Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе Челкасинская ООШ Уливаной Светланы Львовны на тему "Педагогическая команда-главный инновационный ресурс развития школы

    

 

Добрый день, уважаемые коллеги, участники конференции!

Новое время - новая школа. Так, наверное, можно определить девиз современных школ, работающих в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Слово «новый» является ключевым для всего образования. Все должно стать новым: и облик школы, и ее инфраструктура, и учебники, и методы обучения и воспитания.


 И урок надо проводить по- новому. Важно, чтобы новые идеи не ухудшили положение российской системы образования, нельзя забывать о наших лучших школьных традициях.

Государство объявило повышение качества образования одним из приоритетных направлений. Повышение качества образования  - процесс сложный и должен решаться комплексно. Нужно создавать условия. Эти условия создает не один учитель, не администрация, а команда единомышленников.

Челкасинская школа – основная общеобразовательная.

       

Школа небольшая,  около 100 учеников, в 2-х дошкольных группах – 35 воспитанников. Наши дети ничем не уступают своим ровесникам из других школ. Постоянные мониторинги качества преподавания образовательных дисциплин, показатели выпускных экзаменов за курс основной школы показывают положительную динамику качества знаний. По итогам районных предметных олимпиад школа является одной из лидеров среди основных школ района. Учащиеся ежегодно принимают участие в конкурсах, научно – практических конференциях, олимпиадах районного, республиканского уровней и занимают призовые места в таких конкурсах, как «Эксельсиор!», «Я- исследователь», «Николаевские чтения», «В поисках истины» и др. Все это результат кропотливой работы наших учителей.

Если дети  – жизнь школы, то учителя – ее богатство. Именно от учителя зависит, какими людьми станут наши ученики завтра, каких успехов они добьются. Педагогическая команда – главный инновационный ресурс развития школы. Не скрывая можно сказать, что учителя нашей школы – это единая команда, потому что их объединяет одна задача, одна цель, одно стремление. Мне приятно видеть каждый день лица своих коллег, чувствовать поддержку профессионалов своего дела. В настоящее время в нашем коллективе трудится 14 учителей, 3 воспитателя. Все они имеют соответствующее педагогическое образование.

   

 3 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 9 учителей – первую, 3 воспитателя – 2 квалификационную категорию. А в этом году еще один учитель подал заявление для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию. Таким образом, 23 % учителей в нашей школе с высшей квалификационной категорией. Средний возраст учителей- 38 лет.  5 учителей являются выпускниками нашей школы.

Новая жизнь требует от каждого еще лучшей работы, т.е. качества и результативности труда. Многие педагоги школы имеют большой опыт, и они по праву заслужили уважение своих коллег, родителей, учащихся, населения. 30 и более лет работают в школе Васильева Г.В., Петрова И.Г., Иванова Е.И.

 

Среди лучших учителей – обладателей гранта Президента Российской Федерации, Президента Чувашской Республики  2 учителя нашей школы: Максимова Т.И., учитель начальных классов, учитель с высшей квалификационной категорией, победитель конкурса 2009 года.

 Михайлова А.В., учитель чувашского языка и литературы, культуры родного края,-  победитель этого же конкурса 2010 года.

Смирнова С.И., Иванова Г.П., Евсеева Н.М., Семенова Е.В., Степанова А.М.  поднимают имидж  школы выступлениями своих воспитанников в различных конкурсах, конференциях, являются руководителями исследовательских, проектных, творческих работ учащихся. Ведь сегодня в корне меняется роль педагога! Это уже не только носитель знаний и информации, «всезнающий оракул», а организатор, консультант, коллега по решению проблемы, добыванию необходимых знаний. Учитель и ученик должны переживать вдохновение творчества. Я знаю, что во многих школах района, республики ведется работа по внедрению проектного обучения. Наша школа участвует в различных проектах. Я и сама с удовольствием осваиваю проектную культуру. Захватывает атмосфера поиска! Ведь как здорово видеть горящие глаза своих  воспитанников, когда они сами совершают открытия, ставят и решают самые разные творческие задачи, приобретают практический опыт, выступают на конференциях района, республики и занимают призовые места.

