Матросова Светлана Николаевна, методист ИМЦ-заместитель директора по ИКТ
Новый этап информатизации школ. Почему новый этап? Связано это с тремя очень важными для нас событиями, которые происходят в 2010 году:
1. 2010 год – год завершения сроков реализации программ информатизации, принятых общеобразовательными учреждениями района в 2007 году и переход на новую ступень информатизации школ.
2. 2010 год – год перехода на свободное программное обеспечение.
3. Широкое внедрение в систему образования моделей интегрированного и дистанционного образования.
Начнем с итогов реализации программ информатизации школ. В 2007 году во всех общеобразовательных учреждениях Урмарского района была принята Программа информатизации Необходимо отметить, что большинство школ отнеслись к этой программе с большой ответственностью. Межшкольный методический центр Урмарского района проводил постоянный контроль и мониторинг реализации программы в каждом учреждении. Ежегодно в октябре школьные команды по информатизации публично отчитывались о проделанной работе и намеченных планах.
Выполнение Программы хорошо отслеживается в:
1. МОУ «Урмарская СОШ №1 им.Г.Е.Егорова»
2. МОУ «Большечакинская ООШ»
3. МОУ «Шигалинская ООШ»
4. МОУ «Кульгешская ООШ»
5. МОУ «Большеяниковская СОШ»
6. МОУ «Мусирминская СОШ»
7. МОУ «Шоркистринская СОШ»
8. МОУ «Тегешевская ООШ»
9. МОУ «Ковалинская ООШ»
10. МОУ «Кудеснерская ООШ»
11. МОУ «Чубаевская ООШ»
12. МОУ «Синекинчерская ООШ»
Хочется отметить следующие положительные моменты, достигнутые школьными командами в этом направлении:
1. За годы реализации программы во всех общеобразовательных учреждениях района созданы, размещены в сети Интернет и постоянно обновляются школьные сайты. Это несмотря на то, что здесь мы столкнулись со множеством проблем по использованию специальных программных продуктов для конструирования сайтов. И как только мы научились более или менее пользоваться конструктором сайтов «E-publish», как тут же мы вынуждены переходить на другой конструктор для размещения своего школьного сайта на единый портал образования ЧР. Где опять же нам пришлось осваивать все заново.
2. Школьные команды успешно осваивают технологию проведения локальной сети в школе и подключения к Интернету компьютерных классов, не получая при этом ни помощи специалистов, ни материального поощрения. На помощь тут приходит взаимовыручка, что очень похвально.
3. Регулярными стали конкурсы сайтов общеобразовательных учреждений, персональных сайтов педагогических работников, конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ», конкурс сайтов ассоциаций учителей-предметников, конкурс школьных пресс-центров. В этом году мы провели районный фестиваль творческих работ детей – видеороликов «Молодое поколение за экологическую безопасность». С каждым годом увеличивается количество конкурсов, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий. И, надо отметить, что наши педагоги уже с большой уверенностью и желанием принимают в них участие.
4. Успешно работает в последние годы электронный документооборот между районным отделом образования и общеобразовательными учреждениями. Электронная почта стала самым удобным и самым быстрым средством доставки документов и первой необходимостью для администрации каждого учреждения.
5. Существенно повысился уровень ИКТ-компетентности педагогических работников района. Доказательством тому являются следующие показатели:
· 90% учителей владеют навыками работы на компьютере, 75% -активно используют их в своей деятельности;
· 222 учителя-предметника имеют персональные сайты (158 сайтов было в 2008-2009 уч.году);
· все открытые уроки, мастер-классы педагоги проводят с использованием компьютерной техники, активно используется ИКТ на уроках, во внеклассных мероприятиях. Наверное, не случайно, на учителей нашего района выпала ответственная миссия в рамках открытия Года учителя в нашей республике – проведение одного из 5 публичных Интернет-уроков.
Об активации использования информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании подрастающего поколения в нашем районе доказывает тот факт, что за этот учебный год было проведено 4 мероприятия в режиме on-line:
В рамках юбилейной научно-практической конференции, которая проходила 29 октября в ЧРИО, учителями Урмарской школы Николаевой К.А. и Матросовой С.Н. был показан мастер-класс на тему «Использование ИКТ во внеурочной деятельности» в режиме on-line.
1. 29 января учитель информатики Матросова С.Н. и учитель математики Шмелева Т.Л. Урмарской школы №1 провели публичный интегрированный урок на тему «Расчет коэффициента информационной культуры».
