Уважаемый глава администрации Урмарского района, уважаемые учителя и участники конференции!
«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. По-настоящему современным может считаться то образование, настроенное на непрерывное обновление, на постоянные преобразования»- говорил Дмитрий Медведев в своём Послании Федеральному Собранию
С 1 сентября 2011 года все Российские школы готовятся перейти на новые образовательные стандарты.
Для первой ступени общего образования представлены четыре возможных варианта учебного плана обучения. Для нас приемлем 4 вариант.
Вариант 4 базисного учебного (образовательного) плана предназначен для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на родном (нерусском) языке.
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений РФ Начальное общее образование Вариант 4 | |||||
предметы Классы |
Количество часов в неделю |
Всего часов | |||
I |
II |
III |
IV | ||
Инвариантная часть |
| ||||
Русский язык и литературное чтение |
4 |
6 |
5 |
6 |
21 |
Родной язык и литературное чтение |
5 |
5 |
6 |
5 |
21 |
Иностранный язык |
– |
2 |
2 |
2 |
6 |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Искусство (музыка, ИЗО) |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Итого |
20 |
24 |
24 |
24 |
92 |
Вариативная часть ( 6-дневная учебная неделя) |
– |
1 |
1 |
1 |
3 |
Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
20 |
25 |
25 |
25 |
95 |
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) * |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Всего к финансированию (6-дневная учебная неделя) |
30 |
35 |
35 |
35 |
135 |
*Примечание:
Внеурочная деятельность | |||||
Классы |
I |
II |
III |
IV |
Всего |
Спортивно-оздоровительное |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Художественно-эстетическое |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Научно-познавательное |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Военно-патриотическое |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Общественно-полезная деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Проектная деятельность |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Итого |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
По новым образовательным стандартам наши выпускники начальной ступени должны быть деятельными и активными, любознательными, инициативными, открытыми внешнему миру, доброжелательными и отзывчивыми; у них должны быть такие качества личности, как положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающей среде и навыки самоорганизации и здорового образа жизни.
В новом стандарте особое место уделяется экологическому образованию и воспитанию.
Создание экологосообразной образовательной среды должна обеспечивать присвоение компонентов экологической культуры: повышение качества окружающей среды, художественно-эстетическая деятельность по преобразованию и организации окружающей среды, формировать устойчивую здоровьесберегающую среду для развития духовно-гуманистических основ личности;
В Послании Президента Чувашии государственному Совету Чувашской Республики Н.В.Фёдоров говорил:«Современный мир пришёл-таки к тому состоянию, когда стало понятно, что дальнейшее развитие цивилизации может быть только в гармонии с природой, а не за счёт неё. Необходимо добиться, чтобы все жители республики научились повседневно заботиться о природе, чутко реагировать на то, что с ней происходит. Это должно стать стилем, нормой жизни, отличительной чертой мировоззрения и поведения живущих в Чувашии.»
Бережливость и экологическая культура должны прививаться с раннего детства.
Особое место в экологическом образовании занимает начальная школа. Это связано прежде всего с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности ребёнка, его отношения с природой и обществом. Именно природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка, потому что природа окружает его с первых дней жизни. Она даёт ребёнку массу впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать ещё неопознанное и незнакомое. Отчуждение от природы ведёт к дефициту эмоций и чувств, что является основной причиной неврозов, психических заболеваний, депрессий – человек не чувствует гармонию с окружающим миром и самим собой. Проблема сохранения и укрепления здоровья неразрывно связана экологическим воспитанием и образованием, так как человек есть часть природы. А именно – создание условий для формирования у младшего школьника интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, которые создают основу для правильного, ответственного и доброго отношения к среде обитания и к своему здоровью. Эта задача стоит перед нами.
В учебной деятельности экологическое образование происходит на всех уроках, но в основном большое место отводится урокам окружающего мира. Этот предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников умений проводить наблюдений в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, т. е. основы адекватного поведения в окружающей среде, что составляет основы экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей. Происходит это и на уроках математики через решение задач экологического характера, на уроках чтения – через обсуждение содержания произведений, а также на уроках изобразительного искусства и технологии. В то же время я считаю, что полноценное экологическое воспитание невозможно только на уроках.
