Выступление начальника отдела образования и молодежной политики администрации Урмарского района Соколова Юрия Васильевича на тему «Инновационное развитие образования в Урмарском районе: развитие учительского потенциала»

Добрый день, уважаемые коллеги!

19 августа т.г. в г. Чебоксары состоялась конференция педагогических работников Чувашской Республики, в работе которой принимала участие группа педагогов нашего района. В качестве главного вопроса для обсуждения на конференции была избрана проблема престижа учителя в современной школе, повышения его профессионализма и эффективности работы, а также пути реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа». Сегодня на нашем традиционном большом августовском педсовете мы продолжим разговор на эту тему, определим дальнейшие цели и задачи на новый учебный год, первая половина которого будет проходить в Год учителя.

На конференцию приглашены педагогические работники образовательных учреждений района, главы городских и сельских поселений, депутаты районного Собрания  депутатов, представители попечительских и управляющих советов школ, руководители предприятий, организаций и учреждений района.

           В президиуме конференции глава администрации Урмарского района К.В.Никитин, заместитель председателя Государственного Совета ЧР Г.Г.Васильев, депутат Госсовета ЧР А.В. Разумов.

Уважаемые коллеги! В начале этого года, объявленного Годом учителя, Президентом РФ утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая направлена на постепенный переход к новым образовательным стандартам, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и систему поддержки талантливых детей. Главными задачами сегодняшней школы были названы раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достичь серьезных целей. Закономерно возникает вопрос о способах решения этих задач. Мой доклад посвящен одному из возможных ответов, предлагаемых в рамках национальной образовательной инициативы, о необходимости совершенствования учительского корпуса. Успешное решение этих задач непременно будет способствовать нахождению правильных ответов на остальные направления «Нашей новой школы». Безусловно, ключевая роль в деле реализации поставленных перед образованием задач принадлежит учителю.Сегодня в ОУ района работают 475 педагогических работников. Все они участники реализации огромного по своим задачам республиканского и районного планов мероприятий по выполнению задач и целей национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Учительский корпус в районе характеризуется следующим образом: высоко число учителей в возрасте  45 -   50 лет. Если ничего не менять, через какое-то время будут серьезные проблемы. Чтобы профессия не старела, надо привлечь молодежь, растить новое поколение учителей.

В школах района учителей в возрасте до 30 лет всего лишь 23 (7%), учителей пенсионного возраста - 16 (3,3%), против 17% по РФ, 10,6 по Чувашской Республике, учителей с высшей категорией – 15,6% (16,3% по республике).

Спросите любого директора школы рассказать о своей школе. Он начинает говорить, сколько у него компьютерных классов, какие у него актовый и спортивный залы, прекрасная современная видео и сетевая аппаратура, бассейн,  И мало кто с гордостью скажет: «У меня в школе учителя- предметники высшего класса, эрудированные, мастера своего дела, любящие свою работу и детей». Кто может похвалиться сегодня? В Урмарской СОШ №1 из 76 учителей 26 имеют высшую категорию, в Большеяниковской –  из 24 - 4 учителя имеют высшую категорию,  в Чубаевской – из 17  трое имеют высшую категорию, Челкасинской – из 15 три учителя с высшей категорией. По сравнению с другими коллективами казалось бы дело обстоит тут лучше. Но вдумайтесь: мало же этого, мало. Возможности для роста имеются везде. Но они не используются. Нельзя сказать, что учителя совершенно не занимаются повышением своего уровня.  

     Вспомните, коллеги, слова Ушинского, «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». В нашем районе  48 учителей имеют высшую категорию. В этом году подали заявление на  высшую  категорию только 18 учителей. Чего-то испугались и остановились.234 учителя имеют первую категорию. Хотя опыт предыдущих лет показывает: проходной балл на высшую категорию составлял 176 баллов, на первую – 154 балла.  В 2009 году из 58 аттестовавшихся на первую категорию 10 человек набрали от 200 до 212 баллов, 19 – от 190 до 199. Разве они не прошли бы на высшую категорию? Прошли бы. Что же им помешало? Нерешительность, может быть, скромность. На конференции учителей в 2009 году подверглись резкой критике коллективы Кудеснерской, Большечакинской, Орнарской, Синекинчерской, Тегешевской,  Шихабыловской основных школ, что нет тут учителей с высшей категорией. Значит, нет здесь лидеров  образования. В этом году лед сдвинулся в Кудеснерской и Тегешевской школах: в Тегешевской один учитель получил высшую категорию, в Кудеснерской два учителя подали заявления на высшую категорию. Радует активность педагогов дошкольных учреждений в повышении квалификационного уровня. Если в 2009 году аттестацию прошли 17 (14,2%) человек, то в 2010 году 27 (22,6%) педагогов ДОУ подали заявление на аттестацию. Из 119 педагогов ДОУ с высшей категорией 4 (3,4%), с первой -23 (19,3%), со второй – 40 (33,6%) человек.

   Одним из факторов признания заслуг, успехов и достижений работников учреждений образования в условиях модернизации является награждение их государственными, отраслевыми и другими наградами. Всего в районе 84(17,6 %) педагогических работников имеют Государственные и отраслевые награды: 12 учителей имеют почетное звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики», 4 – «Заслуженный работник культуры ЧР», 33 – «Почетный работник общего образования», 35 - награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Повышению профессионального мастерства способствует систематическая курсовая подготовка. В прошедшем учебном году курсы прошли 90 педагогов  (в прошлом году – 72), 168  учителей участвовали в семинарах по обсуждению актуальных вопросов по различным направлениям деятельности (в прошлом году – 190)/ Отрадно, что учителя района используют разные формы прохождения курсов, в том числе дистанционную и  за пределами Республики в Москве. Своевременность прохождения курсов, как одна из форм непрерывности образования педагога, позволяет ему успешно осваивать современные подходы к управлению ОУ, к обучению и воспитанию детей.

Качество учителя - качественные результаты школьников.

При прохождении аттестации учителя-предметники сдают единый государственный экзамен. В 2009 году экзамены в форме ЕГЭ сдали 49 (62%) учителей (в 2008 – 43 (72,8%). Оценку «5» получили 35 (44,3%), (в 2008 – 37(86%), оценку «4» - 12(24,4%), в 2008  году - 5(11,6%),  «3» -2(4%), в 2008 году -1(2,3%). Максимальный балл, набранный учителями составил 97, (в 2008 – 100), минимальный балл – 41 (в 2008 – 48). От 90 до 97 баллов набрали 3 учителя начальных классов, 2 учителя английского языка и по одному учителю математики, химии, физкультуры, музыки, ИЗО- всего 10 человек (в 2008 – 3 учителя начальных классов, 5 учителей русского языка, 3 учителя физкультуры, 2 учителя чувашского языка, 1 учитель ИЗО – всего 14 человек). Это учителя Урмарской СОШ №1 (Доманова Лариса Борисовна), Арабосинской  ООШ (Кузьмин Александр Иванович,),  преподаватель детской школы искусств (Гаврилова Татьяна Германовна), Бишевской начальной школы-детский сад (Алексеева Н.А.), Большеяниковской СОШ (Табаков Мирослав Павлович, Николаева Эллада Ивановна), Чубаевской ООШ (Николаева Алина Августовна), Тегешевской ООШ (Мефодьев Олег Геннадьевич),  Мусирминской СОШ (Николаев Владимир Данилович).

