Выступление начальника отдела образования и молодежной политики администрации Урмарского района Соколова Юрия Васильевича на тему «Совершенствование системы образования в Урмарском районе в условиях модернизации»

Уважаемые коллеги, участники конференции.

 

         Нам предстоит обсудить важную для всех нас тему дальнейшего совершенствования системы образования в Урмарском районе. Сегодня от  наших совместных усилий во многом зависит, насколько эффективно будем выполнять программу модернизации системы общего образования, и с какими результатами придем к работе в условиях нового интегрированного федерального закона «Об образовании в РФ», который должен вступить в силу в 2013 году. Учительское сообщество Урмарского района, как и коллеги по стране ставит перед собой новые задачи и требования. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование образовательных технологий, повышение квалификации учителей, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ – эти задачи предстоит решать сообща, принимать своевременно и грамотно решения. На этих вышеперечисленных направлениях нашей работы я остановлюсь подробнее.    

         В прошедшем учебном году нами продолжалась реализация Приоритетного национального проекта «Образование» и Президентской инициативы  «Наша новая школа». Начало реализации в этом году  новой  инициативы председателя правительства  РФ В.Путина по вопросам модернизации системы общего образования станет дополнением к тому, что уже сделано и делается. В настоящее время отделом образования и молодежной политики разработан и представлен в Министерство образования и молодежной политики Комплекс мер по модернизации общего образования в Урмарском районе в 2011 году, подготовлено соглашение между администрацией Урмарского района и Министерством о предоставлении в 2011 году средств из республиканского бюджета ЧР бюджету Урмарского района на финансовое обеспечение модернизации системы общего образования. Если учесть, что сам проект модернизации рассчитан на 2 учебных года, то и школы района дополнительно получат финансовые средства для решения задач по подготовке школ к работе в новых условиях, предусмотренных стандартом.

         С 1 сентября текущего года уже все 253 первоклассника будут учиться по новым стандартам. С 2015 года начнется обязательное введение стандартов в 5 классах, а 2020 г. – в старшей школе. Все это отражено в обсуждаемом  новом законодательстве «Об образовании в РФ», который призван решить не только проблемы сферы образования.

         Сегодня в условиях модернизации различных сфер общества – задача несколько изменилась. Когда главной фигурой инновационного развития становится человек с его потребностями, ценностями и  интересами, важным является то, насколько мы можем предоставить гражданам возможности для самосовершенствования.

         Это означает, что законодательные нормы должны учитывать все многообразие получения качественного образования. Задача заключается в предоставлении гражданам максимальных условий для того, чтобы все могли получить дошкольное и обязательное общее образование. Что конкретно может означать ориентация образовательного законодательства на развитие человека, его потребности, ценности и интересы? И какие, исходя из этого конкретные задачи мы должны ставить перед собой?

         Остановлюсь на проблемах развития дошкольного образования. Впервые федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают стандарты для дошкольного образования. Детские сады впервые выделены в отдельный уровень образования. Это значит, что у детсадов появятся свои, собственные образовательные стандарты, с преемственностью программ и обязательной предшкольной подготовкой детей в ДОУ. В районе такой подготовкой охвачены почти все дошколята. В 7 ДОУ и в дошкольных группах при 13 ОУ обучаются 1060 детей (99 %) ребят в возрасте 6-7 лет. Проблемой остается очередность в детских садах для детей в возрасте от 1,5 до 5 лет. Она составляла на 01 июля т.г.  411 детей, из них 315 в пос. Урмары. Это много, хотя за счет уплотнения групп в т.г. очередность удалось сократить на 58 человек. Есть трудности в решении задач по созданию новых мест в ДОУ и внедрении альтернативных и вариативных форм дошкольного образования. Мы не смогли организовать ни одного домашнего или семейного детсада, что позволило бы хотя бы чуть – чуть сократить очередность.

         В целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу и организации преемственности в обучении для неорганизованных детей в прошлом учебном году нам удалось открыть группы кратковременного пребывания на 40 мест. В январе 2011 года открыли дополнительную группу на 20 детей за счет реконструкции перепрофилированного здания дошкольного учреждения в дер. Арабоси. В школах района дополнительно сумели открыть дошкольные группы на 40 мест.

На 2012 год запланировано  возвращение здания бывшего  детсада  в д. Ст. Урмары, по этому плану должно быть дополнительно введено 120 мест.

На 2013 год запланировано строительство детсада в пос. Урмары на 140 мест. Выполнение этих задач позволит минимизировать очереди в ДОУ к 2014 году.

Позитивным примером эффективного использования площадей детских садов является решение Роспотребнадзора о внесении изменений в САНПИНЫ. Сейчас они позволяют создавать дополнительные места за счет имеющихся в садиках негрупповых помещений, допускают увеличение численности детей в группе > 20-ти, если это позволяет площадь помещения.

Есть в законопроекте ещё один важный пункт  - финансирование; где  прописаны, что средства на образовательные расходы ДОУ и зарплата воспитателям будут идти не из муниципального бюджета, как сейчас, а из регионального бюджета. И это должно улучшить финансирование детсадов. На районный бюджет ложатся затраты на ремонт и содержание зданий и зарплата обслуживающего персонала.