Ассоциацией учителей начальных классов нашего района проделано немало работ по изучению и апробации стандарта нового поколения:
- учителя постоянно повышают свои квалификации;
- на базе Большеяниковской школы был организован семинар для учителей начальных классов по обсуждению проекта нового стандарта с участием методистов республиканского института образования с показом прекрасных открытых уроков учителями начальных классов;
- фестиваль уроков учителей начальных классов по новым инновационным технологиям на базе Мусирминской СОШ показал творческую активную работу наших учителей;
- в 2009-2010 учебном году учителя начальных классов Урмарской СОШ №1 участвовали в эксперименте для апробации проекта нового стандарта, где учителя показали творческую работоспособность, широкую инициативу и весь свой богатый опыт.
- Совет Ассоциации организовал в этом году конкурс исследовательских работ по изучению своего родного края на тему «Я край свой люблю!». Эколого-биологическое и туристско-краеведческое направление, поисково-исследовательская деятельность, единое пространство развития ребенка носит высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом, поэтому именно в этой деятельности очень рано и наиболее ярко проявляется общее психическое развитие младших школьников, формируются их способности. В конкурсе исследовательских работ было представлено много интересных работ учащимися 4-х классов из всех школ района, которые охватили весь наш район с разной точки зрения: были исследованы родники деревень, старинные камни; железная дорога, проходящая через наш район; овраги и парки, знаменитые люди нашего края.
- Для создания экологосообразного учебного процесса советом Ассоциации был проведён конкурс рисунков «Природа и фантазия», где учащимися 2-4-х классов школ района была показана вся красота и сказочность природы нашего края.
- В воспитании чувства единения со всем живым в мире через познание природы, формировании стремления к гармоничным взаимоотношениям с другими через осознание ценности общения, освоение традиций и обычаев народа формируются правила и нормы поведения в современном обществе.
В феврале этого года ассоциация начальных классов организовала и провела фестиваль чувашских песен и игр. Отрадно отметить, что участвовали все школы, где сольными номерами и фольклорными группами в чувашских национальных костюмах было доказано, что чувашский край действительно является краем ста тысяч прекрасных песен. 1-е призовое место в номинации «Чувашская песня» разделили между собой учащиеся начальных классов Урмарской СОШ №1 и Шигалинской ООШ. А в номинации «Фольклор» лидирующую позицию заняла фольклорная группа Челкасинской ООШ с номером «Ача-пача ваййисем».
Остановимся на работе методического объединения начальных классов нашей школы.
В своем развитии наша Староурмарская СОШ ориентируется на следующие приоритетные ценности: патриотизм, жизнь в согласии с собой, с другими людьми, с природой, труд, семья, здоровье как основа жизнедеятельности. Учителя начальных классов нашей школы работают над повышением профессионального мастерства в овладевании информационно-коммуникационными технологиями, широко используют экологическое воспитание и здоровьесберегающую технологию в своей работе.
Учащиеся 1-4-х классов уже третий год шефствуют над парком Победы, который был создан в 1985 году. Учащиеся начальных классов часто проводят там экологическую чистку, участвуют в посадке деревьев совместно со старшеклассниками (в прошлом учебном году площадь парка увеличилась), ухаживают за молодыми саженцами, охраняют парк. Об этом писали даже в районной газете «Херле ялав. Здесь мы проводим уроки окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и физкультуры (зимой прокладываем там лыжню, есть там условия и для создания маленьких горок). Учащиеся начальных классов зимой вешают там кормушки и следят за подкормкой птиц.
В этом учебном году учащимися 4-х классов под руководством Меркурьевой И.Г. была проделана исследовательская работа на тему «Изучение видового и экологического состояния деревьев, растущих на территории парка Победы деревни Старые Урмары».