Кто может оспорить тот факт, что эрудиция и знания учителей ведут высокие баллы учеников при сдаче ЕГЭ. В 2009-2010 учебном году 139 выпускников 11 классов сдавали экзамены по 7 предметам. Высокие баллы получили соответственно учащиеся по химии (100 баллов), английскому языку (79 баллов), математике (75 баллов). По сравнению с 2009 годом имеется рост качественных показателей по результатам ЕГЭ:

по математике составил – 56,52, (республиканский показатель – 49,8), в 2009 году - 45,99 (республиканский показатель – 51,83), 

по русскому языку –64,36 (республиканский показатель 61,44), в 2009 году -  55,6 (республиканский показатель - 61,02);

по информатике – 59,5 (республиканский показатель – 64,93), в 2009 году – 59,3 (республиканский показатель – 60,01);

по биологии – 62,04 (республиканский показатель – 60,85), в 2009 году – 65,1 (республиканский показатель – 58,43);

по химии – 75,05, (республиканский показатель –65,19), в 2009 году – 56,17 (республиканский показатель – 65,47);

по литературе – 79 (республиканский показатель – 58,57), в 2009 году – 60,5 (республиканский показатель – 58,42);

по английскому языку – 71,5 (республиканский показатель – 56,6), в 2009 году – 51 (республиканский показатель – 65,3).

ЕГЭ по биологии, обществознанию, географии, информатике проходили в присутствии  16 общественных наблюдателей со стороны инспекторов, направленных Министерством образования. Несмотря на это учащиеся успешно справились с заданиями и показали хорошие результаты. Несомненно, это  результат кропотливого труда учителей

В то же время в этом году отмечается снижение среднего балла по физике, информатике, биологии, что говорит о недостаточной подготовке выпускников ряда школ по данным предметам.

Результаты по каждой школе показывают, что к единому государственному экзамену наиболее подготовленными оказались учащиеся МОУ «УСОШ№1» (средний балл по всем предметам – 67,64). Учащиеся этой школы показали  высокие результаты по биологии (средний балл – 66,48),по математике (средний балл – 59,48), по русскому языку  (средний балл - 68,84).

Самый низкий результат имеют выпускники  МОУ «Староурмарская  СОШ», средний балл по всем предметам составил 48,63. Однако, по МОУ «УСОШ№1», МОУ «Большеяниковская СОШ», МОУ «Сароурмарская СОШ» есть выпускники, которые не смогли  набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ среднего общего образования.

Все выпускники, сдавшие в 2009-2010 учебном году ЕГЭ, получили аттестат о среднем (полном) образовании. В прошлом году ситуация в этом плане была худшая: 3,84 % выпускников остались без аттестатов.   

В этом году активность участия  в ЕГЭ по району составила 81,88%. В 2009 году – 71,15%. Почти 82% выпускников сдавали третий предмет, в прошлом году – 71,15%.

В целом мы довольны результатами ЕГЭ этого года, которые оказались лучше, чем в 2009 году и выше республиканских показателей.

В течение учебного года в районе проводилась определенная работа по подготовке к ЕГЭ, которая носила организационный, методический, контрольно-аналитический характер. По плану отдела образования в Мусирминской, Староурмарской средних школах организованы дни отдела образования, в ходе которых анализировались результаты работы школ по повышению качества знаний учащихся, проведены контрольные срезы знаний учащихся выпускных классов Мусирминской СОШ. Но все же результаты ЕГЭ показывают, что во многих школах района следует изменить не только организационные и управленческие подходы к ЕГЭ, но и обратить внимание на уровень предметной и методической подготовки педагогов.

            Мы считаем, что одним из способов подготовки к ЕГЭ является профессиональное самоопределение  учащихся.

 В 2009-2010 учебном году из 321 учащегося 10-11 классов 93% были охвачены  обучением в 16 профильных классах. Наибольшее предпочтение учащиеся отдали социально-экономическому (33,2%), химико-биологическому (16%), естственно-научному (26,4%),информационно-технологическому (24%) профилям. Анализ экзаменов по выбору и в этом году выявил   недостаток школ в организации профильного обучения. Только у 64,6.% учащихся способности к какому-либо профилю обучения и желание обучаться именно по  этому профилю совпадают. К сожалению, нужно отметить, что таких совпадений очень мало в Шоркистринской, Староурмарской, Мусирминской средних школах. Из 9 выпускников социально-экономического профиля МОУ «Шоркистринская  СОШ» только  один  решился сдать обществознание (11%). Из 16 выпускников естественно - научного профиля МОУ «Староурмарская СОШ» только 3  выбрали для сдачи ЕГЭ профильный предмет (18,7%). 56,25% выпускников сдавали обществознание.  Из этого следует, что администрация школы ошиблась выбором профиля данного класса.  Доля выпускников, сдавших 3 и более экзамена по ресурсному центру  МОУ «Мусирминская СОШ»  составляет только 42,86% (в 2009 году – 48%).  По району этот показатель равен  81,88% (в 2009 году – 71.15%).

Скорее всего это обусловлено тем, что субъективный выбор учащиеся делают, опираясь не столько на свои способности, сколько на происходящие факторы: престижность, мода и т.д. Наиболее востребованными выпускниками предметами для сдачи ЕГЭ являются обществознание (42,03%) и биология (29,71%). Очень мало выпускников выбирают для сдачи ЕГЭ литературу (0,72%) и географию (0,72%). В этом году более двух раз увеличился процент  выпускников сдающих ИКТ (в 2009 году - 5,76%, в 2010 году – 13,04%) и химию (в 2009 году – 6,7%, в 2010 году – 15,94%);  а количество сдающих историю и физику снизилось.

  По результатам ЕГЭ в высшие учебные заведения поступили   из 139 – 92 (66,2 %), в прошлом году – из 208 - 113 (54,3%)в средние специальные заведения – 37 (26,6%), в прошлом году 60 (28,8%). Из 92 поступивших в вузы 33 поступили в престижные вузы РФ: Санкт-Петербурга, Москвы, Казани и т.д.

            По итогам прошедшего учебного года  3 ученика награждены золотыми медалями  и 8 серебряными (в прошлом году было 3 золотых и 7 серебряных медалей).

            В 2009-2010 учебном году в районе насчитывалось 389 выпускников 9 классов, все  они допущены к государственной (итоговой) аттестации. На основании приказа Министерства образования и молодежной политики ЧР государственная (итоговая) аттестация в Урмарском районе проходила с участием территориальной экзаменационной комиссии по 9 предметам.

   По итогам аттестации у всех выпускников  9 классов школ района (100%)  сформирован базовый уровень  подготовки по общеобразовательным предметам.

Средний балл по результатам экзаменов по математике составил – 3,85 (в 2009 году - 3,9), русскому языку – 3,82 (в 2009 г-3,76), чувашскому языку – 3,82 (в 2009 г -3,98), биологии – 4,54 (в 2009 г-4,49), географии – 3,56 (в 2009 г- 3,6), истории – 4,33 (в 2009 г - 4,26),  обществознанию – 4,09 (в 2009 г-4,37) , химии – 4,35 (в 2009 г - 4,6), физике –4,74 (в 2009 г - 4,54.)

Наибольшей «популярностью» у выпускников основной школы пользуются обществознание – 124 учащихся (32,55%), биология  – 82 учащихся (21,52%). Физику и географию выбрали44 (11,55%) и 7 (1,84%) учащихся соответственно. В целом с предметами по выбору учащиеся справились успешно.

Результаты ГИА  позволяют оценить активность выпускников в сдаче ГИА. Значение показателя активности по школам сильно отличается – между лидерами (Урмарская СОШ №1) и замыкающими список (Шихабыловская ООШ – 0%) разница очень большая. В рейтинге активности участия в ГИА, по доле выпускников,  сдававших предметы по выбору по новой форме   лидируют Урмарская СОШ №1 и МОУ «Шоркистринская СОШ»– 100%,.

В этом году активность участия  в ГИА по району составил 73,23%. Все 100% выпускников 9 классов МОУ «УСОШ» и МОУ «Шоркистринская СОШ» сдавали предмет по выбору.

