Муниципальное образовательное учреждение «Урмарская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.Е.Егорова» является инновационной школой. Этот статус она получила в 2007 году, став победителем в конкурсе инновационных школ в рамках приоритетного национального проекта образование. Инновационная деятельность школы сегодня, это не только подтверждение этого статуса, но и условие ее конкурентоспособности, а даже и выживания.
С чего начинаются инновации в образовании?
_ С нового осмысления современной педагогической реальности, ибо очертив новые рубежи педагогического пространства, время раздвинуло горизонты традиционных представлений о человеке и мире, раскрыло уникальные возможности познания и творчества. Образование как образ познания мира, как часть мировой культуры позволяет человеку проникнуться мыслью о своем высшем предназначении в этом мире, предсказывает пути максимального развития своего «Я» для настоящего и будущего.
Что такое инновации?
Инновации – это не просто оснащение школьных кабинетов компьютерами, современным учебным оборудованием(хотя это само по себе замечательно! и необходимо),
инновации – это иная культура мышления, это культура жизни человека, его способности к творчеству.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в ФГОС нового поколения красной нитью проходит ключевая идея современной инновационной модели образования «Человек-цель и средство самого себя».
Принимая, как исходное, семантическое значение понятия «Школа» (от лат. Skale) инновационная педагогика проводит мысль о том, что школа – это скалистые- трудные, требующие силы –воли, усердие, преданности – ступеньки восхождения и возвышения личности.
И задача школы, наследуя лучшие традиции педагогики, принять ребенка таким каков он есть, увидеть в нем безграничность и создать условия для его саморазвития и самосовершенствования.
Специфика нашей школы, ее отличие от всех других школ района, состоит прежде всего в ее масштабности, численности. В 2009-10 учебном году в школе обучалось 1045 учащихся практически из всех населенных пунктов района.
В этом учебном году ожидается примерно такое же количество.
Школа является ресурсным центром для всех других школ района и надо сказать, что успешно оправдывает свое звание, отметила в своем докладе министр образования и молодежной политики ЧР Г.П.Чернова (Например, в течение 2009-10 учебного года на базе школы прошли республиканские семинары учителей технологии, иностранных языков, 2 этапа курсов повышения квалификации учителей биологии и химии, аттестация учителей Урмарского и Янтиковского районов на IT –компетентность, трансляция видеоурока в рамках открытия Года учителя в Чувашской Республике, и другие многочисленные мероприятия районного масштаба.)
Наше основное конкурентоспособное преимущество – это ответственные, высокопрофессиональные, порядочные, любящие детей и свою работу педагоги- поистине основной ресурс инновационного развития школы, открытые ко всему новому, передовому, инновационному. Чтобы идти в ногу со временем, уловить те импульсы, которые определяют ритм сегодняшней жизни, мы активно участвуем в различных педагогических акциях, конкурсах, семинарах. На слайде вы можете увидеть насколько широка география нашего участия: от Кирова, Нижнего Новгорода и Твери(Селтгер), куда выезжали наши волонтеры для участия в молодежных акциях, до Москвы и Сочи, для участия в педагогическом предметном марафоне и Всероссийском слете учителей.
Благодаря слаженной работе педколлектива, совместным результатам работы учителей и учащихся по итогам 2009 года школа включена в национальный реестр «Ведущее образовательное учреждение России».
Одним из важнейших приоритетов образовательной политики, основным условием инновационного развития школы является экспериментальная деятельность и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. В этой работе активное участие принимают как отдельные учителя, предметные сообщества учителей так и весь коллектив школы в целом.
В выступлении Юрия Васильевича были перечислены основные экспериментальные площадки нашей школы.
В своем выступлении мне бы хотелось остановиться подробнее на некоторых результатах этой работы
1. Работая с 2008-09 учебного года по экспериментальному УМК «Русский язык.» профессора Е.А. Быстровой, академика РАО, доктора педагогических наук, Табаковой В.М -учителю русского языка высшей квалификационной категории, удалось значительно повысить уровень грамотности учащихся. Если в 5 классе процент качества знаний по русскому языку составлял 54, то к концу 6 класса – 62%. Привлекательным для нас является и то, что УМ комплекты школа получает бесплатно.
