников на предметных олимпиадах - это следствие слаженной системы  индивидуальной работы с учащимися отдельных учителей.

 

 

На слайде представлены наиболее успешные учителя, которые на протяжении последних двух – трех лет подготовили победителей и призеров на всех четырех этапах олимпиады.

По итогам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 уч. году следует отметить успехи МБОУ «Шигалинская ООШ», и МБОУ «Большечакинская ООШ». За последние три года в рейтинге среди основных школ они являются бесспорными лидерами. Лучший результат  в интеллектуальной игре показали учащиеся МБОУ «Кульгешская ООШ им. Н.А.Афанасьева» и МБОУ «Большеяниковская СОШ».

Среди победителей и призеров олимпиад преобладают учащиеся Урмарской СОШ, Большеяниковской, Шоркистринской средних, Шигалинской, Большечакинской, Челкасинской, Чубаевской основных школ.

Позитивные изменения имеются по МБОУ «Орнарская  ООШ» и МБОУ «Ковалинская ООШ». Если в 2010 году данные школы  не смогли  подготовить ни одного призёра, то этом году учащиеся МБОУ «Орнарская  ООШ»  смогли занять 4 призовых мест, а учащиеся МБОУ «Ковалинская ООШ» - 2.

Также можно отметить как позитив результаты  МБОУ «Кульгешская ООШ им. Н.А.Афанасьева»: если в 2010 году – 4 призёра, то в 2011 году – 7.

Отрицательная динамика наблюдается по результатам  участия на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников  МБОУ «Арабосинская ООШ» (директор Кузьмин А.И.) и МБОУ «Синекинчерская ООШ» (директор Андреев В.В.).  Если в 2010 году Арабосинская ООШ подготовила 6 призёров (показатель эффективности по результатам участия – 12%), то в 2011 году  педколлектив  данной школы смог  подготовить  только одного призёра (показатель эффективности по результатам участия – 1,89%); в 2010 году Синекинчерская ООШ подготовила – трёх призёров  (показатель эффективности по результатам участия – 6 %), то в 2011 году – 1 (показатель эффективности по результатам участия – 1,92%).

Участие в предметных олимпиадах предоставляет школьникам массу возможностей для их личностного роста и развития. Это и получение новых знаний, необходимых для успешности в жизни, и выбор профессии, и подготовка к сдаче экзаменов, и определение своих способностей и интересов, приобретение самостоятельности мышления и действия, а также проверка себя и своих сил, самореализация и т.д.

            ВЫВОД: 1) Олимпиады – это итог многолетней работы учителей с учащимися. Должна быть своя методика подготовки школьника к олимпиаде, которая должна отличаться от обычной, урочной. Для этого у учителя должно быть своя система работы по подготовке одаренного ученика к олимпиаде.

            Согласитесь, для этого надо знать предмет далеко за рамками школьных и вузовских программ. К таким учителям – «олимпиадникам», у которых есть своя система подготовки школьников и у которых надо учиться технологии и перенимать секреты мастерства можно отнести учителей биологии МБОУ «Урмарская школа» и Б.Яниковская школа – Кузьмину Надежду Ильиничну и Табакову Татьяну Рудольфовну, учителя технологии Шигалинской  основной школы – Горбунова Александра Михайловича, учителя русского языка и литературы Урмарской средней школы Бондареву Светлану Васильевну.

            2) Не особенно широк диапазон предметов, по которым Урмарские школьники занимают призовые места в региональном этапе Всероссийской олимпиады.

            Руководителям школ совместно с информационно-методическим центром отдела образования необходимо проанализировать причины столь неуспешного выступления учащихся на олимпиадах по таким предметам, как математика, физика, химия, английский язык, информатика и организовать методическое сопровождение.

            Реализуя программу раннего обучения иностранному языку, (английскому) для одаренных детей в районе впервые за последние много лет наметились положительные результаты у учителей английского языка. Подтверждение сказанному –  участие учащихся школ района в республиканской олимпиаде по английскому языку «Язык для Успеха» и занятия призовых мест нашими учащимися. Учитель Доманова Лариса Борисовна – Урмарская школа.

            В республиканском конкурсе «Единство в различии: Россия, Чувашия, Великобритания» учащиеся Урмарской школы стали финалистами в различных номинациях. Руководители Ларионова Ольга Николаевна, Петрова Людмила Петровна.

            В этом учебном году наделенным особенными способностями к изучению английскому языку учащимся, начиная со 2 класса, предстоит создать дополнительные условия для раскрытия их лингвистических талантов. Такие дети в школах района есть, их вовремя надо выявлять и развивать дальше, качественно подготовить к участию на олимпиаде по английскому языку в конце учебного года.