Наиболее низкие показатели качества знаний по алгебре у выпускников 9 класса МОУ «Орнарская ООШ» (38,5%, в 2009 году - 42,8%) и МОУ «Арабосинская  ООШ» (41,2%). Самый высокие показатели по алгебре – МОУ «Ковалинская ООШ» - 93,3%, МОУ «Кульгешская ООШ» - 80%. Среднерайонный показатель качества знаний составляет – 78%

Анализ результатов итоговой аттестации в 9 классах показывает, что в основном отмечается соответствие годовых и экзаменационных оценок, однако в большинстве школ наблюдается повышение экзаменационной оценки по сравнению с годовой аттестацией учащихся на 1 балл. Годовые и экзаменационные оценки совпадают по математике в Кудеснерской Тегешевской школах, по русскому языку в Кульгешской, Синекинчерской, Челкасинской, Шихабыловской ООШ. Аттестации.  Сравнение годовой и итоговой отметки обучающихся является Значимым  критерием. Подробный анализ результатов итоговой аттестации выпускников 9 класса прошлого года отделом образования, обсуждение учителями – предметниками итогов ИГА на заседаниях ассоциаций, в педагогических коллективах  школ,  целенаправленная и планомерная работа учителей и руководителей школ   по реализации образовательных стандартов и подготовке выпускников к итоговой аттестации по новой форме, проведение пробного тренировочного экзамена, благоприятная психологическая атмосфера во время экзаменов, созданная членами комиссии,   позволили повысить долю выпускников, подтвердивших  свои годовые отметки. Так, если в прошлом году  по алгебре 68%, по русскому языку 75%  выпускников подтвердили на экзаменах годовую отметку, то в этом году  по алгебре у 77,1%, по русскому языку у 84,25% выпускников экзаменационная отметка совпадает с годовой.

381 выпускник 9-х классов получили аттестат об основном общем образовании, в т.ч. особого образца – 21.

        Инновационное образовательное пространство района включает экспериментальные площадки различных уровней.

   

Второй год  Урмарская СОШ №1 им. Г.Е.Егорова работает в республиканском эксперименте по апробации технологий индивидуализации образовательного процесса. В процессе внедрения индивидуального учебного плана (ИУП) произошла смена традиционной классно-урочной системы в  новые формы организации образовательного процесса: на смену цельному классному коллективу пришли подвижные динамичные группы, содержание образования для классов стало разноуровневым, способствующим формированию ключевых компетенций учащихся.

  Учитель русского языка и литературы Урмарской СОШ  Табакова В.М.(учитель высшей категории)  участвует в эксперименте по апробации учебника  УМК «Русский язык» под редакцией Е.А.  Быстровой, в ходе которого учащиеся 5,6 классов прошли элементарный курс практического усвоения русского языка и показали хорошие результаты усвоения нового материала.

 Группа учителей английского языка под руководством Тушинской Е.А. (учитель высшей категории)  работает по экспериментальной программе по адаптации и апробации УМК издательства Охford University Press в начальной и средней школе. Эксперимент проводится на основе соглашения с информационно-образовательным ценром АНКОР (г. Чебоксары).

 В ходе эксперимента происходит творческое взаимодействие учителей не только одной школы, но и школ Республики, распространение опыта других образовательных учреждений через конференции, семинары, выставки учебной и методической литературы. Итоги мониторинга контрольных срезов знаний учащихся экспериментальных классов показали высокий уровень речевой практики, грамотной письменной речи.

С 2010 года на базе Урмарской СОШ №1 будет создана еще одна экспериментальная площадка по внедрению модели обучения Интел „один ученик: один компьютер”.

. В целом, ведение экспериментальной деятельности способствует повышению профессиональной компетентности и формированию исследовательских навыков педагога. Задача профессионального самосовершенствования находится в центре внимания районной методической службы.

        Современный учитель должен обладать рядом компетентностей (профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой), т.е. обеспечивать адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, эффективное конструирование прямой и обратной связи. Важно отметить при этом выход учителей района на республиканский, всероссийский уровень обобщения своей работы: подготовка публикаций в различных изданиях. 6 учителей района являются авторами методических разработок, пособий по диссеминации своего опыта работы.……… Учителя  размещают свои работы на сайте фестиваля педагогических идей. Активно используют современные образовательные технологии: модульные (учителя чувашского языка и литературы), проектные (учителя биологии). Особой популярностью у учителей биологии  пользуются информационно-поисковые проекты, исследовательские, проектноориентированные. Традиционными стали такие формы презентации опыта педагогических коллективов образовательных учреждений и отдельных педагогов, как публикации в СМИ (в частности в районной газете «Херле ялав») и педагогических изданиях, участие в Интернет-конференциях и фестивалях. Большое внимание в районе уделяется освоению новых профессиональных позиций. Руководитель ассоциации учителей православной культуры, прошла обучение в Московской АПК и ППРО и получила сертификат тренера-преподавателя ОРКиСЭ. Выполнение задачи формирования конкурентоспособной личности выпускника, обладающими компетентностями современного человека, под силу учителю, мастерски владеющему современными образовательными технологиями, формирующему в школе инновационную, проектную, исследовательскую среду. Однако современные подходы к организации методической работы в образовательных учреждениях требуют более широкого использования интерактивных форм и методов.

            Методическая служба района строит свою работу по  обеспечению развития профессионализма и педагогической компетентности учителей и воспитателей. В течение всей деятельности использовались самые различные формы методической работы, начиная от традиционных методических объединений до модернизированных по содержанию  профессиональных объединений, ассоциаций, творческих групп, кафедр.

        В районе действуют 16 предметных ассоциаций, в том числе физико- математического, гуманитарного (русский     язык и литература, чувашский язык и литература), естественно- научного, социально- экономического направления, учителей английского языка, начальных классов, культуры родного края, физической культуры, музыки, технологии, православной культуры.

На заседаниях ассоциаций учителей – предметников большое внимание обращалось  использованию активных форм и методов обучения и воспитания, обмену опытом работы по организации индивидуального и дифференцированного обучения. Особо хотелось бы отметить работу творческих групп учителей начальных классов (руководитель Николаева Ирина Георгиевна, Ст.Урмарская СОШ), культуры родного края (руководитель Никифорова ЛюдмилаФедоровна., Чубаевская ООШ), физико- математического цикла (руководитель Аверьянова Светлана Витальевна., Мусирминская СОШ), чувашского языка и литературы (руководитель Цыркунова Татьяна Леонарьевна., Мусирминская  СОШ), русского языка и литературы (руководитель Табакова Валентина Михайловна., Урмарская СОШ). Ими были подготовлены разработки к урокам,  планы – конспекты к урокам по трудным темам, материалы для олимпиад, проведены фестивали по предметам, научно- практические конференции,  разработаны элективные курсы, организованы выездные семинары в школы других районов.

 Заслуга ассоциаций в том, что они вызывают большой интерес у ребят в проведении исследовательских работ, в выпуске буклетов, бюллетеней, в подготовке презентаций. В их работе основное внимание уделялось активизации детей в изучении истории и культуры села, спасении редких растений, сохранении экологии.

Вся учебно-воспитательная, методическая деятельность отдела образования в 2009-2010 уч. г. строилась в рамках Года учителя. Это требует особого внимания к личности и деятельности учителя, что выражается в участии в конкурсном движении, распространении передового педагогического опыта в различных формах, в реализации инновационных проектов. С каждым годом количество участников конкурсов увеличивается. За три года реализации приоритетного национального проекта «Образование» в конкурсном отборе лучших учителей приняли участие 10,6 % учителей из 17 образовательных учреждений. Из них 11 победителей. Этот год для Урмарского района стал самым благоприятным по результативности участия в конкурсах.

Из 3  участников конкурса лучших учителей, учрежденного Президентом РФ, победителем стала Матросова Светлана Николаевна, учитель информатики Урмарской СОШ №1, она смогла пройти жесткий отбор и вошла в число 11 лучших учителей Чувашской Республики и стала обладателем премии в 200 тысяч рублей. Из 12 учителей республиканского конкурса лучших учителей победителями стали 9 педагогов района. Соответственно они получат по 50 тысяч рублей. Это Романова Светлана Васильевна, Данилова Марина Витальевна (Кульгешская ООШ), Иванова Лариса Юрьевна, Исаев Геннадий Николаевич (Шоркистринская СОШ), Кузьмина Надежда Ильинична (Урмарская СОШ), Михайлова Альбина Васильевна (Челкасинская ООШ), Табакова Татьяна Рудольфовна (Большеяниковская СОШ), Трофимова Галина Алексеевна (Шигалинская ООШ), Цыфаркина Людмила Александровна (Чубаевская ООШ). Всего на конкурс представлено 414 заявлений от учителей Чувашской Республики. Уверен, все разделяют эту радость победы наших учителей.