2. Апробацию инновационной образовательной программы по английскому языку и УМК издательства Оксфордского университета успешно осуществляет творческая группа учителей английского языка под руководством Тушинской Э.А.- учитель высшей квалификационной категории. Целью данного эксперимента является оказание содействия учащимся приобрести в школе именно те общие и специальные учебные компетенции в области английского языка, которые обеспечат качество коммуникативной компетентности обучающихся и их высокие адаптивные возможности для профессионального образования в условиях международной экономической интеграции. Участие в данном конкурсе побуждает учителей к активной методической работе, участию в конкурсах. В рамках данного проекта они регулярно выезжают на семинары в ведущие школы Республики и даже Москвы, обучаются навыкам работы с интерактивными техническими средствами обучения. Мониторинг хода эксперимента показывает, что учащиеся, обучающиеся по этой программе, действительно имеют более высокий уровень владения языком. Участниками эксперимента в истекшем году были 4 класса в этом учебном году по заявлениям родителей в эксперимент включатся дополнительно еще два класса.
3. Третий учебный год на базе нашей школы учителями технологии в содружестве с кафедрой технологии Чувашского Республиканского института образования ведется экспериментальная работа по внедрению модульного обучения на уроках технологии. И как не радоваться данному эксперименту, когда продуктами данного проекта являются красиво оформленные актовый зал, школьная столовая, платья, в которых красовались наши выпускницы на последней школьной линейке и выпускном бале.
4. В основе концепции развития школы лежит педагогическая идея о развитии таланта, заложенного в каждом ребенке. Отсюда – наше постоянное стремление к индивидуализации образования, построению индивидуальных образовательных траекторий. Мы не можем позволить себе, чтобы те ученики, которые выбрали нашу школу и пришли к нам в 10 класс не получили того образования, на которое рассчитывали.
Когда Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики предложило нам стать республиканской экспериментальной площадкой по созданию и апробации моделей индивидуализации образования в рамках проекта «Мое образование» мы не отказались. В 2009-10 учебном году мы сделали еще один шаг на пути индивидуализации – перешли на реализацию индивидуальных учебных планов для старшеклассников, разработав ПРОЕКТ «МОЯ ДОРОГА К УСПЕХУ».
Внедрение индивидуальных учебных планов в школе началось с анализа имеющихся условий:
- кадровых (достаточно ли учителей для обеспечения индивидуального плана и обладают ли они необходимой квалификацией? Да - 30 % учителей имеют высшую квалификационную категорию;
- содержательных (существует ли в школе реальная дифференциация в содержании образования, которая может служить основой выбора? Да - Более 5 лет школа осуществляет профильное обучение старшеклассников. В школе традиционно сформировались три основных профиля – физико- математический, химико-биологический, филологический. Затем возникла необходимость дальнейшего развития системы и создания новых профилей. Так появились информационно-технологический, а в истекшем учебном году социально-экономический профили. Имеются классы-параллели:
-материальных (достаточно ли помещений для организации такой работы? Да .
- психологических (готовность старшеклассников к осуществлению выбора – да, в предпрофильыъх 9-х классах ведутся профориентационные часы, элективные курсы по предметам, имеется школьная психологическая служба и т.д.
Учащийся совместно с родителем имеет возможность сам составить свой учебный план из обязательных предметов и спецкурсов, опираясь нa свои интересы и удовлетворяя свои познавательные потребности.
В процессе внедрения ИУП произошла смена традиционной классической парадигмы образования на новую гибкую модель. В 10 классах мы создали мультпрофильную школу с опорой на профильные классы и созданием динамических профильных групп для изучения элективов по выбору путем внедрения элективного часа.
Традиционная классно-урочная система, которая покоится на определенных структурах: едином режиме учебного процесса, едином учебном плане, единых для класса программах и учебниках, единстве классного коллектива, урока, учителя, постепенно меняет свои основные черты, уступает место формам организации образовательного процесса.
В области организации и ведения воспитательной работы – изменение функций и определение новой роли классного руководителя (тьютора) в условиях отсутствия стабильных классов, как педагогической основы и опоры классно- урочной системы обучения.
Естественно, новая организация образовательного процесса не могла не затронуть систему внутришкольного управления и подготовку педагогических кадров, работающих в школе.
Внедрение ИУП и индивидуально - ориентированной модели обучения привели к развитию горизонтальных связей в управлении, делегированию ряда полномочий на уровень классных руководителей, учителей и психологов.