Подводя  итог вышесказанному можно констатировать, что детский сад для детей должен быть домом радости. Вся обстановка и все ситуации педагогического общения должны быть направлены на адаптацию и социализацию ребенка. Необходимо не ослабить внимание к организации предметно – игровой среды. Усилить духовно-нравственное воспитание. Не забывать о сотрудничестве с родителями.

Перехожу к проблемам реализации общеобразовательных программ начального общего образования. Улучшение системы дошкольного образования создает равные справедливые условия для первоклассников, для их успешной учебы в школе.

Как вам известно, с 1 сентября 2011 года первоклассники перейдут на обучение по новым стандартам. В течение всего прошедшего учебного года работа по обеспечению введения ФГОС начального общего образования проводилась в соответствии с Планом – графиком, предусмотренных с этой целью мероприятий.          В каждой школе разработаны и утверждены приказами руководителей школ основные образовательные программы, утверждены списки учебников и учебных пособий, планы методической работы, 20 учителей начальных классов, 12 заместителей директоров школ, прошли курсы повышения квалификации, в каждой школе созданы рабочие группы по введению ФГОС.

Решались вопросы создания финансово - экономического обеспечения ФГОС.

Одна из серьезных задач - это выполнение требований к  ресурсному обеспечению образовательной деятельности первоклассников, а в последующем и 2 - 4 классов. Прямо должен сказать, сегодня перед нами стоят трудные задачи по обеспечению  начальных классов средствами ИКТ, ЦОРами, АРМами для учителей 1 класса. На решение этих задач в рамках заключенного между администрацией района и Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики соглашения на приобретение оборудования будут направлены средства в сумме 1 млн. 300 тыс.рублей. Это позволит организовать учебный процесс в начальной школе с применением современной компьютерной техники, современной учебно-методической литературой и экранно-звуковыми средствами.

В законопроекте отражены направления по совершенствованию проведения ЕГЭ, которые получили законодательное закрепление после нескольких лет эксперимента. Сегодня, как нам известно, ЕГЭ стали реальностью  - главной задачей которых стало обеспечение независимой государственной оценки качества образования выпускников средней школы. Нас, учителей школ района, в целом радуют достижения единого государственного экзамена, и их результаты, полученные нашими выпускниками, хотя и возникали некоторые недоразумения со стороны родителей в ходе проведения ЕГЭ. При всей критике в адрес ЕГЭ большинство учителей и выпускников, родителей  согласны с этим нововведением, с тем, что действительно уравнялись шансы молодежи на поступление в престижные вузы страны.

 Чтобы не быть голословным, приведу последние сведения о занятости выпускников 11 классов этого года. Всего по району закончили школы и получили аттестаты о среднем образовании 160 человек. Из них 118 (73,3%) поступили учиться в ВУЗы, в том числе 102 (86,4%) на бюджетной основе (бесплатно), в вузы ЧР – 89 (75,4%), 29 (24,6%) РФ. Далее, в ССУЗы пошли 23 выпускника, в ПУ – 7; 7 выпускников призваны в Вооруженные силы. Эти  показатели намного лучше показателей прошлых лет.

Каково же качество оценки уровня освоения образовательного стандарта и качества учебных достижений по результатам ЕГЭ по средним школам района? Забегая чуть вперед скажу, что в новой версии законопроекта «Об образовании РФ» предусмотрены ответственность за некачественное образование и есть статья, регулирующее возмещение ущерба. Если учащиеся не справляются с образовательными программами, это повод выяснить, чья это вина.

В этом году из числа всех выпускников ЕГЭ по 3 и более предметам сдавали 82% или 130 выпускников, в 2010 г. этот показатель равнялся 81%. Показательна в этом году: работа, проведенная администрацией Урмарской школы, где сумели обеспечить выбор 3 и более предметов участниками ЕГЭ в доле до 93,3 %, Ст.Урмарской школы – 85,7, Шоркистринской СОШ – 88,8%.

Как и в прошлом году,  низкие показатели  по Мусирминской школе- 43,7%, Б.Яниковской школе 65,7%. После завершения ЕГЭ отделом образования и молодежной политики проведен полный анализ итогов выпускных экзаменов по всем предметам. Сопоставили количество выпускников, окончивших профильные классы и количество участников ЕГЭ по предметам  соответствующих профилей. Проведенный анализ нас немного удивил. Оказалось, что у учащихся физико-математического профиля Урмарской школы средний балл по математике (57) получился ниже, чем  у учащихся информационно-технологического профиля - 58, а по физике—56 и 68 баллов соответственно. В социально-экономическом классе, когда как математика идет как профильный предмет, средний балл – 49, по школе – 54,2.