Ярким событием для учителей района было проведение церемонии открытия Года учителя в Урмарском районе, где были учреждены 10 премий главы по десять тысяч каждая за счет средств районного бюджета. Из 17 учителей, участников конкурса, 10 лучших учителей объявлены победителями:

Иванова Наталья Ивановна, учитель химии Урмарской СОШ №1,

Кириллова Луиза Ивановна, учитель истории Большечакинской ООШ,

Никифорова Людмила Федоровна, учитель КРК Чубаевской ООШ,

Мадурова Альта Михайловна, учитель начальных классов Урмарской СОШ №1,

Долгова Светлана Владимировна, учитель начальных классов Шигалинской ООШ,

Цыркунова Татьяна Леонарьевна, учитель чувашского языка и литературы               Мусирминской СОШ,

Антонов Сергей Николаевич, учитель технологии Староурмарской СОШ,

Антонов Владимир Павлович, учитель ОБЖ Урмарской СОШ №1,

Уливанова Светлана Львовна, заместитель директора по УВР Челкасинской ООШ,

Кузьмин Олег Степанович, учитель физической культуры Кульгешской ООШ

Отделом образования проведена большая и целенаправленная работа по проведению районного конкурса «Учитель года 2010», по подготовке и участию в республиканском конкурсе. В районном конкурсе приняли участие 17 педагогов из 18 школ района. Конкурс проводился в четыре этапа в 9 номинациях. Победителям номинаций объявлены: Авакова Надежда Юрьевна, учитель чувашского языка и литературы Ковалинскаой ООШ, Викторов Алексей Семенович, учитель английского языка  Кудеснерской ООШ, Цыфаркина Людмила Александровна, учитель чувашского языка и литературы Чубаевской ООШ, Никифорова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы Большечакинской ООШ, Николаева Ирина Александровна, учитель математики и информатики Шоркистринской СОШ, Ларионова Ольга Николаевна, учитель английского языка Урмарской средней школы №1 им. Г.Е.Егорова, Тимофеев Николай Анатольевич, учитель истории Тегешевской ООШ, Максимова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Челкасинской ООШ, Николаева Елена Геннадьевна, учитель начальных классов Арабосинской ООШ. Учитель чувашского языка и литературы Чубаевской ООШ Цыфаркина Л.А.успешно представляла район на республиканском конкурсе и стала обладателем специального приза «Обучение действием».

Все победители, призеры и лауреаты были награждены дипломами. От лица спонсоров (предпринимателей, представителей организаций района) награждены ценными подарками  Конкурс показал достаточно высокую активность педагогов, их желание продемонстрировать владение современными образовательными технологиями и методиками. При этом анализ участия в конкурсе «Учитель года 2010» показал необходимость более тщательной подготовки участников конкурса и более серьезного отношения к подготовке к республиканскому этапу конкурса.

Раскрывая тему сегодняшней конференции, я предлагаю посмотреть на значимость инновационного развития образования с точки зрения выявления огромного педагогического потенциала, накопленного в районе. О том, что потенциал есть, говорят следующие факты:

В течение учебного года наблюдается высокая активность учителей и школ, участвующих и в других различных профессиональных конкурсах. Лучшие педагоги района  демонстрировали практическое мастерство и эрудицию в республиканской открытой ярмарке «Педагогические инновации - 2010» из 130 участников 3 призера: Матросова Светлана Николаевна (Урмарская СОШ) заняла первое место, Иванова Лариса Юрьевна (Шоркистринская СОШ), Мадурова Альта Михайловна (Урмарская СОШ) – вторые места. В Международном проекте «Глобальная лаборатория» два призовых места, во Всероссийском конкурсе ЦОРОв для школы (г. Железногорск) одно призовое место, во Всероссийской педагогической Интернет – олимпиаде «Учитель XXI века один учитель удостоен  диплома, Вишневская Ираида Витальевна (Кульгешская ООШ) стала призером  республиканского конкурса анимационных работ. Ефимова Елена Анатольевна (Кудеснерская ООШ) – призер республиканской Акции «Марш парков», Николаева Светлана Алексеевна (Мусирминская СОШ) вышла в финал республиканского конкурса «Урок иностранного языка в XXI веке». Данилова Марина Витальевна – победитель дистанционного Интернет – конкурса «Учитель нашей новой школы». В республиканских конкурсах по линии дополнительного образования два призера: Афанасьева Алена Юрьевна (Большеяниковская СОШ) Бормисова Эльверина Ивановна (Ковалинская СОШ), 6 дипломантов республиканского фестиваля учителей – словесников «Открытый урок». Дзюба Людмила Яковлевна, учитель Большеяниковской СОШ, стала дипломантом в межрегиональном конкурсе (г. Пермь) Дмитриева Светлана Николаевна, учитель этой же школы, стала лауреатом  конкурса «Литературная Чувашия. Книга года - 2009». Учитель географии Урмарской СОШ Фирсова Ирена Геннадьевна стала победителем IV Республиканского фестиваля учителей географии «Лучшие уроки географии». В республиканском конкурсе инновационных проектов выявлены два победителя: Матросова Светлана.Николаевна, Шмелева Татьяна Леонидовна (Урмарская СОШ №1) и 7 призеров, в республиканском конкурсе «Образовательная инициатива» участвовали Урмарская, Шоркистринская, Большеяниковская средние школы. К сожалению, второй год призеров в этом конкурсе нет.  Всего в республиканских конкурсах приняли участие 70 учителей, 36 – в дистанционных.

Нас радует, что рейтинг наших педагогов по результатам экспертизы достаточно высокий. Говоря об успехах, мы должны сделать выводы. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, участие и победа в конкурсе не должны стать самоцелью. Любой конкурс неизбежно предполагает отбор, в нем будут победившие и не победившие. Благоприятное отношение должно оставаться ко всем участникам, а результаты должны стать предметом конструктивного анализа в профессиональных объединениях. Все инновационные наработки, опыт и достижения уже сейчас должны найти свое активное применение.

Достижение современного качества образования невозможно без выстраивания системы работы с одаренными детьми. Результат инновационной деятельности педагогических коллективов видится в успехах обучающихся. Прежде всего, эти успехи находят отражение в качественном изменении олимпиадного движения.  В этом году на олимпиадах участвовали все образовательные учреждения района (средние и основные). Количество участников на районных олимпиадах школьников составило 672 учащихся, 158 учащихся начальных классов приняли участие на интеллектуальных состязаниях. По итогам районных олимпиад определено 183 призера (26,9%), 7 учащихся (1,04%) не смогли набрать ни одного балла. Значит, это большая недоработка учителей в подготовке учащихся к олимпиадам. По итогам интеллектуальных состязаний определено 72 призёра (45,5%).

