Выступление учителя чувашского языка и литературы Ковалинской ООШ Аваковой Надежды Юрьевны по теме "От идей лучших отечественных школ к "нашей новой школе"

Авакова Надежда Юрьевна, учитель чувашского языка и литературы МОУ «Ковалинская ООШ»

 Сегодня в России и во всем мире происходят очень важные для всех сфер жизни изменения. Эта ситуация особым образом отражается на школе, на тех основных концептуальных подходах, которые определяют реальную политику развитие школьной жизни.


На вопрос, в каком направлении будет развиваться школа, пытаются ответить многие.  Из истории педагогики прекрасно знаем о существовании лучших отечественных школ:  школа Януша Корчака, гимназия  К. И. Мая, Царскосельский лицей пушкинской поры, школа И. Я. Яковлева и многие другие,  которые позволяют использовать свой положительный опыт и стимулировать некоторые важные процессы для развития образования.

          

         На мой взгляд,  учителям стоит больше знать об основных идеях педагогики лучших школ, которые помогут найти решение непростых  задач современного общества в деле обучения и воспитания наших детей.

  Мне, как учителю чувашского языка и литературы, близко наследие И.Я.Яковлева, идеи которого перекликаются с направлениями  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

 Одной из главных своих задач И.Я.Яковлев считал борьбу «против невежества», стоял за широкое распространение просвещения для родного и других народов Поволжья и России. Он    был ярым противником сословно-классового образования, являлся сторонником общедоступной школы для всех нацио­нальностей, реального (профессионального) образования (Симбирская школа Яковлева имела четыре мастерские, с/х ферму, пасеку и др.) Родной и русский языки И. Я. Яковлев рассматривал как средство укрепления связи обу­чения и воспитания с жизнью народа и страны. Он считал первым делом для всех народов обучение грамоте на родном языке. Важное место уделял воспитанию любви к родному краю, народу, Родине и дружбе с людьми разных национальностей.

          Условием успешного воспитания подрастающего поколения Яковлев считал разумную любовь к детям. Эта мысль проходит красной нитью и в гимназии К.И.Мая «Сперва любить – потом учить». Но любовь к ребенку, по мнению Мая должна быть требовательной, без поблажек и снисхождения. Гимназия Мая важное место в системе воспитания и образования учащихся уделяла быстрому выявлению индивидуальных особенностей каждого ученика. Это нашло отражение в системе поддержки талантливых детей в национальной образовательной инициативе, где сказано, что должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

        Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.   Согласитесь, все эти задачи исходят от идей лучших школ педагогического наследия.   

Ковалинская школа - одна из старейших школ   Республики. Она основана в 1847 году при содействии чувашского просветителя И. Я. Яковлева. За годы  своего существования школа стала подлинным очагом культуры и просвещения для ближайших деревень: Ковали, Буинск, Старое Муратово, Систеби, Чиршсирма.

 Изучив  и проанализировав Президентскую Программу «Наша новая школа», педагогический коллектив наметил основные направления работы:

·          Составление и принятие образовательной программы и плана развития школы ;

·          Улучшение материально-технической базы;

·          Улучшение условий работы работников школы;

·          Благоустройство школы по принципу «Школа – для детей»;

·          Внедрение информационных технологий во все сферы деятельности;

·          Введение статистики и мониторинга;

·          Тесное сотрудничество с органом общественного управления школой – Управляющим Советом .

 «Кадры решают все»- понимая это, администрация  школы ведет целенаправленную работу по формированию высококвалифицированных  педагогов, мастеров своего дела. Учителя систематически  повышают свою методическую и педагогическую квалификацию через прохождение курсов и аттестации.    В   педагогическом коллективе  16 учителей, из них 1 учитель имеет высшую квалификационную категорию(6%),  10 - первую (63%), 4 - вторую(25%). Один учитель  имеет звание «Заслуженный деятель культуры», 9 учителей награждены отраслевыми грамотами МО РФ и ЧР.

Учитель- ключевая фигура в обществе. У нас немало педагогов, которыми мы можем по праву  гордиться:

        Бормисова Эльверина Ивановна- призер Республиканских конкурсов «Воспитать человека» и «Горящие сердца»,  лауреат Районного конкурса «Сердце отдаю детям».

Авакова Надежда Юрьевна- в 2009 году вошла в список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями РФ (Грант Президента РФ), финалист Республиканского конкурса «Самый классный классный», призер Районного конкурса «Учитель года- 2010».

        Федорова Светлана Михайловна-учитель начальных классов-  финалист Районного конкурса «Самый классный классный», лауреат Районного конкурса «Сердце отдаю детям».

        Николаева Ираида Михайловна и Софронова Людмила Николаевна- призеры районного конкурса сайтов школьных учителей.