Хочется отметить, что учителя начальных классов нашей школы широко используют в своей работе поисково-исследовательскую, проектную деятельность.
На районный конкурс исследовательских работ учащиеся 4-го класса нашей школы под руководством Меркурьевой И.Г. было представлено работа на тему «Ветераны Великой Отечественной войны». Это ветераны, которые в данное время живут и держат связь с учащимися школы.
В нашей школе часто проводятся дни Здоровья с выходом на природу, конкурсы рисунков, праздники с катанием с гор в овраге, народные гуляния на природе, разные туристические конкурсы и игры в лесу, очистку доступных территорий от мусора, весёлые старты, беседы о природе не только в классных помещениях, а именно на природе. Мы считаем, что свежий воздух, движение, физическая нагрузка, постоянное общение, трудности и их преодоление – всё это закаляет, развивает физически, воспитывает нравственно и экологически. Дети тренируют мышцы, сердце, развивают мышление и смекалку, становятся надёжными товарищами. В таких мероприятиях развиваются душа и ум школьника, растёт понимание красоты окружающей природы и любовь к Родине, школьник здоровеет душой и телом.
А учительница Никифорова Е.Н. почти все классные мероприятия старается проводить совместно с родителями, которые активно включились в школьную жизнь: родители вместе проводят праздники, совместные с детьми собрания, спортивные праздники, экологические викторины, туристические походы (часто в походах можно увидеть и бабушек, которые с удовольствием веселятся вместе с детьми). Дети очень любят ходить в походы. Хочется отметить, что именно совокупность природных факторов действует на человека успокаивающе, благотворно.
Это учащиеся начальных классов показывают пример старшеклассникам, как они ежегодно устраивают экологическую чистку по деревне, в ходе которого устраивают сбор металлолома совместно с родителями и занимают лидирующее положение по результатам школы.
В нашей школе каждое мероприятие снимается видеокамерой, иногда даже во время работ и отдыхов активисты школы под руководством Антонова С.Н. стараются улавливать такие смешные кадры, что когда дети просматривают эти видеофильмы, они так искренне и благодарно смеются и радуются.
Именно так наши дети получают первоначальный опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе, усваивают элементарные представления об экокультурных ценностях, получают первоначальный опыт участия в природоохранительной деятельности.
Результатом работы учащихся начальных классов является то, что в старших классах они увереннее чувствуют себя; посещают кружок «Юный эколог», который проводится под руководством учителя биологии и химии Антоновой М.А, где проводятся поисково-исследовательские работы по изучению экологического состояния местности нашей деревни, осуществляются чистки и благоустройства родников. Это наши ученики в старших классах занимают призовые места на олимпиадах и конференциях: так в прошедшем учебном году ученица 11 класса Васильева Кристина заняла 3 место на районной олимпиаде по экологии; ученица Егорова Олеся -2 место по экологии; ученик 10 класса Еливанов М. на районной олимпиаде по физкультуре занял 1 место; ученик 10 класса Фёдоров Г. на районной олимпиаде по ОБЖ – 1 место; ученица 7 класса Сереброва Т. на районной олимпиаде по биологии заняла 3 место;
Решение экологических и социальных проблем как глобального, так и регионального характера возможно только при создании нового типа экологической культуры, экологизации образования в соответствии с актуальными потребностями личности и гражданского общества. Педагогическими условиями, способствующими формированию эколого-ориентированного сознания младших школьников, являются создание эколого-ориентированной среды и активизация поисково-исследовательской деятельности эколого-ориентированного характера, способствующей обогащению эколого-ориентированного опыта ребенка; организация взаимодействия с родителями.
В новом стандарте для таких творческих работ выделено специально 10 часов внеучебной деятельности. Так что творите, выдумывайте и дерзайте!
Уважаемые учителя, воспитатели и участники конференции. Разрешите поздравить Вас с началом нового учебного года и пожелать Вам профессиональных успехов и творческих идей в реализации нового государственного стандарта второго поколения, здоровья, счастья, благополучия Вам.