Не представили участников на олимпиады по разным предметам и  классам Чубаевская ООШ, Большеяниковская СОШ, Большечакинская ООШ, Синекинчерская ООШ - 14 человек. Лучшие результаты показали учащиеся  Урмарской СОШ №1, Большеяниковской СОШ, Мусирминской средних, Кудеснерской, Шигалинской, Челкасинской, Чубаевской основных школ. Следует отметить успехи МОУ «Кудеснерская ООШ» (директор Краснова М.В.). Если в прошлом году  школа не смогла попасть в тройку призёров по итогам участия  на предметных олимпиадах, то в этом году в рейтинге среди основных школ она является бесспорным лидером..Позитивные изменения имеются по Тегешевской (директор Иванов Н.И.)  и  Шихабыловской (директор Боредский Г.С.)  основным школам. Если в прошлом году МОУ «Тегешевская ООШ» не смогла подготовить призёров, то в этом году она дала сразу 4 призёров. В 2006, 2007 годах МОУ «Шихабыловская ООШ» вообще не имела призёров, в 2008 году смогла подготовить только двух призёров, а в этом году учащиеся данной школы смогли занять 4 призовых места. Анализ результатов районного этапа  олимпиад показывает, что наиболее низкий процент выполнения предложенных заданий по  математике, информатике, астрономии,  обществознанию, физике, химии (от 12% до 28%). Учащиеся показали хорошие знания и набрали высокие баллы  по русскому языку и литературе,  культуре  родного края, технологии, экологии, чувашскому языку, физической культуре, музыке (процент выполнения предложенных заданий во всех классах составляет более 50%). Данные результаты должны заставить задуматься над проблемой подготовки учащихся к олимпиадам руководителей тех школ, где самый низкий процент выполнения заданий.

В базу данных «Одаренные дети Урмарского района» по итогам 2009-2010 учебного года включены фамилии 142 учащихся школ района – победителей предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных турниров районного, республиканского, Всероссийского уровней. В районе сформирована система  развития одаренных и талантливых детей, включающая различные интеллектуальные состязания: олимпиады, конкурсы, научно- практические конференции, фестивали и др.

В истекшем учебном году  приняло участие: 1) на олимпиадах- 890 (30,7%) школьников в прошлом учебном году -867  (28,7 %), из них стали победителями и призерами – 264 (29,6%) (в прошлом году - 230 (26,5 %),  в том числе: в районе- 830 (28,6%),  (в прошлом году - 806 (26.6 %), из них стали победителями и призерами 255 (30,7%)   (в прошлом году - 225 (27.9 %); в республике приняли участие - 60 (2,07%) учащихся,  (в прошлом году - 61 (2,01 %), из них стали победителями и призерами 8 (13,3%)  (в прощлом году - 4 (6,5%), на Всероссийском уровне- 1 (0,03 %) ученик, (в прошлом году - 1  (0.03 %), из них стали призерами 1 (100 %), (в прошлом году – 1 (100%).

2) в различных конкурсах, конференциях различного уровня - 5344  школьника (отдельные учащиеся принимали участие в нескольких мероприятиях)  (в прошлом учебном году-5015. Из них стали победителями и призерами – 329 (6,1%) (в прошлом учебном году- 721 (14,3 %)  ученик.  В том числе приняло участие в республике-  1106 (20,6%) школьников (в прошлом учебном году-2067 (41,2 %), из них стали обладателями дипломов 1- 3 степеней - 84 (7,5%) учащихся (в прошлом учебном году-136 (6,5 %), на Всероссийском уровне приняло участие 4283 ученика,  (в прошлом учебном году-2236 школьников), из них стали призерами и лауреатами 185 ( 4,3%) детей (в прошлом учебном году- 35 (1,5 %)

3) в дистанционных олимпиадах участвовал 321 ученик, 29 стали призерами.

Победители республиканских олимпиад: Викторов Степан (Урмарская СОШ №1 им.Г.Е.Егорова) 3 место, Горбунова Ангелина (Урмарская СОШ №1 им.Г.Е.Егорова), Степанова Татьяна (Большеяниковская СОШ) 3 место,  Егоров Максим (Урмарская СОШ №1 им.Г.Е.Егорова) 2 место,  Загриева Галлия (Урмарская СОШ №1 им.Г.Е.Егорова) 3 место, Егорова Надежда (Урмарская СОШ №1 им.Г.Е.Егорова) 2 место, Гафитуллин Алексей (Шигалинская ООШ) 3 место, Ермолаева Ирина (Урмарская СОШ №1 №1 им.Г.Е.Егорова) 2место, Шмелёва Ирина (Урмарская СОШ №1 №1 им.Г.Е.Егорова) призёр. 

 Призером всероссийской олимпиады по ОБЖ второй год подряд становится Егоров Максим (Урмарская СОШ №1 №1) . За достигнутые значительные результаты в учебной, исследовательской, творческой деятельности ему назначена ежемесячная специальная стипендия Президента Чувашской Республики. Еще двое учащихся нашего района получают именную стипендию Президента ЧР – Матвеев Алексей  и Петров Вадим, учащиеся Урмарской детской школы искусств.

Хорошие результаты в конкурсах показывают учащиеся кадетского класса Большеяниковской СОШ. На 42-х финальных юнармейских играх «Зарница», «Орленок», проходивших  в июне 2010 г. команда кадетского класса «Факел» под руководитством Иванова Вячеслава Николаевича заняла3 место.

На 24 республиканском слете школьных лесничеств, проходившем с 3 по 5 июля 2010 г., команда Урмарской СОШ №1 также заняла 3 место (руководитель Кузьмина Надежда Ильинична). Мы гордимся высокими результатами наших детей.

 

            Показатели активности учащихся на различных мероприятиях  свидетельствуют  о творческом подходе к работе педагогов.  В Год учителя особо почетно назвать имена творчески работающих учителей, подготовивших победителей и призеров республиканских и Всероссийских олимпиад, научно- практических конференций, конкурсов, турниров: Антонов Владимир Павлович, Матросова Светлана Николаевна, Кузьмина Надежда Ильинична,  Бондарева Светлана Васильевна, Васильева О. В., Соколова Ольга Анатольевна, Шапеев Владимир Иванович, Табакова Валентина Михайловна, Васильева Галина Николаевна (учителя Урмарской СОШ №1), Дмитриева Светлана Николаевна (Большеяниковская СОШ), Горбунов Александр Михайлович, Трофимова Галина Алексеевна, Яндутова Надежда Семеновна, Долгова Светлана Владимировна  (учителя Шигалинской ООШ);   Иванова Ирина Васильевна, Иванов Вячеслав Николаевич, Табакова Татьяна Рудольфовна, Кудряшова Татьяна Александровна, Григорьева Аврора Петровна (учителя Б.Яниковской СОШ),  Авакова Надежда Юрьевна (Ковалинская СОШ), Романова Светлана Васильевна, Данилова Марина Витальевна (учителя Кульгешской ООШ), Антонов Сергей Николаевич (Староурмарская СОШ), Ноздрин Александр Михайлович, Никифорова Людмила Федоровна (учителя Чубаевской ООШ), Илларионова Зоя Даниловна, Ульянова Надежда Михайловна (учителя Тегешевской ООШ), Петрова Любовь Николаевна, Иванова Надежда Васильевна (учителя Арабосинской ООШ), Краснова Маргарита Вячеславовна, Ефимова Елена Анатольевна (учителя Кудеснерской ООШ), Смирнова Светлана Ивановна, Семенова Елена Васильевна, Степанова Алевтина Михайловна, Михайлова Альбина Васильевна (учителя Челкасинской ООШ), Прокопьева Людмила Николаевна, Цыркунова Татьяна Леонарьевна, Вотякова Людмила Николаевна, Степанова Татьяна Александровна, Николаев Владимир Д.анилович (учителя Мусирминской СОШ), Сапаркина Лидия Николаевна (Шихабыловская ООШ), Теплова Регина Семеновна (Большечакинская ООШ), Яковлев Александр Юрьевич (Шоркистринская СОШ), Вакин Орец Евстафьевич (преподаватель Дома детского творчества, Чернова Марина Юрьевна, Ковалевская Лира Николаевна Ефимов Ефим Михайлович, преподаватели детской школы искусств.

            Современную школу невозможно представить без развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры. На сегодняшний день в 18 школах  района  имеется  344  современных компьютера, однако 33 компьютера из них уже морально устарели и требуют замены. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 18 общеобразовательных учреждениях   района на  68 персональных компьютерах установлены  новые лицензионные  продукты Linux. В  январе 2010  года  установлены  единые контент-фильтры, таким  образом, усилена защита  школьного  Интернета.  Число учащихся на  1  персональный компьютер составляет  8,3, в прошлом году эта цифра составляла 8,64.