Средний балл по школам района по математике составил 51,25, на 2 балла ниже республиканского показателя. В 2010 году этот показатель в районе равнялся 56 баллам. Как видно, показатели значительно ухудшились. Самый низкий показатель по математике показали выпускники Шоркистринской средней школы. В этой школе он равнялся 44,17 баллам, это  один из 20 самых низких результатов среди школ республики. Возникает вопрос: как бы смогло прокомментировать невысокие результаты выпускников руководство Шоркистринской средней школы? С какими причинами могут быть связаны данные результаты? В целом средний балл по всем предметам в этой школе оказался самым нерезультативным – 50,9 балла.

В течение последних 3 лет с трибуны августовской конференции критикуем руководство и педколлектив Мусирминской средней школы. Как и в прошлые годы в этом году доля выпускников, сдавших 3 и более экзамена оказалась самой низкой – 43,86%, когда как районный показатель равен 87%. Какие аргументы в пользу себя могла бы назвать администрация, а также педколлектив Мусирминской школы по этому показателю?

Наиболее предпочитаемыми и популярными предметами среди выпускников этого года стали такие предметы, как обществознание (52,8 %) и физика (28,57%).

Как положительное могу назвать, что выросло количество выпускников 11 классов, сдающих предметы технической направленности, ИКТ – 23 выпускника - 14%; физику – 46 выпускников - 28,5% (в 2010 году физику сдавало 20 выпускников – 14%). Как и в прошлые годы очень мало выпускников выбирают в качестве экзамена по выбору литературу (1 выпускник) и географию (0). Почему? Вопрос адресуется учителям этих предметов. И ещё об одном неблагополучном факте не могу не сказать. В этом году 16 выпускников школ района (Урмарская (4), Б.Яниковская (1), Мусирминская (1), Шоркистринская (2) не смогли с первого раза набрать минимальное количество баллов, подтверждающих освоение основных общеобразовательных программ среднего общего образования по математике, по русскому языку, обществознанию.  2 выпускника (1,23%) не сумели пересдать экзамены по русскому языку  Урмарская и Мусирминская школы и не получили аттестат о среднем общем образовании.

И как положительное, отмечу, в этом году 11 выпускников награждены золотыми и 5-серебряными медалями, что на 5 медалей больше чем 2010 году (в 2010 году – золотых медалей – 3, серебряных – 8).

Ключевыми линиями оценивания результатов ГИА выпускников 9 классов являются:

·        во-первых, уровень освоения образовательного стандарта, т.е. все ли выпускники выдержали обязательные экзамены (математика, русский язык, чувашский язык и сдали их без «2»);

·        во-вторых, качество учебных достижений, а именно средний балл по пятибалльной шкале.

В 2011 году в районе была продолжена апробация государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов в новой форме с участием территориальных экзаменационных комиссий. Экзамены для выпускников 9 классов в новой форме с участием ТЭК проведены  в обязательном порядке по русскому языку, алгебре, а также по чувашскому языку для учащихся школ с родным (чувашским) языком обучения. Экзамены по биологии, физике, химии, географии, истории России, обществознанию в новой форме сдавались по выбору выпускников.

В государственной итоговой аттестации в новой форме приняли участие 300 учащихся. Анализ результатов аттестации показал, что у всех выпускников  9 классов школ района (100%)  сформирован базовый уровень  подготовки по общеобразовательным предметам. Об этом говорят показатели.

Наибольшей «популярностью» у выпускников основной школы пользуются обществознание – данный предмет выбрали 126 учащихся, что составляет 42% от общего количества учащихся (в 2010 году -  32,55%), биология  – 78 учащихся (26%). Физику и географию выбрали 32 (10,6%) (в 2010 году -  44 (11,55%) и соответственно. В целом с предметами по выбору учащиеся справились успешно. Особое спасибо учителям обществознания, биологии. Ваши ученики вас не подвели. 

  Результаты ГИА  позволяют оценить распространение внешней системы оценки качества образования и активность выпускников в сдаче ГИА. Значение показателя активности по школам сильно отличается – между лидерами (Урмарская СОШ №1, Староурмарская СОШ, Кудеснерская ООШ) и замыкающими список (Шигалинская ООШ– 41,6%, Арабосинская ООШ – 46,2%) разница очень большая.

Тревожат низкие показатели качества знаний по алгебре у выпускников 9 класса МОУ «Чубаевская ООШ» (качество знаний – 47,37%, средний балл - 3,63). Самые  высокие показатели по алгебре у выпускников  МОУ «Кульгешская ООШ» (средний балл – 4,4, качество знаний -  88,9%, в 2010 году - 80%) и МОУ «Кудеснерская ООШ» (средний балл – 4,33, качество знаний – 100%). Среднерайонный показатель качества знаний по математике составил – 62,67%, в 2010 году данный показатель составлял 61,44%.     

Наиболее низкие показатели качества знаний по русскому языку у выпускников 9 класса МОУ «Орнарская ООШ» (качество знаний – 23,53%, средний балл - 3,24). Среднерайонный показатель качества знаний по русскому языку  составил – 58%, средний балл – 3,81.