2. 7 мая 2010 года ученики этой же школы стали участниками Всероссийского Интернет-парада, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
3. Также в преддверии годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, Чувашским республиканским институтом образования и органами управления образованием проводился Республиканский конкурс «Я помню своих ГЕРОЕВ». В конкурсе приняли участие три команды Урмарской школы №1, 1 команда Большеяниковской средней школы и 1 команда Мусирминской СОШ. Из 50 команд в финал конкурса прошли 7 команд. В том числе I место заняла команда школы МОУ «Урмарская СОШ №1 им.Г.Е.Егорова». Это - ежегодный конкурс, проводимый в рамках реализации программы корпорации INTEL «Учимся с INTEL. Путь к успеху». И каждый год команда МОУ «Урмарская СОШ №1 им.Г.Е.Егорова» занимает в нем 1 места, а в 2009 году школьная площадка МОУ «Урмарская СОШ №1 им.Г.Е.Егорова» заняла 3 место среди общеобразовательных учреждений Российской Федерации, внедряющих программу «Учимся с INTRL». За достигнутые успехи в реализации программы Intel «Путь к успеху» МОУ «Урмарская СОШ №1 им.Г.Е.Егорова» приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики №1031 от 18.06.2010 была включена в число трех школ республики для создания опорно-экспериментальной площадки по внедрению уже новой модели Intel «Один ученик: один компьютер». 19 августа на республиканской конференции школе вручили сертификат на получение 25 нетбуков.
Все эти мероприятия проходили в режиме видеоконференции, что говорит о высоких возможностях использования информационно-коммуникационной технологии в системе образования Урмарского района.
Также повысилась активность участия педагогов района в различных интернет-конкурсах, олимпиадах, фестивалях, где оценивается уровень владения педагога современным мультимедийным оборудованием. Хочется отметить достижения некоторых мастеров своего дела:
1. Никифорову Людмилу Федоровну, учителя культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ»; Иванову Ирину Анатольевну, учителя информатики МОУ «Шигалинская ООШ»; Николаеву Галину Николаевну, учителя чувашского языка и литературы МОУ «Кудеснерская ООШ»; Прокопьеву Юлию Георгиевну, учителя географии МОУ «Урмарская СОШ №1 им.Г.Е.Егорова», занявших 1 места по итогам районного конкурса инновационных проектов «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном творчестве работников образования» в номинации «Школьные годы чудесные»;
2. Иванову Надежду Васильевну, учителя химии МОУ «Арабосинская ООШ»; Никифорову Людмилу Федоровну, учителя КРК МОУ «Чубаевская ООШ»; Кузьмину Надежду Ильиничну, учителя биологии МОУ «Урмарская СОШ № 1 им.Г.Е.Егорова»; Цыркунову Татьяну Леонарьевну, учителя чувашского языка и литературы МОУ «Мусирминская СОШ»; Николаеву Ираиду Михайловну, учителя математики МОУ «Ковалинская ООШ»; Софронову Людмилу Николаевну, учителя физики МОУ «Ковалинская ООШ», занявших призовые места в районном конкурсе на лучший сайт учителя-предметника;
3. Гурьеву Раису Терентьевну, учителя математики МОУ «Большеяниковская СОШ» в номинации «Лучший образовательный Интернет-ресурс классного руководителя»: -1 место;
4. Григорьеву Аврору Петровну, педагога дополнительного образования МОУДОД «Дом творчества детей» в номинации «Лучший образовательный Интернет-ресурс педагога дополнительного образования»: - 1 место;
5. Дубровскую Галину Ивановну, логопеда МДОУ № 2 «Колосок» - 1 место в номинации «Лучший образовательный Интернет-ресурс воспитателя дошкольного образовательного учреждения»:
6. Кузьмину Н.И – руководителя ассоциации учителей биологии в номинации «Лучший образовательный ресурс педагогических и образовательных Интернет-сообществ»
7. Колоколову Л.К. – председателя первичной профсоюзной организации МОУ «Урмарская СОШ №1» в номинации «Лучший сайт профсоюзной организации»
8. Иванову Н.И. – учителя химии МОУ «Урмарская СОШ№1», занявшую 1 место в районном конкурсе «Лучший урок с использованием ИКТ».
Итоги многих вышеназванных конкурсов на республиканском уровне будут подведены в октябре-ноябре нового учебного года. Пожелаем участникам конкурсов дальнейших побед и творческих успехов.
Переходим ко второму – очень важному моменту перехода на новый этап информатизации – к переходу на свободное программное обеспечение для школьного компьютерного парка. Так как этот вопрос как-то касается каждого педагога, я думаю, здесь следует объяснить, почему и как долго мы шли к этому. История такова. Еще в 2007 году Президент РФ Дмитрий Медведев сказал:
"...Если мы сейчас подсядем полностью на иглу иностранного программного обеспечения и «заложимся» на долгие годы, то мы с нее не слезем. И будем развиваться вопреки мировым тенденциям. В то же время объявить, что мы завтра все компьютеры в школах (а потенциально это гораздо более серьезная сеть компьютеров) переведем на программы с открытым кодом, со свободной лицензией, тоже невозможно, потому что есть проблемы состыковок, есть технологические проблемы. То есть здесь готовности полной тоже нет. Что делать?