        

Одним из показателей информационной зрелости педколлектива является наличие веб-сайта. Все общеобразовательные учреждения нашего района  имеют  сайты и  используют электронную  почту.  Ссылки на  персональные  сайты, размещенные  на  сервере  E-publish  имеют  222 учителя – предметника  (71,3%)  и 131 подсайт  классов (55,7%). Возникает необходимость работы с учителями, не имеющими сайты, по их созданию.       

Начата  работа c общеобразовательными  учреждениями  по установке  бесплатного  программного  обеспечения Lile Meeting (к 31 декабря 2010  года  планируется  установить на  167 персональных  компьютерах  школ района).   Количество   компьютеров, на  которых будут  продлены сроки  договоров ОУ района  на  программное  обеспечение  Windows – 113.

    Большую работу по информатизации проводит открытый в мае 2007  года на базе МОУ "Урмарская СОШ № 1 им.Г.Е.Егорова" районный  межшкольный информационно- методический центр, где  образовательные учреждения  района получают постоянную  методическую  помощь. Особо хочется отметить работу по  организации курсов, обучающих семинаров. В течение учебного года 18 учителей  школ  района прошли дистанционные курсы, 19 учителей -  тестирование  по   программе «Обучение  специалистов  сферы  образования   внедрению  пакета  свободного  программного  обеспечения   и  использованию  свободного  программного  обеспечения  в  учебном  процессе». Педагоги  образовательных  учреждений  района прошли  курсы по проекту ИСО "Информационные  технологии  в  деятельности учителя-предметника", на семинаре ознакомились с основными страницами нового образовательного портала. Все школы на сегодняшний день перешли в систему единого образовательного Портала.       

 На  базе  ресурсных центров МОУ «Урмарская СОШ № 1  им.Г.Е.Егорова  и  МОУ «Большеяниковская СОШ»  идет апробация  системы «Электронный  дневник  школьника.

С января 2010 года все школы были включены в программу реализации  Послания  к  Государственному  Совету   республики  2010  года  «Чувашия из  будущего  и  для  будущего».  В связи с этим проведены  курсы  обучения  компьютерной  грамотности населения. В течение 3 месяцев с  помощью волонтеров-старшеклассников, молодежи, студентов, учителей  информатики обучено 278 граждан   района. Количество людей, прошедших обучение от  20 до 30  лет  составило 25 человек, от 30 до 50 лет – 246, от 50 до  60  лет -6, от  60 и выше – 1.

В системе образования Урмарского района успешно используется дистанционная форма общения учащихся, педагогов. С помощью учителей-предметников, учителей информатики, программистов школьники активно используют возможности компьютерных технологий. Во многих школах района созданы условия для свободного доступа к электронной почте и поиска информации в сети Интернет. Учащиеся и педагоги активно участвуют в Интернет-олимпиадах, конкурсах, достигают высоких результатов. В Интернет-олимпиаде по чувашскому языку учащиеся Мусирминской СОШ, Ковалинской ООШ заняли 4 первых, 3 вторых и 4 третьих места (учителя Цыркунова Т.Л., Авакова Н.Ю., Ильина Е.Ф.). В Интернет-конкурсе «С былин стряхнем мы пыль» учащиеся Мусирминской школы заняли 3 место (учитель Цыркунова Т.Л.).В республиканском конкурсе эссе «Учитель! Перед именем твоим..» заняли призовые места  учащиеся Чубаевской, Урмарской, Челкасинской школ (руководители Никифорова Л.Ф., Егорова А.Л., Бондарева С.В., Смирнова С.И.).

 Об активации использования информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании подрастающего поколения в районе доказывает тот факт, что за этот учебный год было проведено 4 мероприятия в режиме on-line: в рамках юбилейной научно-практической конференции учитель информатики Матросова С.Н. показала мастер-класс на тему: «Использование ИКТ во внеурочной деятельности». Опыт учителей Урмарского района замечен в Министерстве образования ЧР. На официальном открытии Года учителя Матросовой С.Н. и Шмелевой Т.Л., учителям Урмарской СОШ №1, поручено было провести  публичный интернет-урок. Учителя показали интегрированный  урок на тему «Расчет коэффициента информационной культуры». Урок был высоко оценен педагогическим сообществом Чувашской Республики. 7 мая 2010 года ученики Урмарской СОШ стали участниками Всероссийского Интернет-парада, проводимого Саратовским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования совместно с фирмой Microsoft, посвященного 65-летию  Победы в Великой Отечественной войне. Ребята рассказали о том, как они готовятся к празднику Победы, показали свои лучшие работы о ветеранах войны. Интернет-парад длился  2 часа. За это время ребята смогли увидеть выступления школьных команд из Ленинградской, Оренбургской, Саратовской, Курской, Самарской областей, из Калмыкии и Пензы. Команду Урмарской школы представляли 9 учащихся Урмарской СОШ №1.

 В целях реализации  направления  «Формирование  механизмов стимулирования  по  активизации  использования  информационных  технологий проведены следующие  конкурсы:  конкурс «ученических анимационных  работ «Молодое  поколение за  экологическую безопасность», «Лучший  школьный  пресс-центр»,  конкурс сайтов школьных  учителей и  педагогических  работников ДОУ, ДЮСШ, школы искусств и педагогов  дополнительного  образования. В районе созданы сайты  семей учителей.

«Современная школа должна соответствовать самым высоким стандартам качества жизни в XXI веке». Эти слова Президента Чувашской Республики, уверен, разделяют все. Но согласитесь, чтобы сделать школу благоустроенной с центральным отоплением, водопроводом, канализацией, с современными учебными кабинетами,  спортивным физкультурным залом, т.е. отвечающей  высоким современным требованиям, в нынешних условиях кризиса сложно. Несмотря на некоторые финансовые затруднения к новому учебному году школы района подготовились  хорошо. По итогам проверки комиссии все школы получили подписи о готовности к новому учебному году. В этом году на выполнение текущего ремонта по ОУ направлены финансовые средства на сумму 747,3 тыс. руб. при плане 499,4 тыс. руб. На капитальный ремонт – 3606,2 тыс. руб. при плане 3571,6 тыс. руб. На осуществление капитального ремонта выделены субсидии из Республиканского бюджета в сумме 1346,1 тыс.руб. по софинансированию из местного бюджета 1346,1 На обеспечение пожарной безопасности и санэпидсостояния  выделено 393,021 тыс. руб. Использована новая форма – аутсоринг (конкурсный отбор малых предприятий, осуществляющих ремонтные и строительные работы). В Челкасинской ООШ на основе такой формы произведена замена оконных пластиковых рам. В Чубаевской ООШ проведен капитальный ремонт школьного здания на сумму 2692,2 тыс. руб.  

По ДОУ выполнены ремонтные работы в общей сложности на сумму 391,4 тыс. руб. На обеспечение пожарной безопасности и санэпидсостояния  выделено 121,4 тыс. руб. По дополнительному образованию объем выполненных ремонтных работ составляет на сумму 533,4 тыс. руб.

По требованиям СанПина в 11 учреждениях образования района оборудованы медицинские кабинеты, где дети могут получить квалифицированное медицинское обслуживание. К 1 сентября такие кабинеты должны быть во всех школах. После регистрации и подготовки необходимого пакета документов эти кабинеты будут переданы учреждению здравоохранения.

В 6 школах имеются 11 автобусов и 2 микроавтобуса для перевозки 452  учащихся из 35 населенных пунктов. В целях повышения их безопасности утверждены маршруты и расписания движения школьных автобусов, ответственные за перевозку детей. Водители имеют соответствующие категории для перевозки учащихся, прошли обучение по правилам дорожного движения.