 Сравнение показателей успешности сдачи экзамена по математике и русскому языку по школам позволяет выделить одинаковую для данных предметов лидеров (это выпускники МОУ «Кульгешская ООШ», МОУ «Кудеснерская ООШ», МОУ «Большечакинская ООШ», МОУ «Синекинчерская ООШ»). Вместе с тем заметно различие в уровне подготовки выпускников отдельных школ: так выпускники МОУ «Тегешевская ООШ» оказались среди лучших по русскому языку  и  лишь на 11 -м месте по математике. Аналогичная ситуация в МОУ «Челкасинская ООШ» (среди лучших по математике и 10-е место – по русскому языку). Это свидетельствует о наличии проблем в организации образовательного процесса как минимум по одному аттестуемому предмету.                     

Таким образом, анализ показывает, что интерес и доверие  участников образовательного процесса к предлагаемой форме независимой оценки качества подготовки возрастает. Учащиеся 9 классов осознанно готовятся к ЕГЭ, а учителя смогли в системе осуществлять их подготовку. Тогда и результаты в 11 кл. будут высокие.         

В новом учебном году педколлективам предстоит тщательнейшим образом проанализировать результаты ЕГЭ и ГИА и умело организовать целенаправленную подготовку выпускников к предстоящим экзаменам в новом учебном году, особо обратив внимание при этом на работу тех учителей-предметников, которые не дали ожидаемых результатов.

 

 

Уважаемы коллеги.

Залогом построения образования, позволяющего нам с уверенностью смотреть в будущее, должно быть формирование в общественном сознании позитивного отношения к профессии педагога. Необходимо, социальный статус учителя сделать главным, чтобы эта профессия стала привлекательной. Для этого в законопроекте «Об образовании в РФ» закрепляются положения, определяющие статус педагогических работников, в том числе, сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников, вводятся определения основных принципов и гарантии их деятельности, включая нормы оплаты труда; устанавливаются дополнительные меры государственной поддержки для молодых специалистов - учителей.

На сайте «Учительской газеты» проводился опрос, в котором участвовало 1627 педагогов.  На вопрос: «Вы учитель. Сколько бы вы хотели зарабатывать?» 59% опрошенных ответили: « больше 50 тысяч рублей,  22% - 30 – 40 тыс.руб. и лишь 6% учителей ответили 15 – 20 тысяч рублей.      

Уровень заработной платы педработников должна быть не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта РФ (ЧР), при этом размер заработной платы педработников будет зависеть от его квалификации, сложности выполняемой работы, а также качества и результативности его труда, педагогического стажа, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград. По большому счету влиять на свою зарплату учитель сможет, повышая свою квалификацию и набирая баллы стимулирующей части. Это скажется весьма продуктивно для ОУ. В соответствии с комплексом мероприятий, проводимых в рамках программы модернизации образования на повышение заработной платы педработникам школы района предусмотрено дополнительное финансирование этого направления в размере 4,2 млн.рублей до конца текущего года. Что должно позволить достичь среднего прогноза зарплаты учителей на конец года до 13тыс. 100 руб., а в перспективе все это станет одним из условий эффективного решения задачи по получению учителями тех результатов, прописанных в стандарте.

Если мы не создадим эти условия, то нам будет очень сложно требовать от учителя результатов, соответствующих стандарту. Любой учитель мечтает работать в условиях, не только позволяющих использовать современные информационные технологии, в полном объеме проводить лабораторные работы, иметь наглядные пособия, полный комплект учебников и учебных пособий, но и достойную зарплату. Когда все это в совокупности есть - другое настроение у учителя, и у него будет нормальная мотивация к качественной работе.

Но самое главное, выигрывает в этом больше всего ученик. Поэтому и хочется, чтобы каждый день, проведенный учеником в школе, был полноценным, полноправным, чтобы каждый день позволял ему подниматься все выше и выше. И в этом ему помогает учитель. Лучшие учителя района в течение учебного года демонстрировали свое мастерство и эрудицию в республиканских и всероссийских конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях. На слайде вы видите фамилии успешных учителей, которые на  протяжении последних лет готовят победителей и призеров Всероссийских предметных олимпиад. В этом году мы с вами неплохо организовали предметные олимпиады на школьном и районном уровнях. Победителями и призерами III этапа Всероссийской олимпиады стали 16 учащихся школ района, в прошлом году – 8. (На слайде представлены школы и учителя, подготовившие призеров этих олимпиад. Весьма успешно и качественно работают по подготовке школьников к участию в олимпиадах учителя биологии, истории и культуре родного края, по чувашскому языку и литературе, по ОБЖ и технологии, в интеллектуальной игре младших школьников. Их фамилии высвечены на экране. 

К сожалению, в течение последних 5, а может быть и более лет, нет в списке призеров республиканского этапа олимпиады наших учащихся по математике, информатике, физике, химии, английскому языку. Нам надо серьезно проанализировать причины неуспешного выступления учащихся на олимпиадах по этим предметам и организовать правильное методическое сопровождение.