            С целью оказания помощи одаренным школьникам в самореализации их творческой направленности, на старшей ступени обучения в учебном процессе школ включены курсы углубленного и профильного изучения предметов. В настоящий момент в нашей муниципальной системе образования открыты 16 профильных классов и групп, в которых обучается 93% от общего числа обучающихся 10-11 классов.

            7 предметов изучаются на профильном уровне (математика, физика, информатика, обществознание, история, биология и химия). Каждый обучающий имеет не только право, но и возможность выбора предметов. Популярными, профилями стали социально – экономический (33,2%), естественно-научный (26,4%), технологический (24 %), химико-биологический (16,4%).

            Осуществляется углубленное изучение предметов на основной ступени обучения, организована предпрофильная подготовка в 9-классах через 83 элективные курсы, которые посещают  100 % школьников.

            В продолжение этой темы скажу, что на сегодня отделом образования и молодежной политики подготовлен проект постановления главы администрации района (к 1 сентябрю оно будет принято) «О программе развития предпрофильного и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Урмарского района на 2012 – 2015 годы». Будет утверждена специальная программа, исполнителями которой станут отдел образования и молодежной политики и муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения района. Программа направлена на решение задач обеспечения углубленного изучения отдельных  предметов, расширения возможностей выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и способностями, обеспечения преемственности общего и профессионального образования.

            Главным результатом реализации Программы должно стать достижение  нового качества образования через доведение охвата учащихся 9-11 классов предпрофильной и профильной подготовки к 2015 году до 100% со всеми последующими показателями эффективности реализации программных мероприятий. Новым в наступающем учебном году станет начало реализации республиканского проекта «Профильные инженерно – технические классы» и участие в этом проекте Урмарской средней общеобразовательной школы. Эта школа вошла в число 26 школ республики, определенных для участия в данном проекте. С этой целью в школу в ближайшее время поступит комплект соответствующего оборудования.

 

            С целью профориентации учащихся, воспитания у них желания на военные специальности, способствования интеллектуальному и физическому развитию на базе Большеяниковской средней школы функционируют кадетские классы, которые позволяют детям проявить свои способности и дают возможность выбрать будущую профессию в соответствии способностями.

 

В этом году состоялся первый выпуск кадетов. Как показало время, учащиеся кадетских классов активно принимали участие во многих мероприятиях и становились победителями и призерами конкурсов, олимпиад. А прошлом учебном году в республиканской спартакиаде допризывной молодежи 11 кадетский класс занял II мест, также II место в республиканском проекте «Танцующая школа» (8 класс), в 2011 году 8 «а» кадетский класс удостоился Гранта Президента Чувашской Республики в размере 20 тыс.рублей (классный руководитель Табакова Татьяна Рудольфовна) и множество других достижений. Хочется надеяться, что и в других школах района появятся аналогичные классы, тем более в Урмарской средней школе, где условия для открытия кадетского класса нисколько не хуже, чем у коллег Большеяниковской средней школы.

            Ещё одной формой организации работы по предметным  областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются традиционные предметные недели (или  декады). Это доступная, открытая каждому школьнику стартовая площадка для предъявления результата деятельности, успешности, т.е. в «Области успеха». В ходе предметных недель учащиеся каждого класса принимали участие в различных творческих конкурсах, турнирах, олимпиадах, тематических праздниках. По мнению методистов отдела образования и молодежной политики наиболее эффективно проводятся предметные недели в Б.Яниковской средней, Челкасинской, Тегешевской, Б.Чакинской, Чубаевской, Кудеснерской, Шигалинской основных школах. В этих школах руководители и учителя считают, что предметные недели – это площадка для выявления особо талантливых обучающихся, способных показать результат на уровне школы и района. В этих школах 100% учащихся приняли участие в предметных декадах.

Уважаемые коллеги.

            Мой доклад был бы неполным без упоминания итогов ГИА и ЕГЭ в 2012 году. С подробным анализом их итогов вы можете ознакомиться в Публичном отчете, который у Вас на руках. Я лишь остановлюсь на основных проблемах, связанных с подготовкой и проведением ЕГЭ и ГИА.

            Главная цель ЕГЭ – повышение качества образования и предоставления возможности и создания равных условий для поступления в ВУЗы РФ, независимо от места проживания выпускника. По предварительным данным поступление наших выпускников можно сделать вывод, что из года в год наблюдается положительная динамика поступаемости выпускников не только в ВУЗы ЧР, но и РФ.

 

 

В этом году 50 выпускников школ района, что составляет 38,5%  поступили в ведущие ВУЗы Москвы, С.Петербурга, Казани, Екатеринбурга и другие. Для сравнения этот показатель в прошлом году равнялся 24%. Всего в ВУЗы из 186 выпускников 70% поступили в высшие учебные заведения.