Все школы имеют столовые, в которых более 90% детей получают одноразовое горячее питание. В школах с группой продленного дня дети получают двухразовое питание. Во многих уменьшение затрат на питание стало возможным за счет использования сельхозпродукции, выращенной на своих земельных участках. В целях дальнейшего совершенствования организации горячего питания, обеспечения качества, сбалансированности рационов питания, внедрения прогрессивных форм обслуживания, широкого распространения передового опыта работы коллективов ОУ, с  января по  март 2010 года проведены районные конкурсы «Лучшая школьная столовая и лучший пищеблок дошкольного образовательного учреждения». Не все образовательные учреждения в полной мере осознали всю серьезность данного мероприятия. Между тем хорошо известно, что многие заболевания дети получают именно в школьный период, и это связано прежде всего с питанием. Именно здоровое и полноценное питание – это залог будущего здорового поколения, соответственно интеллектуально развитого. На голодный желудок и учеба не идет. Как говорил Петр Первый: «Не полопаешь – не потопаешь».  Большая работа проведена коллективом Челкасинской школы (руководитель Иванова Галина Алексеевна). За короткий срок здесь  умудрились полностью изменить облик столовой. В столовой стало уютно, светло и просторно, разнообразное меню, с любовью приготовленная вкусная еда. Самая высокая оценка- это оценка детей. «Не хочется уходить из столовой», «Можно ли посидеть тут после уроков?», «Наша столовая похожа на сказку», «Можно, чтобы эта обстановка не менялась?» Комментарии здесь излишни.

Районная комиссия отметила активную работу администрации Челкасинской, Кудеснерской, Чубаевской, Арабосинской, Шигалинской, Кульгешской, Урмарской, Мусирминской школ, ДОУ «Зоренька», «Теремок»,  «Радуга»  по организации питания, созданию условий для улучшения деятельности пищеблоков,  проведению мероприятий по повышению качества блюд и изделий, по внедрению новых форм и методов по формированию культуры питания  воспитанников. Но вместе с тем конкурс выявил ряд недостатков по организации горячего питания: отсутствие утвержденных меню, использование несоответствующей посуды.

Уважаемые коллеги. Время постоянно вносит новые требования к системе образования, к методам и формам работы с детьми. Но есть одна закономерность – во все времена школьная успешность детей во многом определяется их развитием в дошкольный период. Достижение нового современного качества образования педагоги дошкольных учреждений района видят в создании условий для сохранения и укрепления здоровья детей, в создании условий для развития творческого потенциала. С этой целью в  детских садах и дошкольных группах оказываются дополнительные образовательные услуги по различным направлениям. В 24 кружках занимаются 326 детей без предъявления оплаты. Детские сады работают в социуме с домом творчества, детско-юношеской спортивной школой, детской школой искусств, библиотеками, МУЗ «Урмарская центральная районная больница», общеобразовательными учреждениями.

В системе дошкольного образования Урмарского района насчитывается 7 детских садов с числом детей 693 в 31 группе (в 2008 - 647 детей), общеобразовательные школы, в составе которых функционируют дошкольные группы 13 (21 группа) с охватом 314 детей (в 2008 – 249), начальная школа - детский  сад 1, детей – 22.

Но все же одной из актуальных проблем остается очередность в детские сады.

На 1 июня 2010 года очередность по пос.Урмары составляла 406 детей, из них с 1 до 3 лет – 221 ребенок; с 3 до 5 лет – 94; до 1 года – 91. Чтобы увеличить охват детей предшкольной подготовки и снять социальную напряженность, в течение 2009 года принимались меры по созданию дополнительных мест в ДОУ для детей. В МОУ «Чубаевская ООШ» в сентябре 2009 года дополнительно открыта одна группа на 20 детей. На базе МДОУ «Детский сад № 2 «Колосок», МДОУ «Детский сад № 3»Зоренька», МДОУ «Детский сад «Радуга», МОУ «Шигалинская ООШ», МОУ «Орнарская ООШ», МОУ «Шихабыловская ООШ» открылись группы кратковременного пребывания для детей старшего дошкольного возраста. Но все же не все дети этого возраста охвачены предшкольным образованием 68. В целом дошкольным образованием охвачено по району 1029 детей, что составляет 65,2% от общего числа детей дошкольного возраста. С перегрузкой работают все детские сады поселка Урмары. Альтернативный проект, предложенный Министерством образования, семейные и домашние детские сады в районе не нашел поддержки. Возможно, он решил бы проблемы с местом для детей в детском саду. В предстоящем будущем жителей поселка ждут благоприятные изменения. В 2011 году запланировано строительство детского сада на 140 мест. Этот вопрос согласован в Министерстве образования ЧР. Не менее значимым для работников самостоятельных детских садов является достойная оценка их добросовестного труда. Речь идет о финансовой поддержке. К 1 сентября по Указу Президента педагогам самостоятельных ДОУ будет выплачено до 23% стимулирующей части заработной платы.  Деньги уже поступили.

Не менее важной проблемой доступности дошкольного образования является размер платы, взимаемой с родителей за содержание детей. Родительская плата составляет в месяц 600-650 рублей, 12,5 % в дошкольных группах при ОУ от стоимости содержания детей в детском саду. Стоимость содержания 1 ребенка в год в среднем составляет: в ДОУ -  34777 рублей, в дошкольных группах при ОУ – 39284 руб.  Имеются льготы по родительской плате для родителей, имеющих 3 и более детей. 122  человека оплачивают 50 % от стоимости платы. Осуществляется государственная поддержка семьям, имеющим детей дошкольного возраста, им выплачивается компенсация части родительской платы. В этом году выплачено 754508 рублей 83 коп.  6 родителям за 10 детей, находящихся под опекой выплачено 108889рублей 51 коп.

Формирование здорового образа жизни и спортивного стиля жизни – одна из наиболее актуальных проблем образования в Урмарском районе. За последние годы для сохранения и укрепления здоровья детей сделано немало. К услугам школьников предоставлены школьные стадионы и спортивные площадки, разнообразные спортивные кружки и секции, детско-юношеская спортивная школа, современный физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейнами и залами для занятий различными видами спорта. В школах имеется соответствующая материальная база для занятий физкультурой и спортом, квалифицированные кадры. В течение учебного года проведено множество мероприятий, учащиеся участвовали в спортивных соревнованиях. Только в ДЮСШ в этом году проведено более 90 мероприятий российского, республиканского и районного масштаба. Здесь занимается 559 учащихся школ в 35 группах. Наибольшее предпочтение дети отдают таким видам спорта, как: самбо, волейбол, футбол, велоспорт, легкая атлетика, вольная борьба, аэробика. С вводом в действие ФСК усилился интерес учащихся к плаванию. Дети с удовольствием посещают бассейн. 7969 посещений ФСК учащимися из 17 школ установлено   за период с декабря по апрель 2010 года.

 Многие ученики научились плавать. А это очень важно для ребенка во время купания летом в открытых водоемах. Большее количество посещений бассейна организовано в Староурмарской СОШ,ЧелкасинскойООШ, Мусирминской СОШ,Ковалинской ООШ,Шигалинской ООШ. Руководители этих школ заинтересованы  в воспитании здоровых детей.

А руководители Орнарской ООШ(процент посещения самый маленький – 8,4), Шоркистринской СОШ(13,6%), Большеяниковской СОШ(24,7%)  на здоровье своих учеников махнули рукой. Только здоровое поколение, получившее качественное образование в современных условиях сможет обеспечить дальнейшее развитие страны. Пока состояние здоровья наших школьников  оставляет желать лучшего. По итогам медицинского осмотра 12% учащихся школ района имеют хронические заболевания. Причины все те же: неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия, несбалансированность питания, наличие вредных привычек, слабая роль семьи в формировании здорового образа жизни.  Наша задача: научить детей заботиться о своем здоровье. В качестве наглядного примера можем служить мы, учителя. Воспитать здоровое поколение может только здоровый учитель. В рамках года учителя районная профсоюзная организация работников народного образования и науки предоставила учителям возможность поправить и укрепить свое здоровье в ФСК. Педагогам вручены 183 именных карточек для посещения бассейна на льготных условиях (50% от стоимости услуг) Воспользовались такой возможностью 56% педагогических работников. С января по июнь отмечено 338 посещений бассейна, фитнеса, массажного кабинета.