В течение последних  лет отделом образования и молодежной политики также проводится ежегодный мониторинг участия школьников на районном этапе предметных олимпиад. На слайде вы видите рейтинг школ по результатам прошлого учебного года. Лидерами здесь являются среди средних школ – Урмарская, Б.Яниковская, Ст. Урмарская; среди основных - Шигалинская, Б.Чакинская, Чубаевская. К большому сожалению, нет победителей и призеров по результатам прошлого года учащихся Орнарской и Ковалинской ООШ. Не приняли участие в олимпиадах по таким предметам, как обществознание (Б.Яниковская), история (Орнарская), физика (Челкасинская), информатика (9 класс Урмарская), МХК (11 класс – Урмарская).

Это ли не говорит о том, что учителя этих предметов вышеназванных школ проявили безответственность в подготовке школьников к участию в олимпиадах.

В районе сформирован банк данных одаренных детей, позволяющий отслеживать достижения и уровень юного дарования, выстраивать траекторию его индивидуального развития, формировать рекомендации для последующего обучения.

Осуществляется поддержка талантливой молодежи. С 1 сентября 2011 года постановлением главы администрации района для одаренных учащихся, проявляющим особый талант, достигшим значительных результатов в учебе, являющимся победителями и призерами олимпиад разных уровней, турниров, смотров и конкурсов  назначаются 20 именных стипендий в размере 250 рублей ежемесячно.

Стало традицией ежегодное проведение районного конкурса «Ученик года». В этом году конкурс прошел в рамках реализации Послания Президента Чувашской Республики М.Игнатьева Госсовету «В молодежь надо верить» под девизом «Интеллект будущего рождается сегодня». Итоги конкурса подтвердили высокий уровень интеллектуального развития учащихся района. В серьезной борьбе сильных соперников победила Петрова Александра, ученица Большеяниковской СОШ.           

Успешно реализуются инновационные процессы в организации и проведении заключительных массовых мероприятий. Высокую оценку получили такие масштабные мероприятия, как:  «Учитель года», заключительный этап конкурса «Ученик года-2011», «Церемония награждения участников конкурса «Воспитатель года-2011», «Пасхальный благовест», «Пасхальная радость» и др.

В системе образования Урмарского района успешно используется дистанционная форма обучения учащихся, педагогов. С помощью учителей-предметников, учителей информатики, программистов школьники  активно используют возможности компьютерных технологий. Во многих школах района учащиеся имеют свободный доступ к электронной почте и активно работают с информацией в сети Интернет. Учащиеся и педагоги активно участвуют в Интернет - олимпиадах, конкурсах, достигают высоких результатов.

Реализация проекта «Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья» позволило в прошлом учебном году создать условия для организации обучения детей инвалидов. Обучение проводилось по индивидуальным образовательным программам в дистанционной форме.

Этим учащимся (7 человек) предоставлено бесплатное подключение к Интернет и передано соответствующее им компьютерное оборудование. Всего 12 комплектов для этих учащихся и учителям.

Сегодня одна из важнейших задач, которая стоит перед нами - это укрепление и сохранение здоровья детей. Это возможно осуществить  во многом через занятия физической культурой и спортом.         

К сожалению, качество физического воспитания во многих школах не соответствуют современным требованиям, да и интересам школьников. С нового учебного года все образовательные учреждения района должны будут ввести третий час физической культуры. Очень важно, чтобы учителя и руководители поняли, что это действительно необходимость, и чтобы ученики сами поняли, что такое здоровый образ жизни, и продолжал придерживаться его дома. Теперь учителем физкультуры не сможет быть человек в возрасте, который и сам школьный норматив не потянет. Преподаватель физической культуры, как подчеркнул Минобразования и науки РФ, должен являться наглядным пособием здорового образа жизни. Особую тревогу вызывает постановка физического воспитания в начальных классах, это становится особенно важным в связи с принятием новых ФГОС, а также в связи с принятием новых САНПИН.

В ходе подготовки школ к новому учебному году руководители таких школ как Ст.Урмарская, Тегешевская, Б.Чакинская, Челкасинская, Шоркистринская активно поработали по приведению имеющихся спортзалов в соответствие САНПИН, что позволит соблюдать гигиенические и санитарные требования во время учебного процесса. В этих школах сумели отремонтировать давно заброшенные и годами неиспользованные душевые комнаты и туалеты. Руководителям таких школ, как Арабосинская, Кульгешская, Орнарская, Чубаевская, Шигалинская, Шихабыловская ________________ предстоит решать эту задачу в ходе подготовки школ уже к следующему учебному году.

         Следующим нововведением станет при введении 3 часа физкультуры привлечение к его проведению не только учителей физкультуры, но и тренеров, преподавателей учреждений допобразования спортивной направленности. С 01 сентября т.г. стартуют 2 новых проекта, направленные на формирование ЗОЖ у школьников: «Я умею плавать» и « Танцующая  школа». Для повышения профессионального мастерства учителей на базе Педуниверситета будет создан центр повышения квалификации учителей физической культуры.

         Для запуска этих проектов в районе имеются все необходимые условия как в ФСК «Илем», Дом спорта и ДЮСШ.