В рамках данной модели 5 учеников 11- классов с 4 четверти перешли на частичный экстернат, что позволило им углубить свои знания по тем предметам, которые они выбрали для сдачи ЕГЭ.
83% выпускников 2010 года успешно сдав ЕГЭ, получив аттестаты зачислены в различные учебные заведения ВПО, Те ученики, которые занимались по ИУП, получили на 10 баллов выше среднего балла по школе при сдаче ЕГЭ( средний балл по району 65, 3, по школе -67, 64) и зачислены на бюджетной основе в ведущие Вузы Москвы и Казани.
5 Сегодня хотелось бы сказать о результатах участии наших учащихся в такой интересной инновационной программе корпорации Майкрософт Интел «Обучение для будущего». С 2006 года более 250 учащихся школы успешно прошли обучение, приобрели навыки проектной деятельности, подготовки и защиты презентаций. Работа в проекте дала участникам технологическую грамотность, научила делать выбор и принимать решения, формировала навыки совместной деятельности и работы в команде. Несомненно, что все это необходимо современному ученику в процессе обучения и во взрослой жизни, чтобы быть успешными в условиях знаниевой экономики 21 века. В 2009 году мы стали победителями Всероссийского конкурса на лучшую организацию работы и развитие программы «Учимся с Интел» на школьных площадках Российской Федерации, заняли 2 место во всероссийском конкурсе логотипов для программы «Путь к успеху» и принимали активное участие во всех конкурсах, проводимых в рамках данного проекта. Я думаю, в своем выступлении руководитель проекта С. Н. Матросова более подробно расскажет о результатах работы. Кропотливая работа, активное участие школы в различных проектах и конкурсах не остались незамеченными и нам доверили апробацию нового проекта по тестированию инновационной модели обучения «1 ученик- 1 компьютер». В рамках данного проекта школа получила компьютерный класс в количестве для использования в процессе обучения в начальных классах, а 5 учителей уже сегодня выехали на семинар по вопросам реализации данной модели.
6. Исследования в нашем сознании прочно связаны с наукой. Что же такое исследование? Рассказать об этом может само слово. Оно нам говорит, это получение чего-то «из следа». Развивать способность замечать следы, собирать, сопоставлять их, делать выводы учатся учащиеся, участвуя в проектах « Наблюдай и исследуй», «Глобальная лаборатория», которыми руководят учителя естественно-научного цикла.. Став лучшими в данном проекте школа получила в подарок набор датчиков, что позволит вести исследования окружающей природы более шире и углубленнее.
7. Современная инновационная школа немыслима без НОУ. В нашей школе такое общество существует уже 5 лет. В рамках этого направления работы ежегодно 15% учащихся 1-11 классов готовят проекты, выступают на школьной НПК «Шаг в будущее».
Учитывая активное и результативное участие наших учащихся во всероссийских заочных конкурсах «Познание и творчество» научное общество учащихся нашей школы «Знатоки» зарегистрировано как отделение общероссийской детской организации «Общественная малая академия наук «Интеллект будущего». О чем говорит Свидетельство, которое мы получили в середине июля. Это дает нам возможность еще активнее участвовать в конкурсах, активнее заниматься проектной и исследовательской деятельностью, расширить связи с учеными. Первые шаги уже есть. В этом году на пришкольном участке ведется опыт выращивания раннего картофеля, результаты этого опыта будут обобщаться совместно с учеными кафедры агрономии ЧСХИ по договору.
В заключение хочется напомнить афоризм древности:
Нельзя посеять одно, а получить другое. Какое семя посеяно – то и даст всходы .
Так и в образовании: Сегодня- инновационные образовательные технологии, завтра конкурентоспособные кадры для экономики.
И помните:
Успех в любом деле следует за нами подобно тени. У сидящего – сидит, у стоящего стоит, без движения лежит у лежащего и только впереди у идущего.
Меняется мир непрерывно, неспешно
Меняется все от концепций до слов
И тот лишь сумеет остаться успешным
Кто сам вместе с миром меняться готов.
Поздравляю Вас с началом нового учебного года, желаю Вам радости от познания нового, достижения поставленных целей, счастья, здоровья!
Педагогический коллектив Урмарская СОШ №1 им. Г.Е.Егорова приглашает Вас к сотрудничеству в сопровождении инновационных процессов.