Хотим растить физически здоровых ребят, готовим спортсменов. Вот бежит спортсмен за лучшее призовое место, проходит дистанцию. Но побежит ли на крик о помощи. Кто-то нуждается в его помощи, слышит ли он этот крик? Помним ли мы, как велик дефицит добра и милосердия. Большая надежда возложена в формировании в детях этих качеств на предмет основы религиозных культур и светской этики. Почти все учащиеся совместно с родителями выбрали из этого курса блок основы православной культуры. Знание истории мировых культур – это инструмент, позволяющий закрепить в сознании современного школьника незыблемое духовное основание жизни человека – любовь. Любовь проявляется в милосердии, послушании родителям, заботе о слабых и нуждающихся. Воспитать в детях  любовь к ближнему может только человек, обладающий этим чувством, человек с большой душой. Не было сомнений в выборе преподавателей этой дисциплины, потому что учителя православной культуры школ района – это высоконравственные люди, способные брать на себя ответственность за сохранение мира, красоты родной земли.

Все более острой педагогической проблемой год от года становится свободное время учащихся. Система дополнительного образования, как барометр, реагирует на все изменения в обществе. Она дает возможность детям и подросткам проявить свои способности. 1115  учеников в 57 творческих объединениях.  заняты в системе дополнительного образования.  78 педагогов работают над воспитанием  и формированием творческой личности. Итогом работы воспитательных программ является результативность участия учащихся в смотрах и конкурсах творческой направленности. 35 воспитанников Дома детского творчества, 10 учащихся детской школы искусств стали призерами и дипломантами республиканских и региональных конкурсов. Но по итогам анализа наблюдается спад уровня подготовки ребят, причины которого кроются в несформированности у педагогов понимания результатов труда, недостаточном профессионализме.

Организация летнего отдыха детей занимает одно из важных мест в системе воспитания. В целях оздоровления, отдыха и занятости учащихся в дни зимних и летних каникул в ОУ района были организованы пришкольные лагеря. В зимний период функционировали 3 лагеря в Урмарской СОШ №1, Мусирминской СОШ, Шигалинской ООШ с общим охватом  95 детей. В летний период сезона 2010 года в 12 ОУ работали летние профильные пришкольные лагеря, где отдохнул 491 подросток при плане 491 что составляет 100% С 8 июня   свои двери открыл оздоровительный лагерь «Романтика». За три смены  здесь отдохнули и набрались сил 235 детей.

Неоценима роль классного руководителя в жизни каждого школьника. Классный руководитель несет огромную ответственность за жизнь и здоровье, воспитание духовно-нравственных качеств ребенка. В прошлом учебном году в школах района работало   182 классных руководителя. В целях выявления и поддержки творчески работающих классных руководителей в районе проведен конкурс «Самый классный классный». На школьном уровне участвовало 112 классных руководителей, на районном этапе – 40. На республиканский этап вышли классные руководители Долгова Светлана Владимировна (Шигалинская ООШ), Григорьева Елена Ивановна (Шоркистринская СОШ), Вотякова Людмила Николаевна (Мусирминская СОШ). В рамках конкурса 112 классных руководителей представили инновационные проекты в области воспитания. Проводимые воспитательные мероприятия с детьми, тесное взаимодействие классных руководителей с родителями способствует снижению преступности среди несовершеннолетних. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за 2010 год, по сравнению с 2009 сократилось на 20%. Но все же не пустуют списки детей, находящихся на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних. По району таких подростков 36, в том числе 20 – школьников.  Проблема профилактики с детьми из неблагополучных семей должна объединить всех представителей социума в проведении конкретных мероприятий по предупреждению преступности и безнадзорности.

Школа несет ответственность за обучение каждого ученика – и сильного, и слабого, с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях района обучается 31 детей-инвалидов, для четырех учащихся этой группы организовано индивидуальное обучение на дому. 10 детей с ограниченными возможностями здоровья получают образование в обычных классах Урмарской, Шоркистринской средних, Шихабыловской, Арабосинской основных школ. С 1  сентября 2010  года   в  Республиканском  центре  дистанционного  образования  намечается  создать  условия  для  организации  обучения  96 детей-инвалидов республики.  Обучение  будет  проводиться   по  индивидуальным  образовательным программам  в  дистанционной  форме. На  время  обучения  учащемуся  в  безвозмездное  временное   пользование  передается  комплект  компьютерного  оборудования  и  предоставляются  бесплатное   подключение   и  услуги  передачи   данных   в  глобальной сети  Интернет. По квоте возможность обучения  детей в  Центре  дистанционного  образования предоставлено  4  учащимся нашего  района.   Этого, конечно мало, но все же будем надеяться на увеличение числа обучающихся в следующем году. В рамках реализации  данного проекта учителя  района  прошли курсы  повышения  квалификации  и   получили  свидетельства государственного образца.  Всего  на  данных  курсах обучались  5  учителей   нашего  района.

Согласитесь со мной, коллеги. Самочувствие учителей во много зависит от справедливой оценки их профессионализма, их мастерства. Сегодня это можно сделать, только используя аттестацию, по результатам которой устанавливается размер заработной платы в зависимости не только от количества часов, но и от уровня развития профессионально – педагогической культуры.

При существующей неудовлетворенности оплатой труда материальный фактор, тем не менее находится не на первом месте в жизни учителя. С первого января 2009 года внедрен новый механизм оплаты труда. Он состоит из базовой и стимулирующей части. Средняя заработная плата учителей района за II квартал 2010 г. составляет 9847 рублей. вместе с тем внутри школ используются материальные методы стимулирования: премирование, надбавки. Наиболее эффективно она осуществляется в УСОШ №1, Чубаевской ООШ. Это достаточно серьезная мотивация для повышения качества и результативности педагогов. Остается фактом, что показатели и критерии, связанные с формированием оплаты труда, должны непосредственно зависеть от  результатов труда самого учителя.

Молодых специалистов в школах района – 8, в прошлом учебном году их было 5. Проблема закрепления молодых кадров в образовательных учреждениях, повышения социального статуса педагога вообще – проблема общегосударственная, и её решению в рамках района способствует аттестация педагогических кадров, участие в конкурсном движении, различные формы методической работы и распространения передового педагогического опыта, система материального и морального поощрения педагогов. В 2009-2010 учебном году молодые специалисты активно участвовали в профессиональных конкурсах, олимпиадном движении и достигли хороших результатов. С нового учебного года в школах района приступит к работе всего 2 молодых специалиста: Васильев Геннадий Олегович, учитель математики, направляется в Орнарскую ООШ, Иванова Татьяна Валерьевна, учитель математики, - в Большеяниковскую СОШ.

Уважаемые участники конференции!

Заканчивая свое выступление хочу сказать:

Прошу Вас, помните, в школе учитель – это все. Школа держится на учителе. Ни одно техническое средство, ни одно наглядное пособие не заменят учителя. Техника глуха и слепа без мудрого и доброго наставника, она никогда не дойдет до ума и сердца ученика, если не поможет учитель. Даже самые великие шедевры мировой живописи и музыки не скажут человеку, как он силен и всемогущ. Романтика и мечтателя может увлечь за собой простой стук вагонных колес, будущего инженера может заинтересовать любая гайка. Наша с вами задача – стараться увидеть в детях то главное, что отличает его от других, чем его одарила природа, и помочь им увидеть в себе Человека и расти. Расти и не останавливаться. В нашем районе сосредоточен огромный интеллектуальный потенциал, потому что вы, дорогие коллеги, являетесь носителями высокой образованности, образцовой интеллигентности и настоящей культуры. В канун Дня знаний примите самые искренние слова благодарности за ваш огромный труд, житейскую мудрость и неисчерпаемую любовь к детям!

Желаю вам внутренней стойкости, профессиональной чуткости, любви к детям, оптимизма, энергии, здоровья и удачи!