         Для более качественного проведения мониторингов здоровья в настоящее время решается вопрос о создании в каждой школе оснащённых медицинских кабинетов.

Школьные библиотеки должны стать соучастниками в обучении и воспитании. Они призваны сопровождать учебный процесс, приучать детей к книге и работе с информацией.  Библиотека в школе - должна стать центром культуры и досуга. Именно библиотека создает культурное пространство школы,  распространяя информацию в новых книгах, культурой жизни родного края. Сегодня на первый план в работе школьной библиотеки выходят задачи информированного обслуживания учеников и учителей. При этом очень важно умело использовать в работе современные информационные технологии, интернет, мультимедийную технику.

Как положительное и соответствующим мною сказанному могу отметить работу таких школьных библиотек как Б.Яниковская, Мусирминская, Шоркистринская, Арабосинская, Б.Чакинская и С.Кинчерская. Предлагаю ИМЦ отдела образования активнее распространять положительный опыт этих школьных библиотек в другие ОУ района.

 

Уважаемые коллеги!

 

         Как вы знаете, воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение и внеучрочную жизнь учащихся в школе и за её пределами. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг учащихся должна быть создана такая атмосфера, в которой им, учащимся, будет комфортно и уютно. В связи с переходом на новые ФГОС становится очевидным необходимость повышения статуса  воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов и характера воспитательной работы в каждом ОУ.

         Важным аспектом должна стать ориентация воспитательной работы на личностное развитие ребенка, содействие его социализации. Большие возможности для развития творческой активности школьников развитие должна получить проектная деятельность, которых, к сожалению, недостаточно в наших школах, кроме проектов экологического направления. Имею в виду, проектная деятельность, рассчитанная, как минимум на 3 года. Постоянно общаясь с современными детьми, подростками и их родителями учителя не редко сталкиваются с различными формами агрессивного поведения детей, Мы должны с вами, уважаемые коллеги, найти истоки этого явления и возможности повлиять на него.

         «Трудные» это такие дети, не с которыми нам трудно, а которым трудно без нас, учителей.

         Классным руководителям, социальным педагогам, психологам школ следует постоянно искать и находить и совершенствовать социально-психологические методики и технологии работы с педагогически запущенными детьми, с детьми «группы риска».

Одним из основных показателей эффективности воспитательной работы в районе является уровень преступности среди несовершеннолетних. По итогам 7 месяцев доля детской преступности от общего числа преступлений и правонарушений , зарегистрированных в Урмарском районе составила менее 3% (по республике- 4,4%).. Работа в данном направлении ведётся совместно со всеми субъектами профилактики Урмарского района. За всеми подучётными закреплены общественные воспитатели из числа депутатов и педагогов. Совместно со всеми субъектами профилактики района в рамках акции «Молодёжь за здоровый образ жизни» планируются и проводятся различные мероприятия районного значения (конференции, встречи), Представители КДН, ПДН ОВД по Урмарскому району, МУЗ «Урмарская ЦРБ» являются нашими партнерами в этом деле, активно участвуют в профилактических мероприятиях. Специалисты Центра диагностики и консультирования при отделе образования и молодёжной политики администрации Урмарского района ведут индивидуально-профилактическую работу с детьми «группы социального риска» В результате кропотливой и целенаправленной работы уровень преступности среди несовершеннолетних по итогам 7 месяцев снизился  с 5 до 3 преступлений, снизилось количество подростков, задержанных правоохранительными органами в состоянии алкогольного опьянения, не зарегистрированы случаи употребления  подростками наркотических  веществ.

         Серьёзную озабоченность вызывает рост числа семей и детей, которые находятся в социально опасном положении. Происходит увеличение социального сиротства, ухудшение физического и психического здоровья детей. В данное время в быту широко распространены алкогольные традиции, конфликтный стиль взаимоотношений; отсутствует авторитет родителей и старших поколений семьи. Семья практически утратила контроль за свободным временем детей, проигрывает во влиянии другим факторам социализации. В связи с    ненадлежащим  исполнения своих родительских обязанностей на профилактическом учёте комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Урмарского района состоят 79 семей, где проживают 147 несовершеннолетних.  33% детей района находятся на попечении престарелых родственников, так как родители выезжают на заработки за пределы республики, 71 семья, где проживают 123 школьника состоит на внутришкольном контроле. Объединение усилий семьи и школы и их взаимодействие - одна из острейших педагогических проблем, требующая неотлагательного решения. С этой целью во всех общеобразовательных учреждениях района разработаны программы по работе с семьёй Нам необходимо больше проводить мероприятия с приглашением родителей (праздники, посвящённые Дню семьи, Дню Матери, походы, экскурсии,  День открытых дверей, в ходе которых родители могли бы больше посещать открытые уроки), родительские всеобучи, привлечение родительской общественности к Управлению образовательным и воспитательным процессом школ. Во всех школах созданы Управляющие Советы,  в состав которых вошли родители.