По результатам их проведения мы можем говорить об уровне подготовки выпускников по учебным предметам, о качестве работы учителей школы, выявить недостатки и проблемы в уровне подготовки учащихся и об их дальнейшем продолжении обучения. Педагогическим коллективам школ необходимо вести  планомерную работу по подготовке учащихся 9-ых и 11-ых классов к выпускным экзаменам.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников школ Урмарского района показала, что система образования района на протяжении нескольких лет  функционирует стабильно. Сформирована система нормативного, информационного, методического  обеспечения итоговой аттестации для проведения ЕГЭ.

В результате анализа итогов ЕГЭ по району выделено целый ряд проблем, связанных с подготовкой и проведением ЕГЭ:

- недостаточно высокие результаты у большинства выпускников даже по обязательным предметам, несмотря на усиленную подготовку в отличие от предметов по выбору. По району есть ученики, не получившие аттестат (11 из 188 – 5.85%). Урмарская средняя школа – 6 учащихся, Мусирминская средняя школа – 3, Большеяниковская – 2.

- Выбор предметов на ЕГЭ часто не соответствует профилю обучения, что существенно осложняет организацию проведения подготовки к ЕГЭ;

- повышенный уровень тревожности, связанный с особенностями процедуры ЕГЭ, часто отрицательно влияет на результаты экзаменов даже у хороших учеников.

Несомненно, что не все из выделенных проблем, связанных с ЕГЭ, могут быть решены на уровне школы. Есть проблемы, которые мы должны решать и будем решать на районном уровне. Однако осмыслить целый ряд проблем осмысления и найти пути их решения предстоит именно учителям и педагогическим коллективами ОУ.

Рекомендуем руководителям районных предметных ассоциаций учителей, руководителям школ проанализировать итоги ЕГЭ и ГИА -2012 на предметных методических объединениях учителей и принять необходимые меры по повышению качества преподавания учебных предметов.

­     для повышения результатов руководителям школ, учителям-предметникам необходимо разработать стратегию подготовки к итоговой аттестации, ориентированную на достижение требований стандарта, действительно доступных для большинства  выпускников;

­     классным руководителям совместно с психологами необходимо усиленно вести работу по психологической подготовке  обучающихся к итоговой аттестации;

­     активизировать работу педагогов по  созданию условий для выбора форм сдачи экзаменов.

Уважаемые коллеги.

            Наша конференция проходит под девизом «Одаренному ребенку – одаренный педагог». Что имеем в виду под понятием «одаренный ребенок».

Одаренный ребенок – это ребенок, каждый выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том  или ином виде деятельности. В районе создана и в течение каждого года обновляется банк данных одаренных учащихся, из 2718 учащихся района 168 ил 6,1 % школьников вошли в его состав, 28 из Урмарской средней школы, остальные из других школ района. Для таких детей должны быть и соответствующие условия для успешной с ними работы.

            Первое: признание коллективом учителей и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

            Второе: Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

            Третье: Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами; учитель должен быть:

            а) увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

            б) учитель должен быть профессиональной грамотным, интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

            в) учитель должен быть проводником передовых педагогических технологий;

            г) учитель должен быть  психологом и воспитателем и успешным организатором учебно-воспитательного процесса.

            Только при соблюдении этих условий мы с вами сможем развивать природные задатки детей на всех ступенях их воспитания. Обучение таких детей также, требует совместных усилий всех участников образовательного процесса. Поэтому считаю, задача отдела образования и молодежной политики видится нам в объединении усилий педагогов, родителей, директоров школ, учреждений допобразования, заведующих ДОУ, общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

            Актуальным сегодня вопросом в контексте  тематики нашей конференции является предоставление детям доступных и качественных услуг дошкольного образования. Реализуя современные развивающие программы дошкольного образования, педагоги ДОУ планируют работу с воспитанниками дифференцированно, с учетом особенностей их развития. Особое внимание уделяется детям повышенного уровня развития.

            В целях организации углубленной работы с детьми с учетом их способностей, интересов и склонностей во всех 7 ДОУ предлагаются дополнительные образовательные услуги разной направленности: художественно – эстетические, физкультурно – оздоровительные, экологические, естественно – научные и некоторые другие. Большая работа по выявлению одаренности и развитию способностей детей проводится в МБДОУ «детский сад №3 «Зоренька», МБДОУ «Детский сад №4 «Ромашка», МБДОУ «Детский сад №1 «Березка», в дошкольных группах при Синекинчерской и Кульгешской основных школах. Есть и нерешенные проблемы. В ближайшее время всем руководителям ДОУ необходимо организовать работу экспериментальных площадок для расширения сферы услуг для детей повышенного уровня развития.

            Уважаемые коллеги!