Мы предлагаем пойти по компромиссному пути, и этот путь сейчас начал реализовываться. На три года приобрести лицензионный пакет из базовых программ (имеются в виду прежде всего операционные системы, архиваторы, офисы, редакторы, «фотошопы» – в общем, все, что обычно используется пользователями, в том числе и в школах), но в то же время не останавливаться, а работать над отечественным пакетом программ с открытым доступом (и сейчас мы об этом подробнее поговорим), для того чтобы потом, в конечном счете через три года (если получится раньше – еще лучше), создать такую оптимальную модель, при которой школы и, потенциально, все государственные учреждения смогут выбирать, что им нужно: или продолжать пользоваться коммерческими продуктами за свой счет, или перейти на уже абсолютно адаптированную, приемлемую для них систему, основанную на открытом доступе, на открытом коде...".
Поэтому первый открытый конкурс на разработку и поставку пакета свободного программного обеспечения был проведен в России осенью 2007 года. Его победителем стала группа «Армада». Проект «Пингвин» - проект внедрения Технологии ЛИНУКС- согласно подписанному контракту, стоимость которого составила 59,5 млн. руб., «Армада» внедрял в течении трех лет в пилотных регионах, а именно, школах республики Татарстан, Пермского края и Томской области.
И пока мы с вами пользовались пакетом программных продуктов «Первая помощь-1» проект «Пингвин» успешно прошел апробацию и сегодня к концу 2010 года все образовательные учреждения должны плавно перейти к свободному программному обеспечению или же остаться как прежде пользоваться программными продуктами фирмы Microsoft, но уже за свой счет.
Этот переход означает, что мы должны не только переустановить все программное обеспечение на наших компьютерах, что является очень трудоемкой работой, а еще переучить всех педагогов и учащихся к работе в новой операционной среде. И для этого у нас буквально осталось несколько месяцев. Но не так страшен черт как кажется. Мы с вами в вопросе освоения новых информационных технологий прошли огонь и воду. И на этот раз, я надеюсь, весь педагогический состав Урмарского района, отнесется к этой проблеме с пониманием, и приложит все свои усилия, чтобы самостоятельно освоить новую технологию и не отстать от российского педагогического сообщества.
Третий момент перехода на новый этап информатизации – это внедрение интегрированного образования. В проекте закона РФ «О специальном образовании» дается следующее определение интегрированного образования: «Под интегрированным обучением понимается «совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов».
Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.
Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Интегрированное обучение нужно не только семьям с проблемами, но и для всех семей, для каждого обычного ребенка. Это очень важно для развития личности, для будущего. Так как дети находятся в среде, где есть разные сверстники. Это важно для их будущего. Не всегда родители обычного ребенка будут молодыми, они будут стареть и чувство поддержки со стороны своего ребенка, чувство толерантности, терпимости к ним, и другим людям будет важно.
По состоянию на 1 сентября 2010 года в образовательных учреждениях района обучается 31 детей-инвалидов, в том числе для четырех учащихся организовано индивидуальное обучение на дому.
10 детей с ограниченными возможностями здоровья получают образование в обычных классах Урмарской, Шоркистринской средних, Шихабыловской, Арабосинской основных школ.
В чем плюсы и минусы интегрированного образования? Какие проблемы при этом возникают, каким образом переоборудовать школы под новые СанПин, чтобы школы стали доступными для детей опорников (колясочники)? Ведь нужны пандусы, лифты, широкие классные двери, самооткрывающиеся двери, туалетные комнаты. Для неслышащих детей - сурдопереводчики, для невидящих детей – аудиоучебники, специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении и т.д. Решение этих проблем не в моей компетенции. Свою же роль в этом деле я вижу в организации дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями. И в этом направлении уже работа ведется. 5 учителей района прошли курсы повышения квалификации «Совершенстование подготовки управленческих кадров, специалистов системы образования в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов».
А с 1 сентября 2010 года в Республиканском центре дистанционного образования будут созданы условия для организации обучения 96 детей-инвалидов республики. Обучение будет проводиться по индивидуальным образовательным программам в дистанционной форме. На время обучения учащимся в безвозмездное временное пользование передается комплект компьютерного оборудования и предоставляется бесплатное подключение к Интернет. Квота на организацию дистанционного обучения нашему району предоставлено 4 учащимся. Поэтому в новом учебном году это нововведение нам придется апробировать.