Большое внимание в районе уделяется патриотическому воспитанию детей и подростков. Координацию деятельности образовательных учреждений в патриотическом воспитании осуществляет отдел образования и молодежной политики администрации Урмарского района. Базой для проведения районных мероприятий  в данном направлении является МОУ ДОД «Дом детского творчества». В школах традиционно проходят классные часы, внеурочные  мероприятия, посвящённые Дням боевой славы, встречи с ветеранами, школьные этапы военно-спортивных игр «Зарница», мероприятия в рамках районной акции «Салют, Победа», конкурс патриотической и солдатской песни, акции «С добрым утром, ветеран», «Дети - ветеранам», «Обелиск». В районе ежегодно проводятся месячник оборонно-массовой и спортивной работы, учебно-полевые сборы с учащимися старших классов. Итоговым мероприятием в данном направлении является районные финальные игры юнармейского движения «Зарница», Орлёнок». Ежегодно в них участвуют более 250 детей и подростков. Также 9 мая на Центральной площади п. Урмары ежегодно проходит Парад юнармейцев. С  2010 года на базе МОУ «Большеяниковская СОШ» создан военно-патриотический клуб «Память».    Большую помощь  в проведении районных мероприятий патриотического направления оказывает Военный комиссариат Урмарского и Козловского районов. Эту работу мы должны совершенствовать дальше и в новом учебном году.

          Системе воспитания отводится одна из ведущих ролей в развитии инфраструктуры летнего отдыха детей и молодёжи. Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая поря для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребёнка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. В 2011 году в 8 пришкольных лагерях с дневным пребыванием отдохнуло 332 ребёнка. Все лагеря  являлись профильными, что позволило сделать отдых детей более интересным и полезным для их развития. В  ДОЛ «Романтика» в летний период отдохнуло 149 детей, совместно с Центром занятости было организовано  трудоустройство 360  подростков. Эта работа была бы полной, если б в полной мере решались вопросы финансирования.

         К сожалению, не сумели организовать данную работу руководители Ст.Урмарской средней, Ковалинской, С.Кинчерской, Тегешевской, Шигалинской основных школ.

Большим воспитательным потенциалом обладает дополнительное образование детей. В 3 учреждениях дополнительного образования района занимаются 1511 детей и подростков. К сожалению, имеет отрицательную динамику финансирование системы дополнительного образования, что связано с финансовыми трудностями, возникшими не только в Чувашской Республике, но и по всей России.

Очень актуальной является проблема вовлечения подростков-старшеклассников в систему дополнительного образования. Среди воспитанников учреждений дополнительного образования основную массу составляют дети в возрасте от 6 до 14 лет. Всем известно, что подростковый возраст является самым проблемным с точки зрения воспитания, и нам необходимо занять учащихся данного возраста, направить их энергию в нужное русло. Также в ближайшее время системе дополнительного образования предстоит решать задачу интеграции с системой школьного, профессионального образования.

В течение всего года отдел образования и молодежной политики  администрации Урмарского района  осуществлял реализацию на территории Урмарского района целевых программ «Молодежь Чувашской Республики: 2011 – 2020 г.», «Молоедежь Урмарского района: 2011 – 2020 г.».

Проведено более 50 мероприятий различной направленности.

В районе создан реестр детских и молодежных общественных объединений.

Всего в районе работает 17 детских общественных объединений,  6 – молодежных, отдел образования осуществляет поддержку данных организаций координирует их деятельность за 8 месяцев 2011 года проведено более 15 различных мероприятий, ключевыми стали районный конкурс лидеров детских и молодежных общественных объединений, Фестиваль ДОО и МОО, Участие в республиканских КВН играх, Всего на поддержку использовано средств более 20 тыс.руб. 

Талантливые спортсмены из числа молодых людей поддерживались за счет средств районного благотворительного марафона «именем детства, во имя детства (10000 руб.), 25  активистов молодежного и детского движения  были премированы в рамках празднования Дня российской молодежи (5000 руб.). 

Осуществляются мероприятий по социальной адаптации молодежи на рынке труда. Организовывается временная   занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. В летнее время работают подростковые трудовые бригады – в июне – августе работало 5 трудовых подростковых бригад с охватом 192 подростка, в том числе и трудные.

 Ключевыми мероприятиями в сфере государственной молодежной политики стали: День воина интернационалиста Урмарского района, в рамках которого проводятся соревнования по пулевой стрельбе среди допризывной молодежи, соревнования по лыжным гонкам, конкурсы патриотической и солдатской песни. Акции «Молодежь за здоровый образ жизни», «Молодежь протии в наркотиков», «Весенняя неделя добра», месячник оборонно – массовой и спортивной работы, День призывника Урмарского района , который проводится два раза в год. Юнармейские игры «Орленок» и «Зарница», День молодежи Урмарского района, научно- практическая конференция «Здоровое поколение – здоровая страна»  и т.д.

Всего использовано средств из местного бюджета предусмотренных на программу «Молодежь Урмарского района:2011 – 2020 годы» за  6 месяцев текущего года В размере 50 тыс.руб. (предусмотрено на 2011 год 55 тыс.руб.)