            Важное значение в современных условиях приобретает  дополнительное образование, которое  безусловно дает широкие возможности для развития талантов детей в разных сферах. Многие дети, посещающие учреждения дополнительного образования, достигают высокого мастерства в области художественного и исполнительского искусства, в музыке, живописи, в техническом творчестве, спорте.  На это направлена деятельность 3 учреждений дополнительного образования, в которых заняты более 1301 детей и подростков. Однако сегодня возможности муниципального бюджета не дают в полной мере поддержать талантливых детей, создавать качественные условия для их развития. В этой связи будет весьма успешным и эффективным отнесение учреждений дополнительно образования к полномочиям  органов государственной власти субъекта РФ, т.е. ЧР. Это позволит кардинально улучшить работу системы дополнительного образования детей.

            Бесспорно,  Дом детского творчества за 55 историю помог нескольким поколениям урмарцев реализовать себя в творчестве. Образовательная деятельность Дома детского творчества  предлагает реальную возможность развития разных способностей.

            В 31 творческом объединении занимается 551 воспитанников в возрасте от 7 до 18 лет. Образовательная деятельность организована на базе 12 школ района. Следует отметить результативную работу объединений экологический,  туристско – краеведческий, технический, художественный направленностей.

Популярным среди детских объединений является объединение спортивного направления «Каратэ» - руководитель Григорьев Ю.И., действующее в Шигалинской основной школе. Воспитанница тренера Павлова Ксения, учащаяся Шигалинской школы стала серебряным призером Кубка Мира среди детей по каратэ в Литве. Особо хотел бы отметить положительный опыт работы Урмарской ДЮСШ  им. А.Ф. Федорова по развитию спортивных талантов. Именно эта школа  является базовой  ступенькой в выращивании спортсменов, достигших выдающихся результатов. Многие воспитанники школы входят в состав сборных команд республики и РФ по различным видам спорта. В ДЮСШ культивируются 8 видов спорта. Спортсмены -  урмарцы неоднократные чемпионы и призеры первенств России. Ярким примером успешности ДЮСШ стала победа Татьяны Архиповой на XXX  Олимпийских играх в Лондоне, которая начинала свою спортивную карьеру у первого тренера Архипова Ю.П.

            Наша ДЮСШ также является бесспорным лидером в ЧР и РФ в таком виде спорта, как велоспорт - маунтинбайк. Десятки талантливых мальчиков и девочек школ района воспитывались у такого талантливого тренера, как Сидоров В.С. – воспитавшего В.Андрееву – участницу Олимпиады в Пекине.

            Важным звеном в системе поиска талантливых детей в сфере культуры и искусства является Урмарская детская школа искусств.

Более 40 процентов детей, обучающихся в Детской школе искусств, во время обучения принимают участие в творческих конкурсах, смотрах, фестивалях, концертах, выставках и других мероприятиях республиканского и всероссийского  уровней. ДШИ гордится своими воспитанниками – лауреатами и дипломантами международных, межрегиональных, региональных и республиканских конкурсов. Учащийся МБОУДОД «Урмарская ДШИ» Матвеев Алексей, победитель межрегионального конкурса юных исполнителей на духовых инструментах «Волшебная свирель» (преподаватель Ефимов Е.М.), стал Лауреатом премии по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом Президента Российской Федерации от 06 апреля 2006 г.  № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи» (Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2011 г. № 2323 «О присуждении в 2011 году премий для поддержки талантливой молодёжи»). В этом году Матвеев Алексей успешно поступил в Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова, на отделение духовых и ударных инструментов, по специальности «Труба».

Таким образом, современное дополнительное образование не просто расширяет и углубляет полученные знания, но, прежде всего, формирует человека, дает ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных  областях творчества. Именно дополнительное образование как раз и является главным ориентиром в выборе жизненного пути.

            В районе 2 год осуществляется программа адресной материальной поддержки и поощрения талантливых детей. По инициативе главы администрации  района К.В. Никитина  на эти цели из районного бюджета в прошлом учебном году  выделено 45 тыс. рублей. 20 талантливых детей из всех 18 школ района получали в течение учебного года именные стипендии по 250 рублей месяц. Эта мера поддержки одаренных детей будет действовать и в этом учебном году. Положительным примером и заслуживающим всеобщего  вниманием стала работа администрации Чубаевской основной школы, где находятся  возможности поощрения за счет внебюджетных средств учащихся за успешные выступления на районных и республиканских соревнованиях, конкурсах и предметных олимпиадах. В этой же школе финансовая поддержка оказывается и учителям, добивающимся положительных результатов в работе. В данном направлении не плохо поставлена работа в Мусирминской средней, Кульгешской, Большечакинской основных школах. 

            Уважаемые участники конференции.

            В своем докладе я озвучил наиболее актуальные проблемы и высказал предложения, которые непосредственно касаются теме нашей конференции. Полагаю, выступающие выскажут замечания и предложения, дополнят доклад, в завершении конференции мы примем соответствующую резолюцию.

            Спасибо за внимание.