Многое делается в школе для сохранения и укрепления здоровья и ребят, и учителей, приобщения их к  спорту и туризму. В этом направлении активно работают учитель  физкультуры Паденьков В.Н. и учитель географии Агапов С.И.  «Большие гонки», «Малые олимпийские игры», «Молодецкие забавы», туристические соревнования проводятся не только для детей, но и для учителей.

Хочется отметить старание самоутвердиться на педагогическом поприще  Федоровой Елены Петровны, которая 5-ый год преподает физику в родной школе. Увлеченная физикой, прививает у детей любовь к этому сложному предмету, астрономии. А какие познавательные, интересные занятия элективных курсов  проводит она по физике!

Педагоги нашей школы понимают, что на современном этапе недостаточно дать только академические знания ребенку, надо развить функциональную грамотность, научить учиться, общаться, применять знания в жизни, т.е. подготовить личность, способную по окончании школы социально адаптироваться, самореализоваться.

Педагогическая команда школы находится в  поиске новых методов и форм обучения, каждый педагог изыскивает личные ресурсы, применяя на практике инновационные образовательные технологии. Время требует компетентностного подхода в обучении. А чтобы развить это качество у обучающихся, учителю самому надо быть компетентным по многим образовательным позициям. Именно поэтому учитель начальных классов  Смирнова С.И. по своей инициативе прошла курсы в Москве в Академии повышения  квалификации, а в  ноябре прошлого года участвовала в  ХШ  Всероссийской конференции, проходившей также в Москве, посвященной проблемам развития Образовательной системы «Школа 2100». Надеюсь, это будет хорошим примером для наших учителей.

Наши учителя щедро делятся накопленным педагогическим опытом с учителями района, республики: показывают мастер – классы, печатаются в педагогическом журнале «Халах шкуле»,  выпускают брошюры. Методические рекомендации, разработки уроков Ивановой Г.П., Максимовой Т.И., Евсеевой Н.М. нашли активное применение у коллег.

Вывести систему образования на новый качественный уровень, отличающийся от существующего улучшением условий, процессов и результатов образовательной деятельности,  без поддержки родителей невозможно. Нас радует тот факт, что стремление обновлять, улучшать свою работу, изменить условия воспитания детей поддерживается родителями. Большинство родителей участвуют в благоустройстве школы, детского сада, участвуют в оценке деятельности нашего учреждения под руководством Управляющего Совета.

Мы, учителя, хорошо понимаем, чтобы воспитать нынешних детей достойными людьми, необходимо постоянно работать с социумом, тем более что на селе все на виду и  каждый знает друг друга.

У школы своя программа взаимодействия с селом. Партнерская, а не просто шефская, как когда – то. Воспитание видим в труде. Трудом, умственным и физическим, можно заинтересовать ученика, подготовить  к будущей жизни, а, главное, помочь ребенку поверить в собственные творческие силы.

Школьники помогают в поддержании чистоты на улицах, сажают деревья, облагораживают родники, помогают престарелым. В это засушливое лето возникла проблема сохранения родников. 2 родника нашего села были взяты нашими учениками под защиту. Почти все деревца, высаженные ребятами весной этого года, не погибли благодаря старанию школьников. Дети поливали деревца водой из ближнего пруда.

Тесная связь сложилась у наших детей с сельской библиотекой, домом культуры. Ни одно мероприятие в селе -  концерт, вечер - не обходится без школьников или учителей  Челкасинской школы.

Таким образом, педагогическая команда школы в составе: учителей, воспитателей,  представителей сельской администрации, социума -  успешно работает и  добивается успехов на основе общих ценностей  и поставленных задач, благодаря  взаимопониманию, способности к согласованию своих позиций.

Хотелось бы остановиться и на проблемах школы.

В школу приезжают учиться дети из близлежащих деревень Анаткасы, Ново – Шептапхово, которые добираются на рейсовом автобусе. Хотя бы маленький микроавтобус решил бы эту проблему. Хотелось бы, чтобы государство не обделяло основные школы по вопросам оснащения. Современное оборудование поступает в основном  для базовых школ, а нам приходится по возможности  находить средства. А ведь основа знаний закладывается именно в основной школе.

Свое выступление хочу закончить словами признательности учителям, благодаря которым и вопреки всему каждая школа живет насыщенной интересной жизнью.

Хочется сказать всем моим коллегам: в России во все времена учитель являлся властителем дум.  И пусть будет так и в двадцать первом  веке!