В  районе информационное отражение ГМП осуществляется через районную газету «Херле ялав», сайты образовательных учреждений, также на сайте администрации Урмарского района, создаются тематические баннеры, имеется отдельная информационно – аналитическая строка «Молодежная политика».

Проблемы: активизировать работу в сельских поселениях по созданию молодежных активов, Советов  для более эффективной работы с молодежью  села, работающей молодежью. Вести более активную работу по созданию клубов и объединений «Молодая семья», проводить плановую и целевую работу по созданию условий для возвращения молодых специалистов в Урмарский район.

Модернизация системы образования предполагает совершенствование механизмов управления. Как вам известно, в республике создана служба по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования. На уровне отдела образования также разработаны нормативные акты по вопросам, входящим в его компетенцию в соответствии с действующим законодательством. В прошлом учебном году нами организованы Дни отдела образования и молодежной политики в 5 школах. В ходе инспектирования школ обращали внимание на выполнение основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая предусматривает постепенный переход к новым образовательным стандартам, сохранение и укрепление здоровья школьников, развития учительского потенциала и систему поддержки талантливых детей.

В ходе изучения образовательных учреждений выявлены следующие типичные нарушения:

·        несоответствие учебного плана общеобразовательных учреждений базисному учебному плану  по наименованию учебных предметов;

·        несоответствие расписания уроков учебному плану школы;

·        несоответствие списка учебников, утвержденного учреждением, федеральному перечню учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе;

·        отсутствие локального акта, определяющего порядок рассмотрения и утверждения рабочих программ, их структур;

По итогам изученной работы проведены  педагогические советы, где намечены планы по устранению выявленных недостатков.     

Остановлюсь ещё на одной очень важной проблеме – это обеспечение безопасности образовательного процесса. В ОУ нашего района её реализация идет по следующим основным направлениям:

·        антитеррористическая защищенность образовательного учреждения. Каждая школа должна иметь паспорт безопасности.

·        физическая охрана ОУ  и территории. Задача перед нами поставлена по обеспечению школ и ДОУ средствами видеонаблюдения.

·        противопожарная безопасность. Регулярно в течение учебного года проводились объектовые учения. Эта работа более эффективно должна проводиться и в новом учебном году.

·        охрана труда и техники безопасности

правила дорожного движения, в том числе обеспечение всех 13 школьных автобусов со спутниковой системой «ГЛОНАСС».

В настоящее время практически все ОУ оснащены автоматическими системами пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре. Много, конечно, в вопросе комплексной безопасности зависит, от финансирования. Но, согласитесь, есть в предписаниях надзорных органов замечания, выявленные с так называемыми «человеческим фактором». Будут ли свободными пути эвакуации, научили ли мы правильно действовать детей в экстремальных случаях, научим ли их заботиться о своей безопасности, зависит от каждого из нас.

В последние годы в образовательном пространстве  района продемонстрировали определенный прогресс в развитии государственно – общественного управления.

Во всех школах созданы коллегиальные органы управления с участием представителей родительской общественности и местного сообщества, обладающие комплексом управленческих полномочий.     

Управляющие советы включаются в решении актуальных проблем школы, обеспечивающий заказ интересов и прав участников образовательного процесса, утверждены программы развития школ, оказывают содействие в управлении материальной базой.

Отметить недостаточную работу УС в Большеяниковской, Староурмарской СОШ, Ковалинской, Больешчакинской, Орнарской ООШ в решении поднятых вопросов. Конечно, управляющий совет не призван заменить директора, завучей и учителей школы – он должен их конструктивно дополнить.

Можно говорить о следующих эффектах развития государственно- общественного управления в школах.

·        повышение открытости и прозрачности системы образования

·        рост доверия общества к школе, результатами её деятельности

·        участие общественности, управляющих советов в распределении стимулирующей части оплаты труда. Кое-где это почему-то делается в тайне

·        присутствие общественных наблюдателей в аудиториях 11-х классов и пунктах 9 классов при проведении ЕГЭ и ГИА

·        повышение активности родителей и детей в содействии улучшения материальной базы школы хотели бы, чтобы органы ГОУ участвовали в решении таких задач как внедрение новых образовательных стандартов, в разработке каждой школой своих образовательных программ.

Завершая свой отчет (выступление), должен вам сказать: я лично очень остро ощущаю всю полноту ответственности за предстоящую работу и хочу, что она передалась всем сидящим в этом зале, руководителям школ, ДОУ, учреждениям допобразования, учителям и воспитателям, управляющим советов, главам поселений, депутатам всех уровней, всем, которые призваны дальше совершенствовать  образование Урмарского района.

На пороге 1 сентября. Впереди новый учебный год, связанный с модернизацией системы общего образования. Вступая в новый учебный год, хочу поблагодарить всё педагогическое сообщество Урмарского района за ту работу, которая позволила нам в прошедшем учебном году достичь значимых результатов в развитии и совершенствовании образования, вывести его на новый качественный уровень. В этом есть частица труда каждого работника системы образования.

Счастья вам, здоровья, успехов и улыбок ваших учеников, радости, творчества и новых свершений.

Спасибо за внимание.