        Наш коллектив находится в постоянном творческом поиске.  Цель школы: переход школы на личностно-ориентированное обучение и воспитание в рамках национального проекта.         Мы добиваемся того, чтобы каждый ученик в школе имел возможность творчески самореализоваться и подготовиться к жизни. В школе введено раннее изучение информатики. Практически каждый школьник умеет пользоваться компьютером. Со 2 – го класса изучается английский язык. Введено предпрофильное  обучение в 9  классе, которое помогает учащимся  при выборе экзаменов. После успешной сдачи экзаменов ученики нашей школы   продолжают обучение в 10-11 классах УСОШ № 1, в других учебных заведениях республики по выбранным профилям.

Учащиеся начальных классов обеспечены  новым  необходимым  оборудованием и наглядными пособиями, поступившими  в рамках КПМО, в школе ведется работа по оборудованию медкабинета.

Информационные технологии превратились в средство обеспечения учащихся качественным образованием.  В школе создана материально-техническая база ИКТ – имеются 10 персональных компьютеров, спутниковая антенна, выход в Интернет, работает электронная почта. Сегодня в нашей школе на 1 компьютер приходится  9 учащихся. Интернет стал неотъемлемой частью учебно-воспитательного  процесса,  он  необходим для повышения учебной мотивации обучающихся и качества  преподавания, для достижения более высокого уровня образовательных результатов: в прошлом году команда школы  участвовала в Международной Интернет – олимпиаде по физике и показала неплохой результат: мы прошли во второй тур, а по Чувашии у нас лучший показатель (руководитель- учитель физики Софронова Л. Н.), под руководством учителя чувашского языка и литературы учащиеся приняли участие в Интернет- олимпиаде, посвященной 110- летию  Михаила  Сеспеля (4 уч-ся стали призерами), один ученик стал призером  Интернет- олимпиады в честь К. В. Иванова. Ежегодно участвуем в Интернет- игре «КИТ» ( руководитель Капитонов В. В.)

         Приоритетным направлением лучших отечественных школ считалась пропаганда здорового образа жизни.  В нашей школе этому направлению уделяется немаловажное значение. Учащиеся  охотно занимаются в кружке «Туризм  и краеведение» (руководитель Бормисова Э.И.). Они участвуют на районных и республиканских соревнованиях, занимают призовые места: 2 года подряд команда школы приняла участие на республиканском слете туристов, краеведов, экологов.     В конкурсах  по спортивному ориентированию и краеведению   визитка команды заняла 1 место. Ежегодно учащиеся школы становятся  победителями   районных зимних и летних турслетов.

        В целях укрепления здоровья учащихся по графику организовано посещение бассейна ФСК «Илем».

         

                                    

         В течение прошлого учебного года 62 учащихся получили  возможность в зимнее время заниматься плаванием. Самое главное, 5 учеников научились плавать. Наши дети посещают кружки Дома спорта п.Урмары: по велоспорту – 7 учеников, по вольной борьбе – 40 учащихся. Имеются призеры спортивных соревнований по вольной борьбе  Александров А., Таратина Н., Семенов Д, Горшкова Ю., Скворцов Д, Павлов А,  Ширеева А, Смирнова Т, АваковА, Таратин А.

  Круглогодично проводим множество спортивно- оздоровительных мероприятий с охватом практически всех школьников. В традицию вошли  мероприятия, проводимые совместно с родителями учащихся, такие, как туристический слет «Осенний лист»,  Зарница, Масленица,  «Школьный акатуй», лыжные гонки в честь памяти Александра Смирнова, участника чеченских событий .

В школе создана  волонтерская команда  «Надежда», работают тимуровские отряды ,  которые оказывают посильную помощь ветеранам ВОВ, вдовам, воинам – интернационалистам и шефствуют  над ветеранами педагогического труда.

              

Волонтерской командой «Надежда»  создана электронная  книга о героях войны «Память»,  реализуется проект «Дети – ветеранам».

        Стараемся выявлять талантливых детей и поддерживать их. В школе утверждена и работает программа «Одаренные дети».

                     

     Как и в других школах, в нашей тоже есть талантливые дети:  Прокопьева Анна -  призер республиканского фестиваля детского и юношеского творчества  по противопожарной     тематике, Александрова Кристина, Авкова Анастасия, Тарасов Павел  – призеры  Всероссийских  конкурсов  «Я помню! Я горжусь!..», «Эстафета поколений», посвященных  65 – годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

         Гордостью школы является Яковлев Дмитрий- ученик 7 класса- победитель районных, республиканских, всероссийских соревнований по велоспорту. В его копилке 25 медалей, по результатам соревнований он приглашен в этом году в школу Олимпийского резерва г.Москвы, где в данное время учится ученик нашей школы Чубуков Никита, который выполнил разряд мастера спорта,  а с 2007 года  в школе Олимпийского резерва г.Санкт-Петербурга    обучается  Мальков Алексей.

               Школа не стоит на месте, мы стараемся шагать в ногу со временем, готовить будущих строителей гражданского общества и правового государства. Свою работу осуществляем в рамках программы «Наша новая школа» и на основе богатейшего опыта отечественных школ.